Звезду драмы «Жизнь как дом» Кевина Кляйна называют умным, ярким, энергичным и… моложавым. Последний эпитет – дань политкорректности в адрес актера, которому в этом году исполнится 60 лет.

За свою жизнь Кляйн одинаково освоил и театральные подмостки, и съемочную площадку. Комедийные и драматические роли ему удавались в равной степени. Хотя оскароносец Кляйн знавал не только победы.

Хорошее образование – половина успеха. Подросток Кляйн понимал это лучше многих сверстников, поэтому на учебу времени не жалел и с самого начала проявил себя как настоящий многостаночник. Не секрет, что западные актеры любят узкую специализацию, ведь гораздо проще эксплуатировать раз и навсегда выбранный образ. Кляйн сознательно отринул легкий путь. В университете Индианы он учился на отделении «музыка, драма, пантомима». Успешно освоив азы мастерства, молодой человек поступил в Джуллиардскую школу Нью-Йорка на отделение драматического искусства. Старания даром не прошли. После окончания школы в 1972 году Кевин нашел место не где-нибудь, а в знаменитой труппе The Acting Company. Извечный актерский вопрос «быть или не быть мне Гамлетом?» разрешился положительно. В составе труппы Кляйн играл в постановках Шекспира по всей стране. Причем, не только принца датского, но и Ромео. Эти две роли критика и публика принимали с восторгом. Дальше – больше. Редкий актер не видит себя в будущем режиссером. Кляйн снова рискнул и снова выиграл. В рамках Шекспировского фестиваля на Бродвее он получил две премии «Тони» за мюзиклы. Тогда же журнал «Вэнити Фэйр» присвоил Кляйну звание «Эррола Флинна 80-х».

Аппетит (к сцене) приходит во время игры. И всегда хочется чего-то новенького. Театралы недоумевали: зачем Кляйну «мыльные оперы» на ТВ? А это были подступы к большому экрану. После нескольких лет успешной работы на телевидении Кляйн дебютировал в полноценном кино. Мэрил Стрип составила ему пару в фильме «Выбор Софи» (1982). Затем случился повтор сценической роли в «Пензансе», участие в таких популярных фильмах, как «Большой холод» (1983) и вестерне «Сильверадо» (1985). Наконец, пришел успех с большой буквы – «Оскар» за роль второго плана в комедии 1988 года «Рыбка по имени Ванда». Фильм одинаково хорошо принимали и в Соединенных Штатах, и в Советском Союзе, где его до дыр засматривали на пиратском видео. В конце 90-х Кляйн «разбавил» этот успех другой золотой статуэткой – «Золотой Малиной», полученной за участие в комедийном вестерне «Дикий, дикий Вест».

Вот уже полтора десятка лет Кевин Кляйн женат на актрисе Фиби Кэйтс, у них растут двое детей. Всей семьей они появились в артхаусной ленте «Юбилейная вечеринка». Хотя Кляйна больше снимают в комедиях, ему удаются и драматические роли – например, роль Дугласа Фэрбенкса в «Чаплине» Ричарда Аттенборо. Полноценное лицедейство у кинематографистов в почете. На текущий год заявлен выход целых пяти картин с участием Кевина Кляйна, включая комедии, драмы, мелодрамы и триллеры. Возможно, он пополнит собой элитный клуб киноактеров – наравне с Шоном Коннери и Мелом Гибсоном, – которые с возрастом во всех смыслах становятся дороже.

Юрий Абросимов

Ласковый мерзавец

От героев-любовников до злодеев в инвалидной коляске. Спектр актерских возможностей Кевина Кляйна действительно впечатляет.
 
• Сильверадо (Silverado, 1985)
В классическом вестерне Лоуренса Каздана, напичканном лихими перестрелками и харизматичными злодеями, Кляйн был настолько крут, что легко перетянул на себя «одеяло» зрительских симпатий. А ведь помимо него в фильме палил с двух рук сам Кевин Костнер.
 
• Рыбка по имени Ванда (A Fish Called Vanda, 1988)
Хит перестроечных видеосалонов, собиравший полные залы не хуже «Терминатора». Пусть массовому зрителю эта авантюрная комедия запомнилась благодаря блестящему бенефису молодой Джемми Ли Кертис, зато Кевин Кляйн получил за участие в «Рыбке» свой первый (и последний на сегодняшний день) «Оскар».
 
• Французский поцелуй (French Kiss, 1995)
Классика романтического жанра и один из лучших фильмов с участием Мэг Райан. Действительно смешная романтическая комедия, рассказывающая о парижских приключениях зануды-американки, влюбившейся во французского воришку.
 
• Ледяной ветер (The Ice Storm, 1997)
Тонкая мелодрама, повествующая о кризисе отношений, внезапно накрывшем идеальную американскую семью. Блестящая игра дуэта Кевин Кляйн-Джоан Аллен обеспечили фильму участие в престижных мировых киносмотрах (включая Канны) и во многом предвосхитили культовый успех «Красоты по-американски».
 
• Вход и выход (In & Out, 1998)
Одна из самых смешных и трогательных комедий, затрагивающая «голубую» тематику. Жизнь уважаемого преподавателя престижного колледжа (Кляйн) летит к чертям, после того, как случайно раскрывается «страшная» правда о его сексуальной ориентации.
 

• Дикий, дикий Вест (Wild Wild West, 1999)
Многомиллионный кинокомикс Барри Зонненфельда с треском провалился в прокате, едва не погубив актерскую карьеру Уилла Смита. После просмотра этого буйства спецэффектов запоминаются всего две вещи: голый зад Сальмы Хайек и механизированный злодей в исполнении Кевина Кляйна.


Максим Золотухин