За Эшли Джадд закрепилась репутация талантливой, но непредсказуемой актрисы. Она с легкостью может отказаться от проб у именитых режиссеров или участия в блокбакстере. Ее героини легко переходят черту, за которой начинается безумие. В новом фильме «Глюки» она вновь играет роль женщины, находящейся на грани сумасшествия.

Когда Эшли Джадд предложили участвовать в обреченной на кассовый успех ленте «Женщина-кошка», параллельной истории о приключениях Бэтмена, ко всеобщему удивлению она отказалась (эту роль сыграла Холли Берри). «Я стараюсь сниматься в тех фильмах, сценарии которых мне кажутся интересными. Меня мало волнует бюджет или шум в прессе вокруг какого-то проекта. Я довольна своей жизнью, поэтому играю только ради удовольствия» – утверждает актриса. Эшли вообще мало интересует общественное мнение, она привыкла поступать так, как считает нужным.

Причина такого неординарного поведения, скорее всего, кроется в детстве актрисы, которое вряд ли можно назвать безоблачным. Ее семья постоянно переезжала из города в город, и часто пристанищем для них становились фургоны и заброшенные дома. Эшли пришлось сменить 12 школ, но ее мать, Наоми Джадд, казалось, это не сильно волновало. Гораздо больше ее интересовало творчество. Самое раннее воспоминание Эшли – мать с сестрой Вайноной сидят на крыльце и поют песни под гитару. Старания Наоми не прошли даром – она стала известной исполнительницей в стиле «кантри». Но принесло ли это радость Эшли? Теперь ее постоянно сравнивали с матерью, и ей требовалось в два раза больше усилий, чтобы доказать, что и она на что-то способна.

Желание быть ни на кого не похожей заставляет Эшли выбрать собственный путь. После школы она поступает на отделение французского языка и литературы в университет Кентукки, а после его окончания сообщает о своем намерении стать добровольцем Корпуса мира в Африке. Новость повергла родных в шок. Сестра Вайнона предложила ей вместо этого попытать счастья в Голливуде. Идея показалась безумной только на первый взгляд, и, немного  поразмыслив, Эшли все же решилась поехать в Лос-Анджелес, но дала себе зарок  –  сразу же уехать из Голливуда, если у нее ничего не выйдет в течение нескольких месяцев.

Удача явно была на стороне дебютантки, и после первого же прослушивания она получила небольшую роль в фильме «Каффс», а в 1993 году ее пригласили в фильм «Руби в раю», где она исполнила уже главную роль. История молодой женщины, решившей начать новую жизнь, получила Большой приз жюри и премию зрителей на фестивале независимого кино «Санденс», а сама Джадд стала обладательницей награды «Независимый дух». Перед ней открывались блестящие перспективы. Но вместо того, чтобы воспользоваться успехом и перебраться в крупнобюджетное кино, Джадд продолжала играть только в тех проектах, которые ей нравились.

А нравились ей достаточно неоднозначные ленты. Выбор ролей Эшли может показаться странным: триллер «Целуй девушек», снятый в лучших традициях «Молчания ягнят» и фильма «Семь»,  жесткая картина Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы», изобилующая сценами насилия (кстати, роль Джадд была полностью вырезана по настоянию Совета по рейтингам как «слишком эмоционально опасная»), «Особо тяжкие преступления». Все эти работы невероятно далеки от сладкого гламура.  Образы, которые она создает, – это опасная женщина или женщина в опасности, форма пограничного состояния психики, на которой ей так нравится балансировать. В Голливуде даже иронически поговаривают об особом жанре «Ashley Judd movie».

Почему Эшли предпочитает именно такие роли – вопрос, достойный психоаналитика. Который, наверняка, разглядит за всем этим сложные отношения с матерью и желание противопоставить себя обществу. Действительно, Наоми никогда не понимала свою дочь и не раз публично осуждала ее за недостойное поведение, дурной вкус и выбор партнеров (до замужества встречалась с кинозвездами Мэтью Макконахи и Робертом Де Ниро). Ее едкие замечания в прессе послужили причиной размолвки, и теперь они встречаются крайне редко. Но, возможно, подобные роли имели для Эшли и чисто терапевтический эффект: путешествие в темные глубины человеческого разума позволяют актрисе не задумываться о собственных комплексах, ведь она склонна к депрессии, от которой проходила курс лечения в 2006 году.

Страсть к темным сторонам жизни характерна и для ее последней работы, триллера «Глюки», где Джадд появляется в роли наркоманки.

