Метод Азии Ардженто – шок и эпатаж. Скандальная актриса  в очередной раз подтвердила свою репутацию, сыграв в фильме не менее скандального режиссера Катрин Брейа «Тайная любовница».

Азия Ардженто (во всех официальных документах она  значится как Ария, поскольку в мэрии отказались регистрировать имя, на котором настаивали родители)  – на сегодня одна из самых востребованных актрис в европейском кино. Она настоящая итальянская кинозвезда в классическом понимании этого слова – раскрепощенная, яркая, сексуальная. На интервью Азия пришла в облегающем платье, темных очках и на высоченных шпильках. И, пожалуй, не было ни одного прохожего, который бы не проводил ее долгим любопытным взглядом. Впрочем, на повышенное внимание к своей персоне Ардженто реагирует равнодушно. Дочь театральной актрисы Дарьи Николоди и культового режиссера фильмов-ужасов Дарио Ардженто («Алого цвета», «Глубокий красный», «Травма», «Призрак оперы»), она снимается в кино с девяти лет. А свои пятнадцать минут славы она испытала уже в шестнадцать, когда фильм Микеле Плачидо «Сердечные друзья», в котором она сыграла главную роль, произвел фурор в Каннах.

Дальше все шло только по восходящей – съемки в триллере «Травма», режиссером которого стал ее отец, с обилием кровавых и натуралистических сцен, хоррор «Синдром Стендаля», где мистика и насилие сплелись в причудливой форме… В 2000 году Азия написала сценарий и сняла свой собственный фильм под названием «Пурпурная дива», сыграв в нем роль кинозвезды, прожигающей жизнь в наркотическом бреду и буйном сексе. (Кстати, Пурпурной девой католики называют Деву Марию. После съемок на лобке Азии появилась татуировка в виде Богоматери, которую ангелы возносят на небеса). Следующая ее режиссерская работа по эпатажу мало, чем отличалась от первой. Фильм «Лукаво сердце человеческое» (2004), который в российском прокате назывался «Цыпочки», рассказывал историю семилетнего мальчика, чью мать, 21-летнюю наркоманку и придорожную проститутку, она сама же и сыграла.

Сейчас Азии 32 года и после рождения дочери Анны она как будто немного успокоилась, стала мягче и улыбчивее. Однако буйные черты характера иногда дают о себе знать, и тогда она соглашается на неожиданные и провокационные роли, как, например, у француженки Катрин Брейя в «Тайной любовнице».

Г-жа Ардженто, вы известны, как актриса, способная разрушить любое табу. Но феминистка Катрин Брейя, кажется, превзошла вас! Она снимает фильмы, посвященные особенностям женской сексуальности, не гнушается показом самых откровенных сцен...
Мне хорошо известны работы Брейя. Особенно люблю ее фильмы «Романс» и «За мою сестру». Это редкое смешение доходящей до порнографии сексуальности и интеллекта! Когда «Романс» вышел на экраны, я работала над сценарием картины «Пурпурная дива» и в какой-то степени находилась под влиянием Катрин. 

Итак, вы решились на съемки у Брейя?
Да, я отдалась в ее руки, словно гейша, исполняющая все желания своего господина (смеется). Если честно, первые дни съемок стали для меня сплошным кошмаром. Несколько сцен в фильме заставили меня по-настоящему дрожать от страха, и я имею в виду не только любовные пассажи. Например, мне пришлось скакать верхом на лошади, чего я никогда в жизни не делала. Мой дедушка погиб из-за несчастного случая во время поездки верхом. Представляете себе мое состояние, когда мне сказали: «Теперь, Азия, садись на лошадь!». Когда снимали первые любовные сцены, меня мучили сомнения, смогу ли я сыграть страстную и эротичную куртизанку Веллини. Однако после первых кадров я неожиданно почувствовала необыкновенную легкость, и меня было уже не остановить. 

Когда видишь на экране, как вы непокорно встряхиваете кудрями, то кажется, что роль Веллини словно специально написана для вас ...
Я вижу себя не только в роли Веллини, но и, не удивляйтесь, в роли ее любовника Рино. Рино воспринимает любовь как физическое наслаждение. Вы спросите, почему же в таком случае он не может расстаться со своей любовницей и переключиться на других? Наверное, потому, что только Веллини способна удовлетворить его сексуальные потребности. Что же касается самой девушки, то она воспринимает любовь по-женски, пропуская ее сквозь призму рассудка. В моей сексуальности присутствуют и мужская, и женская черты. Могу предаваться радостям физической любви, не испытывая ни малейшей привязанности к своему партнеру. А могу безумно и безрассудно влюбиться и страдать.

