Дмитрий Карпюк
4 апреля

Производственная драма — утраченная жемчужина советского кино

Производственная драма обычно ассоциируется либо с усердно перевыполняющими план передовиками, либо с пылкими спорами на заседаниях горкома. Понятно, что такие образы, в массе своей верные, не могут не вызывать зевоту. Однако и этот жанр полон фильмов, которые захватывают и увлекают. Специально для «Вашего досуга» о них рассказывает кинообозреватель Дмитрий Карпюк.

Пик производственной драмы «с человеческим лицом» приходится на конец 60-х и на 70-е — именно после оттепельного кинематографа для режиссеров стал важен живой, переживающий сомнения герой, а не показатели роста производства. Достаточно вспомнить шедевр Михаила Ромма «Девять дней одного года», пронзительную и поэтичную повесть в 9 главах о физике Дмитрии Гусеве (Алексей Баталов), для которого отношения с Лялей отступают на задний план перед тайнами атома.  

К тому же периоду относится и армянский фильм «Здравствуй, это я» Фрунзе Довлатяна с замечательным актерским дуэтом Армена Джигарханяна и Ролана Быкова. Они играют двух друзей, физиков и немножко лириков, и здесь, в отличие от «Девяти дней…», отношения героя Джигарханяна с красавицами Фатеевой или Тереховой для него важнее любых научных споров в ереванских НИИ.

Еще одна «оттепельная» ласточка 60-х – комедийная производственная драма «Иду на грозу» Сергея Микаэляна. Александр Белявский и Василий Лановой играют двух друзей, буквально одержимых идеей «оседлать грозу» и погнаться наперегонки с молниями. Конечно же, они физики, и, само собой, они тоже влюбляются.

Впрочем, героями драм 60-х становились не только научные мужи. Особняком стоит «Необыкновенная выставка», грузинская трагикомедия и отчасти притча Эльдара Шенгелая о талантливом скульпторе, который вынужден зарабатывать на жизнь, изготавливая могильные памятники.

В качестве яркого примера производственной драмы 70-х можно назвать фильм «Дела сердечные», где показан один день работы команды «скорой помощи» во главе с врачом-кардиологом в блестящем исполнении Георгия Тараторкина. Режиссер Аджар Ибрагимов снял своего рода пращур хлебниковской «Аритмии» — самым важным здесь являются встречи с больными, иногда комичные, порой трагические, а характеры врачей и их взаимоотношения раскрываются через маленькие ежедневные подвиги и подлости. Особенно хорош здесь Анатолий Папанов в роли ворчливого и прижимистого шофера «скорой помощи» Бориса Ивановича.

Также любопытен фильм «Отклонение – ноль», где Тараторкин играет уже летчика-испытателя, которого хотят снять с испытаний новой модели самолета после смерти жены.

Можно вспомнить и типичные производственные драмы по сценариям Александра Гельмана – «Премия» Микаэляна и «Обратная связь» Виктора Трегубовича. Великолепный актерский состав позволял с интересом следить за спорами о проваленном плане и строгими порицаниями «рвачества», «очковтирательства» и прочих сегодня уже не очень актуальных изъянов.

Но самое почетное место в истории советского кино занимают все же картины, где производственные отношения становятся декорациями для психологических портретов героев. Такими, например, были «школьные» драмы – «Доживем до понедельника», «Дневник директора школы», «Ключ без права передачи». В каждом из них внутренняя жизнь педагогов и подростков была намного увлекательней учебного процесса.

В 80-х драма окончательно «победила» рабочие процессы – достаточно вспомнить «Самую обаятельную и привлекательную» с рабочим фоном, служащим исключительно одной цели – найти героине Ирины Муравьевой среди коллег-мужчин достойную партию.

Или выдающуюся «печальную комедию» Георгия Данелия по сценарию Александра Володина «Осенний марафон» о буднях переводчика Андрея Бузыкина (Олег Басилашвили), разрывающегося между работой, женой и любовницей.

Раз уж вспомнили Данелию, нельзя не сказать о «трудовых буднях» непутевого сантехника-забулдыги Афони (Леонид Куравлев) из одноименного трагикомедии, который уделял выпивке и делам сердечным намного больше времени, чем установке раковин и устранению засоров.

