За последние годы главный российский кинофорум едва не превратился в рутинный смотр скромных достижений европейского арт-хауса и залежей кинофондов. И на сей раз, чуда никто не ожидал, но оно случилось – его сотворила новая фестивальная команда.

Родовые травмы Московского кинофестиваля – бледный конкурс, отсутствие статусных премьер и топовых звезд – уже не выглядят роковыми уродствами. Главный киносмотр страны оздоровила смена команды: сколотив дивно разнообразную и свежую программу всего за два с половиной месяца до старта, программный директор (финская актриса и киноманка) Кирси Тюккюляйнен и главный отборщик критик Андрей Плахов совершили трудовой подвиг! Собственно, освежающее разнообразие качественных картин и стало главным счастливым открытием XXIX ММКФ. Правда, вкусы поклонников кино и не особенно разборчивого жюри абсолютно не сошлись! Разминувшись со скромным, но подлинно реалистичным турецким шедевром «Интернационал», с изысканной венгерской ретро-фреской «Опиум», с душераздирающей лав-стори покойного Валерия Огородникова «Путина», жюри во главе с австралийским режиссером Скепси отдало главный приз инфантильной мелодраме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». Главной фикцией этой искусственной истории о житье-бытье экс-детдомовки стал исполнительский дуэт Кутепова-Дюжев, никак не похожих на блаженных подранков провинциального дна. В конкурсе «Перспективы» «Георгий» достался режиссеру милой, но не яркой латышской мелодрамы «Монотонность», лучшая женская роль - венгерской актрисе Кристи Стубо («Опиум»), приз за главную мужскую роль - обольстительному Фабрису Лукини в шкуре дамского угодника («Мольер»). Спецпризом жюри побаловало нелепый, спекулирующий на чеченской теме триллер «Русский треугольник», призом прессы - по-детски неуклюжий триллер Ларисы Садиловой «Ничего личного». Впрочем, досадные официальные итоги конкурса не сказались на послевкусии встречи с прекрасным в спецпрограммах и ретроспективах. Большинство лучших картин фестиваля попадут в наш прокат. Среди них утонченно-саркастичный викторианский байопик Франсуа Озона «Ангел», добродушно-грубоватый «Официант» Алекса Вамдердамма, украинско-австрийская народная драма Ульриха Зайдля «Импорт-экспорт». А ретроспективы Формана, Олтмана и немых шедевров советского экрана можно будет увидеть в «Иллюзионе» и «Киноцентре».