Мостра – так итальянцы называют знаменитый Венецианский кинофестиваль. В этом году ему исполнилось 75 лет, и среди остальных значимых кинособытий года – фестивалей в Каннах и Берлине, а также церемонии вручения «Оскар» – он стал самым курьезным.

Трудно себе представить другой уголок земли, который бы больше  подходил для проведения кинофорума. Голубые просторы лагуны, прозрачный воздух и белоснежные ренессансные церкви Андреа Палладио, – идеальный, совсем  как в кино, фон для проведения фестиваля.

Открытие
28 августа, накануне открытия, остров Лидо преобразился. Большой фестивальный дворец снабдили инсталляцией знаменитого итальянского декоратора Данте Феретти: шар со светящейся цифрой «75», проламывающий, словно комета, стену здания. Повсюду расставили «золотых львов», которые устрашающе выглядывали из-за углов. На террасе гостиницы «Excelsior», места встреч звезд и деятелей киноиндустрии, устроили уютные ресторанчики, кафе и бутики. Напротив казино расположился элитный клуб «Никки Бич». В течение дня здесь можно было наслаждаться морским видом, вечером помещение преображалось в элитную дискотеку и бар, куда заглядывали знаменитости, чтобы насладиться бокалом шампанского и потанцевать.

Официальное открытие началось в шесть часов вечера премьерой фильма «Искупление» режиссера Джо Райта с участием Киры Найтли, Джеймса Макэвоя, Ванессы Рэдгрейв. Картина поведала грустную историю двух влюбленных, которым из-за нелепой ошибки маленькой девчонки так и не суждено быть вместе. Когда показывали заключительные кадры – герой погибает на фронте, героиня – в катакомбах лондонского метро – в зале все зарыдали. Печаль, однако, быстро прошла, как только толпа приглашенных гостей потянулась к отелю «Excelsior», где по давней традиции проходила вечеринка в честь открытия фестиваля. На пляже гостиницы разбили огромный шатер, освещенный мягкими прожекторами и мерцающими свечами. Он вместил около полутора тысячи гостей. Около полуночи небо осветилось множеством разноцветных ракет. Пушки палили около получаса, поэтому даже те местные жители, что равнодушно относятся к кино, в эту ночь заснуть не смогли. Фестиваль начался!

Фавориты
Сильная программа всегда была особенностью Венецианского фестиваля и отличала его от Каннского или  Берлинского. На французский юг, как правило, съезжаются любители заработать, кино здесь носит явный коммерческий характер. Берлин больше напоминает идеологический форум - сюда везут политические триллеры и документальную хронику, а в пресс-центрах ведут дискуссии о войне и мире. Венеция же всегда славилась высоким художественным уровнем, по количеству арт-хаусных картин, тех самых, которые и ищет настоящий синефил, ей не было  равных. Но главный казус фестиваля в том и заключался, что ожидания кинокритиков и публики были явно завышены: сенсаций не случилось, шедевров миру так никто и не явил.

Самой первой картиной, о которой заговорили придирчивые критики, стала «Порочная связь» (прокатное название в России – «Вожделение») тайваньца Энга Ли. Она и получила высшую награду фестиваля – «Золотого льва». Эффектность этой работы заключается в ее неожиданных контрастах. Политика здесь тесно переплетается с любовной историей, а сцены оккупации Шанхая с эротикой.

Фильм «Сыщик» Кеннета Брана с участием Джуда Лоу и Майкла Кейна вызвал бурное одобрение публики. Это современный ремейк «Игры навылет» (1972) Джозефа Лео Манкевича. Знаменитый автор детективов сэр Эндрю ставит любовнику своей жены условие: она может остаться с ним, если тот ограбит особняк. Совместно они разрабатывают план ограбления. Во время его осуществления начинается игра в «кошки-мышки». Зритель с азартом ждет развязки, которая непременно должна закончиться трагедией.

Другой фаворит – Тодд Хэйнс - привез картину «Меня здесь нет» –  историю жизни Боба Дилана. Пожалуй, это единственный фильм фестиваля, который можно было бы назвать экспериментом. Певца играют пять разных актеров, которые показывают пять различных сценариев, по которым могла бы развиваться судьба кумира. Наиболее значительный образ удалось воплотить австралийке Кейт Бланшетт (женщине в мужской роли), получивший за эту работу приз «Лучшая актриса». Кстати сказать, за своей наградой Бланшетт не приехала, так же как и Брэд Питт, ставший «Лучшим актером» за работу в фильме «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Он в это время представлял свою картину на фестивале в Торонто.

Кино-сюрпризы
В Венеции существует давняя традиция так называемого «фильма-сюрприза». Эта лента входит в конкурсную программу, но до самого показа вся информация о ней держится в тайне. Особый интерес к этому мероприятию подогревало то обстоятельство, что прошлогодний «сюрприз» стал настоящей сенсацией – не значившийся изначально ни в каких списках и показанный практически в последние дни фестиваля фильм «Натюрморт» китайца Цзя Джанкэ получил главный приз – «Золотого льва».

