Алексей Филиппов
30 мая

Рецензия: «4 месяца, 3 недели и 2 дня»

«Ваш досуг» совместно с каналом «Тинтина вечно заносит в склепы» запускает серию публикаций о авторском кино, которе достойно вашего внимания.


1987 год, две студентки — Отилия (Анамария Маринка) и Габита (Лаура Василиу) — тщательно собираются в город по какому-то важному поводу: бронируют гостиницу, одалживают у знакомых деньги, закупаются сигаретами. На месте выясняется, что причина не самая радостная: Габита беременна и хочет сделать аборт, а в коммунистической Румынии за такое могут посадить. Поэтому избавлением юных и не очень румынок от нежелательных родов промышляют нервные и не слишком приятные люди вроде Бебе (Влад Иванов), который до процедуры строго отчитывает девочек за всё, за что только можно. Впрочем, неизвестно, кто из подруг подвергается большему испытанию: растерянная Габита или предприимчивая Отилия, вынужденная разруливать все со склочными сотрудницами отеля, с Бебе, а заодно с молодым человеком и его семьей, которые видят в ней продолжение фамилии.

Если Пую интересуют метафизические бездны, скрывающиеся за человеческими ритуалами (обращение в Скорую или сороковины), Порумбойю — абсурд больших и малых процессов (румынская революция или одержимость футболом), то Мунджиу исследует социальную паутину, которая окружает человека, но проявляет себя лишь в кризисных ситуациях. Во взявших главный приз Канн «Четырех месяцах» в глаза бросается не острота темы (за пару лет до этого к теме абортов и гуманизма в послевоенной Великобритании уже обратился великий Майк Ли в «Вере Дрейк»).

Мир «4 месяцев» — наждачный, шершавый, склочный; мир непреходящего психологического (и как следствие — буквального) насилия. Рамка в виде коммунистического контекста 1987 года, последних лет власти Чаушеску, с одной стороны демонстрирует, как система, равнодушная к правам и особенностям личности, отражается в этих небольших диалогах, где один всегда просящий, а второй — способный оказать услугу (то есть носитель какой-никакой власти). С другой — показывает равнодушие вечное, суровый эгоизм, едва ли не усилившийся от насильной идеи общности.

«4 месяца» не случайно сравнивают с «Курьером» Шахназарова (особенно сцены семейного застолья): тот же контекст дряхлеющего в 80-е коммунизма, вместо четкой идеи — растерянность молодежи, которая ни во что не верит и ни на что не надеется. И тут, конечно, непонятно, кто страдает больше — изможденная физически Габита или прошедшая через моральную мясорубку Отилия, вольно или невольно думающая о почти пятимесячном эмбрионе и оценивающая обстановку, в которую мог бы родиться этот ребенок.

Именно будничность происходящего в ленте Мунджиу и пробирает до мурашек (как и вообще в лучших образцах румынской «новой волны»). Габита со своей беременностью и Отилия со своим характером будто мешают работе какого-то кафкианского механизма: можно было бы все списать на коммунизм, но нет — десять лет спустя нечто похожее Мирослав Слабошпицкий опишет в украинской драме «Племя», снятой на жестовом языке; там сцена аборта — один из главных аттракционов. Учитывая, как с сексуальным воспитанием и разговорами об абортах обстоят дела сегодня, можно заключить, что дело не в знаменах и «измах», а в головах, но жуткий оптимизм «4 месяцев, 3 недель и 2 дней» в том, что человек — семижильная скотина, способен пережить и не такое.

Отзывы о «Рецензия: «4 месяца, 3 недели и 2 дня»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 15 ноября (чт) | Великобритания, США, 2018, приключения, фэнтези, семейный с 15 ноября (чт)

с 29 ноября (чт) | Канада, 2018, мультфильм, семейный с 29 ноября (чт)

История о том, как важно верить в мечту.

с 8 декабря (сб) | США, 2018, приключения, фэнтези, семейный с 8 декабря (сб)

Яркое путешествие в волшебные миры по мотивам самой новогодней сказки в мире.

с 1 ноября (чт) | Великобритания, США, 2018, драма, биография с 1 ноября (чт)

Байопик о культовом музыканте и лидере группы «Queen» — Фредди Меркьюри.

с 6 декабря (чт) | Германия, Дания, Швеция, Франция, 2018, драма, триллер, ужасы с 6 декабря (чт)

Страшная история маньяка, который превратил убийство в искусство.

с 6 декабря (чт) | Бельгия, Франция, 2018, драма с 6 декабря (чт)

Фильм о героях и событиях Великой французской революции.

с 22 ноября (чт) | США, 2018, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный с 22 ноября (чт)

Волшебное путешествие во вселенную интернета.

с 29 ноября (чт) | Италия, США, 2018, детектив, триллер, ужасы, фэнтези с 29 ноября (чт)

Главный эстетский хоррор года.

с 6 декабря (чт) | Новая Зеландия, США, 2018, боевик, приключения, триллер, фантастика, фэнтези с 6 декабря (чт)

Постапокалиптическая история про города, которые поедают друг друга.

Германия, Белоруссия, Россия, США, в кино с 13 декабря (чт), драма, комедия

Творческая девушка ди-джей Веля из Минска мечтает уехать в Америку.

«Джеки», «Французский связной» и другие киноленты для поклонников жанра.

«Девушка с татуировкой дракона», «Американский психопат» и другие истории, леденящие кровь.