 

«Глюки» – очень непростое зрелище. Как ты погрузилась в эту мрачную атмосферу?
Состояние, в котором живут герои этой ленты, можно назвать параноидальным. Очень сложно сыграть это, если ты сам никогда не испытывал чувства глубокой паники. Майкл Шэннон, который играет Питера, вторгшегося в жизнь моей героини Агнес, невероятно убедительно показал, как человек, страдающий этим заболеванием, становится совершенно неуправляемым, считает, что ему, как Богу, все дозволено.

 

Порой возникает чувство, что ваши с Майклом персонажи просто сумасшедшие. Ты-то сама как считаешь?
Не мне судить. Только зритель может это решать. Хотя история довольно камерная, посыл фильма более широкий, он дает право делать обобщения о нашем смутном времени. Во всяком случае, мне хотелось бы, чтобы зритель нашел в ней нечто большее, чем еще один экскурс в жизнь американского дна.

 

Режиссер «Глюков» Уильям Фридкин – легендарная личность. Его картину «Изгоняющий дьявола» считают одним из самых страшных фильмов прошлого века. Как было у него на площадке? Он нагнетал атмосферу?
Ты удивишься, но было нормально и спокойно. Я вообще считаю, что для того, чтобы сделать хороший хоррор, во время работы над фильмом не должно быть ничего пугающего, кроме самого материала. Мы и работали не по-голливудски, а по-французски (смеется). Я впервые в жизни во время съемок спала, сколько хотела, и не вставала по будильнику. Эта расслабленность помогала мне сконцентрироваться после команды «мотор!». Я как-то мгновенно включалась в образ Агнес и в ситуацию, в которой герои находятся на грани или за гранью помешательства.

 

Как работалось с Майклом Шенноном, который долго играл Питера в сценической версии в Лондоне?
Поскольку он давно вжился в свой образ, мне было даже легче, потому что мы были не два актера, которые одновременно ищут ключ к пониманию персонажа, а один из нас уже практически был этим персонажем. И мне оставалось только видеть перед собой не Майкла, а Питера, а остальное уже дело актерской техники, психологического погружения и импровизации.

 

Что тебя привлекло в роли Агнес?
Сценарий и еще раз сценарий! Он меня сразу захватил, потому что был написан со всеми психологическими нюансами. Когда я начала думать о том, как выстраивать характер Агнес, я решила, что не буду чертить традиционную карту – вот начало ее пути, вот середина, вот конец. Я просто решила быть предельно честной в каждой отдельной сцене.

 

Глядя на тебя трудно понять, как ты можешь идентифицировать себя с персонажем, который не знает, что такое любовь, который склонен к саморазрушению...
Все это игра, мой друг (смеется). В этом-то и радость творческого процесса. Есть ли у меня сравнимые эмоции или их у меня нет, но я должна их выдать для сцены. В этом суть актерства.

 

Многое в нас заложено семьей. Твоя семья довольно знаменита, но ее история не проста.
Я отвечу на вопрос через анализ образа Люси, моей героини из фильма «Приходи пораньше». Она никогда не видела примера нормального брака, в котором два человека растут как личности рядом друг с другом (родители Эшли – Майкл Чиминелла и Наоми  Джадд – развелись в 1972 году – «ВД»). Люси не имела ролевой модели поведения, когда вступала в отношения с мужчинами. Понимание того, как должно быть, приходит только через боль, отчаяние и собственные ошибки.

 

Как ты сама относишься к переменам?
Думаю, что перемены гораздо лучше застоя. Иногда падение в пропасть можно считать подарком. У меня, например, были большие проблемы со сном. Я думала, что их можно решить, меняя внешние обстоятельства, – сменив подушку, изменив температуру в комнате, закрыв шторы получше. Но надо менять не подушку, а то, что в душе. Бессоница отражает внутренний беспорядок в человеке. Сейчас я сплю по десять с половиной часов. И это замечательно.

 

Какое наполнение жизни ты ищещь, кроме интересных ролей в кино и счастливых отношений с мужем?
Я хочу служить людям. И это большая и важная часть моей жизни. Я видела много ужасов во время моих поездок с гуманитарными миссиями в Юго-Восточную Азию и Центральную Америку. Помощь страждущим и заброшенным дает дополнительный смысл жизни, чувство принадлежности к человечеству, ощущение принятой в сообщество людей.

 

Ты всегда была довольно откровенна в том, что касалось твоих проблем. Как дела сейчас?
Я вполне здорова и функциональна. Я совершенное несовершенство (смеется).

 

Твой муж занимается одним из самых опасных видов спорта на Земле (Дарио Франчитти – автогонщик). Ты за него не боишься?
Жить в страхе – ужасно! Я решила, что ничего не буду бояться.

 
 Фильм «Глюки» с Эшли Джадд смотрите в кинотеатрах с 12 июля.