21 сентября в прокат вышел фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол» - красивое эпическое кино о детстве и юности Чингисхана.

Перед премьерой картины корреспондент «ВД» встретился с режиссером и составил список самых важных,  по мнению Бодрова, понятий для нашего кино.

Герой
По-моему, в современном российском кино нет героев. Последним был мой сын. Абсолютным, народным, любимым… Этот факт я только начинают осмысливать.

Сюжет
Идеи будущих фильмов я всегда сначала записываю на бумаге. За годы у меня скопилось великое множество сюжетов. Например, истории о Чингисхане – 10 лет. Это рассказ о том, как человек стал покорителем вселенной, как это происходило, и что за всем этим стояло. Истории могут быть маленькими, и тогда их можно отснять за один день, а могут быть такими, как про Чингисхана (работа шла несколько лет, фильм снимали в разных странах).

Большие деньги
Есть фильмы, которые смотришь и понимаешь, сколько денег в них было вложено, а есть такие, где этого не заметно. «Монгол» – картина, где деньги должны быть видны: в костюмах, массовке, битвах. 17 миллионов евро. Причем, «Монгол» стоит дешевле, чем мог бы. Многие соглашались работать с нами за меньшие гонорары, чем обычно. Например, голливудский монтажер Зак Стэнберг, который смонтировал все три «Матрицы», получает в Голливуде сумасшедшие деньги! Мы не могли ему столько платить. Тем не менее, я пригласил его и он согласился. Но это не значит, что хороший фильм обязательно стоит огромных денег. Я когда-то снял «Кавказского пленника» за 700 тысяч долларов. И, кажется, получился неплохой фильм.

Восток
Интерес к Востоку – политический, кинематографический, деловой –правильный. Будущее – за ним. Это самые древние культуры. Мне Восток нравился всегда. В том числе и восточное кино. Главную роль в «Монголе» играет культовый японский актер Таданобу Асано, который снимался у Такеши Китано и Ногисы Осимы. Россия на самом деле – тоже восточная страна. Ведь основная территория у нас – Азия. К Европе мы все время пытаемся примкнуть, но нас там не понимают. И долго не будут понимать. Поэтому нам нужно это осознать и успокоиться. А мы на все болезненно реагируем, чуть что, сразу самолеты выпускаем. Восточные люди должны вести себя спокойнее. Медитировать.

Чингисхан
Меня многие спрашивают: «Почему Чингисхан получился такой благородный?» Мы, к сожалению, знаем Чингисхана только как жестокого завоевателя. Но когда начинаешь изучать историю – видишь: да, он жесток, но и справедлив. И у него масса положительных качеств. Например, он был невероятно предан своим людям, и его никто никогда не предавал. Монгольские солдаты не боялись умирать. Они знали, что об их детях будут заботиться, пока те не вырастут. Вы знаете о том, что он запретил пытки? Для XIII века вещь неслыханная! Пытали до того и после, пытали китайцы, испанская инквизиция, ГПУ, Лубянка. Пытают до сих пор. Чингисхан же никогда не пытал своих врагов. По-моему, это благородно. И еще – законы, которые придумал Чингисхан, действуют до сих пор. Например, дипломатическая неприкосновенность.

«Монгол»
На самом деле, фильм называется «Монгол. Часть первая». Вначале я хотел ограничиться юностью Чингисхана и придумал это название в качестве шутки. Как «Kill Bill. Часть первая». Шутку никто не понял. Все стали спрашивать: «А когда вторая часть?» Так что, видимо, придется снимать продолжение.

Комедия
Вы заметили, что куда-то исчезли комедии и анекдоты? Это странно. То, что позиционируется как комедии, всякие там «Любови-моркови», мне не кажется смешным. В моем списке тоже почему-то нет ни одной комедии. Я только сейчас об этом подумал. Хотя я всегда мечтал снять веселое кино. Я люблю, когда зритель смеется. Кстати, и фильмов ужасов у нас нет. Зато появился новый жанр – фильмы про вампиров (помните, «Ночной дозор»?)

«Груз 200»
«Груз 200» – серьезная тяжелая картина. И очень хорошо, что она не появилась в 90-е годы. Она должна была отстояться.

90-е
Когда происходят такие эксперименты, как у нас в стране, всех стариков и детей нужно собирать и отправлять на какой-нибудь благополучный остров. Переждать. И проводить эксперименты только со взрослым населением.

Режиссер

Есть большие режиссеры, которым я очень многим обязан и считаю за честь с ними дружить. Это Данелия и Герман. Из более молодых – мне очень нравится то, что делает в кино и в театре Иван Вырыпаев. «Эйфория» – очень хорошая картина.

Основные заповеди
• Снимать только то, что в первую очередь интересно лично мне. Если меня это волнует, я думаю, и других людей затронет.
• Деньги – не главное. Если работать ради денег, останешься ни с чем.
• Делать хорошее кино. Каждый фильм – большой кусок жизни. А жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохое.
• Помогать ближнему. Помогать молодым. Кстати, ситуация с «Кочевником», который я доснял за Ивана Пассера – это не помощь. Мы друзья, но мне заплатили за работу и дали денег на следующую мою картину. Помощь – когда ты за это ничего не получаешь.
• Относиться ко всему с чувством юмора. К себе, в первую очередь. И к тому, что ты снимаешь.

Фильм «Монгол» Сергея Бодрова-старшего смотрите в кинотеатрах с 20 сентября.