Наиболее выдающимися производственными драмами 80-х из жизни творческих людей стали две картины с Леонидом Филатовым в главной роли – «Голос» Ильи Авербаха и «Успех» Константина Худякова. В обеих он играет режиссеров, только в «Голосе» он снимает кино, в процессе ругаясь со всей съемочной группой, от сценариста до директора фильма, а в «Успехе», поставленном по сценарию Анатолия Гребнева – пытается всеми правдами и неправдами поставить «Чайку» в провинциальном театре. Для достижения поставленной цели он идет на многое – унижается и унижает других, врет напропалую, но все же добивается своего.

Своего рода изводом производственной драмы можно назвать сюрреалистическую фантазию «Город Зеро» Карена Шахназарова, которая колеблется где-то между сатирой и русским ответом Дэвиду Линчу. Здесь инженер из Москвы (снова Леонид Филатов) приезжает в командировку, но вместо рабочих вопросов тщетно пытается разобраться в обрушившемся на него абсурде.

Увы, с приходом 90-х жанр себя в целом изжил – тем любопытней вспомнить, что он из себя некогда представлял, и увидеть лучшие производственные драмы на большом экране.

С 27 марта по 8 мая в кинотеатрах «Факел», «Звезда» и «Юность» сети «Москино» проходят показы фильмов программы «Синематека. Производственная поэма» — это ретроспектива советских фильмов с середины 60-х годов по конец 80-х, снятых в жанре производственной драмы. Все фильмы демонстрируются с пленки из архивов Москино. Куратор программы — искусствовед Карина Караева.

Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте.

Отзывы о «Производственная драма — утраченная жемчужина советского кино»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

Хит

с 11 апреля (чт) | США, 1979, 8 к/т, военный, драма с 11 апреля (чт)

Впервые легендарный шедевр Фрэнсиса Форда Копполы о войне во Вьетнаме в прокате кинотеатров.

с 11 апреля (чт) | США, 2019, 112 к/т, боевик, приключения, ужасы, фантастика, фэнтези с 11 апреля (чт)

Новая экранизация комиксов о супергерое, попавшем в наш мир прямиком из ада.

с 20 апреля (сб) | Великобритания, Франция, 2018, 95 к/т, драма, биография с 20 апреля (сб)

Фильм рассказывает о биографии легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева.

Выбор редакции

с 28 марта (чт) | Великобритания, США, 2019, 7 к/т, комедия с 28 марта (чт)

Наркозависимый герой по прозвищу Лунный Пес пытается написать свою книгу стихотворений, но постоянно попадает в неприятности, которые не дают ему закончить начатое.

с 18 апреля (чт) | Великобритания, 2018, 50 к/т, драма, триллер, биография с 18 апреля (чт)

История русской шпионки, которая предотвратила Третью мировую войну.

с 28 марта (чт) | США, 2019, 102 к/т, фэнтези, семейный с 28 марта (чт)

Ремейк культового мультфильма 1941 года про слоненка с большими ушами и добрым сердцем.

с 4 апреля (чт) | США, 2019, 89 к/т, триллер, ужасы с 4 апреля (чт)

Семья Луиса Крида переезжает в сельский дом, который, как выясняется, расположен по соседству с мрачным Кладбищем домашних животных.

с 18 апреля (чт) | Россия, 2019, 118 к/т, боевик, комедия с 18 апреля (чт)

Авантюрная комедия о миллиардере, который хочет вернуть свои богатства.

с 4 апреля (чт) | США, 2019, 116 к/т, боевик, приключения, фантастика, фэнтези с 4 апреля (чт)

У маленького мальчика появляется способность в случае необходимости превращаться во взрослого супергероя при помощи одного волшебного слова.

с 11 апреля (чт) | Норвегия, 2018, 11 к/т, драма, биография с 11 апреля (чт)

Байопик о спортсменке Соне Хени, которая придумала современное фигурное катание.

с 28 марта (чт) | США, 2019, 12 к/т, триллер, ужасы с 28 марта (чт)

Картина расскажет о семейной паре, которая вместе с детьми и друзьями приезжает в пляжный домик в надежде расслабиться и отдохнуть.

с 4 апреля (чт) | США, 2019, 25 к/т, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный с 4 апреля (чт)

Натуралист и бесстрашный исследователь задается целью доказать существование недостающего звена.