В чем же рассудительность Веллини, если она связывается с мужчиной, который предназначен другой? Наоборот, мне кажется, что в фильме культивируется статус людей, не способных привыкнуть к будничной жизни, ищущих экстремальных ситуаций, запретной любви?
В фильме речь идет не о любви - скорее, о мании, о страсти – необузданной и животной. Есть такие люди, которые не могут и не хотят жить по общепринятым меркам. Они не ищут здоровых отношений и чистой любви. Им нужна боль, мучения, которые делают их жизнь полной. Чем безнадежнее ситуация, тем сильнее любовь, а с ней и страдания, которые они причиняют сами себе. Это как женатые мужчины, которые ищут интриги на стороне или женщины, связывающие себя с такими мужчинами. У меня их было, кстати, трое. С первым я начала встречаться, когда мне было 16 лет. Он был в два раза старше меня. Когда пытаешься строить отношения на зыбкой почве, их ждет неудача. Я этого не знала. Мне было 16! Никакого опыта и никакой рассудительности!

А как обстоят дела сейчас?

Почти никаких изменений (смеется)! Я не могу жить с мужчиной будничной жизнью. Я пыталась исправиться, неоднократно начинала отношения, но все они быстро заканчивались. А когда я рассталась с отцом своего ребенка, мои самые долгие романы длились не больше недели. Мужчины желали иметь рядом покорную, тихую и молчаливую подругу. Яркие, независимые женщины, видимо, обречены на одиночество.
А что вы скажете о вашем партнере, который сыграл Рино? Катрин Брейя поведала журналистам очень романтичную историю о том, как повстречала его случайно за обедом, и он поразил ее своей «мерцающей» красотой?
«Мерцающей»? (смеется). Катрин использовала это выражение? Он действительно очень хорош и смог бы сделать себе блестящую карьеру, ну скажем, в гомосексуальном кино, например, у Франсуа Озона. У меня остались самые наилучшие воспоминания о совместной работе. Он очень чувствительный и талантливый. В первых сценах он казался скованным и неестественным. Не удивительно. Ведь это был его первый фильм, да еще сразу у Катрин Брейя! 

Вы выросли в кинематографической семье, начали сниматься с девяти лет. Сначала у вас был буйный период самоутверждения, сегодня он сменился спокойным профессионализмом. На последнем фестивале в Каннах вы появились сразу в трех конкурсных фильмах ...
Представьте себе, я выросла в семье режиссера и не мечтала стать актрисой. Просто мне хотелось побольше внимания со стороны своих вечно занятых родителей. Отец постоянно убегал из дома в  гостиницу, где запирался в номере, чтобы написать очередной сценарий. Дома у него было трое детей, они мешали ему сосредоточиться. Мать была натурой увлеченной и темпераментной, у нее постоянно были какие-то проекты в театре и кино. Вот я и решила стать актрисой, чтобы встречаться со своими родителями хотя бы на съемочной площадке. До того момента, как я сыграла у Микеле Плачидо, отец даже и слышать не хотел обо мне, как актрисе, а потом почитал восторженных критиков и пригласил на съемки своего собственного фильма. 

Значит, до своего успеха в Каннах вы даже не задумывались об актерской профессии?
Верно. До этого момента я  не относилась к актерской профессии серьезно. Мне был нужен кинематограф для выражения своих личных переживаний. Мой отец был человеком суровым, на экране он только и занимался тем, что «убивал и истязал женщин» (смеется). С ним я научилась приспосабливаться к жизни, роли, ситуации. То я послушная и мягкая, как кошка, то выпускаю когти, как тигрица. Если режиссер дает мне свободу, я моментально показываю свое другое лицо – строптивое и независимое. Поэтому, когда у меня послушное, мирное настроение, я снимаюсь в фильмах, а если оно сменяется на властное, то снимаю их сама!

Чего же ждать от Азии Ардженто в будущем?

Сложный вопрос. В молодости мне не хотелось брать на себя ответственность, больше нравилось играть и подчиняться воле режиссера. После съемок своего первого фильма и рождения ребенка я научилась отвечать за себя и других, познала сладостную роль режиссера. С годами эта роль становиться мне все ближе. Я мать-одиночка, одна воспитываю своего ребенка и зарабатываю себе на жизнь, а это непросто, как в Италии, так и по всему миру. Нужно быстро взрослеть, верить в себя, становиться хозяйкой своей жизни и не ждать помощи от других. Ведь люди, которые этому вовремя не учатся, быстро теряют себя, а с этим и возможность полноценной жизни.

Фильм «Тайная любовница» с Азией Ардженто смотрите в кинотеатрах с 1 ноября.