На этот раз сенсации не произошло, да и «сюрприз»  был достаточно предсказуемым. Дело в том, что и кинематографистам, и журналистам хорошо известна страсть Марко Мюллера, директора фестиваля, к азиатскому кинематографу. А поэтому фильм гонконгца Вэй Ка-Фая «Сумасшедший детектив» не произвел должного эффекта. Герой этой картины – психически больной человек, обладающий гениальным даром раскрытия сложных преступлений с помощью собственного воображения. Чтобы его активировать этот сумасшедший закапывает себя в могиле, расчленяет свинью или скатывается с лестницы в закрытом чемодане.

Картина Брайана Де Пальмы «Без цензуры» стала неожиданностью для многих поклонников творчества режиссера. Ведь он, прежде всего, известен как мастер психологического триллера («Кэрри», «Сестры», «Черная орхидея») и создатель кассовых блокбастеров («Миссия невыполнима»). Военные хроники – жанр для Де Пальмы непривычный. В своей 90-минутной картине он рассказывает историю группы американских солдат, несущих службу в Ираке. Де Пальме удалось создать глубоко прочувствованную картину, в которой сюжет передается с помощью любительской съемки, а вымысел переплетается с документальной хроникой.

Россия была представлена в конкурсе фильмом «12» Никиты Михалкова. После показа итальянские журналисты ревели от восторга. Россияне же предпочитали держаться в тени, посмеиваясь над иностранцами, которые фильм, кажется, не поняли. В нарочитой эмоциональности Петренко, Гафта, Маковецкого европейцы усмотрели привычный для них штамп «загадочная русская душа», а за «славянофильской» высокомерностью – широту характера. Казус заключался еще и в том, что российские СМИ поспешили объявить, что Михалкову достался главный приз фестиваля. Увы, этого не произошло. «12» так ничего и не получил, но зато Специального «Золотого льва» был удостоен сам Михалков – как сообщалось на церемонии награждения, – «за совокупность творчества».

Героем и всеобщим любимцев на Мостре стал Ричард Гир, который сыграл сразу в двух фильмах: у Тодда Хэйнса – пожилого Боба Дилана, и в триллере «Охотники» –военного журналиста в отставке, пытающегося найти преступника Радована Караджича. Гир выступал в привычном амплуа – сначала произносил пламенные речи за мир во всем мире, а потом, на красной дорожке, в течение двух часов терпеливо раздавал автографы своим поклонникам.

Разочарования

Всех разочаровали великие мастера Вуди Аллен и Клод Шаброль. С тех пор, как Аллен переехал со съемочной командой в Лондон и перестал играть невротичных неудачников, качество его картин стало падать на глазах. А героиня «Девушки на двоих» Шаброля, мастерски сыгранная Людивин Санье, настолько зависима от своей любви к старому писателю-авантюристу, что становиться игрушкой в его руках. Смотреть на ее немыслимые унижения современным женщинам с развитым чувством собственного достоинства явно не рекомендуется.

Симпатяга Джорж Клуни привез фильм «Майкл Клэйтон», в котором сыграл ищущего правду адвоката, которую (как и положено в поучительном американском триллере) он в результате находит. Пресс-конференция после фильма носила несколько скандальный характер. Когда кто-то из журналистов сказал, что Клуни, который, к слову сказать, последнее время не пропускает ни одного международного кинофестиваля, сам правды в жизни не ищет, фильмы его так себе, а гонорары от рекламы все растут, актер возмутился: «Простите, господа, мне тоже нужно зарабатывать деньги!».

Под занавес
Закрытие 64-го Венецианского фестиваля трагическим образом совпало с церемонией прощания с великим итальянцем, знаменитым тенором Лучано Паваротти. Неожиданно на венецианском побережье, среди гула и суеты вечеринки, посвященной закрытию Мостры, на несколько минут воцарилось молчание, а потом из динамиков полился незабываемый голос Паваротти. Когда ария закончилась, многие из присутствующих рыдали и в спешке покидали залы, преисполненные чувства скорби.
Так закончился этот праздник киноискусства.

Призы 64-го Международного Венецианского фестиваля

• «Золотого льва» за лучший фильм получил тайванский режиссер Энг Ли за картину «Порочная связь» (США, Китай, Тайвань)

«Серебряным львом» был награжден Брайан Де Пальма за военную хронику «Без цензуры» (США)

Специальные призы жюри поделилит Абделлатиф Кешиш («Зерно и мул», Франция) и Тодд Хэйнс («Меня здесь нет», США)

«Чашей Вольпи» за лучшую актерскую игру наградили Брэда Питта («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», США) и Кэйт Бланшетт («Меня здесь нет», США)

«Премию Марчелло Мастроянни», присуждающуюся молодому таланту, получила Хафсия Херзи («Зерно и мул», Франция)

Лучшим режиссером был назван Родриго Прието («Порочная связь», США).

Лучшим сценаристом стал Пол Лаверти за фильм Кена Лоуча «Это свободный мир».

Специальным «Львом» было отмечено творчество Никиты Михалкова.