Виктории Толстогановой есть, чем гордиться. Масса новых проектов, среди которых свежайшая премьера – картина «Натурщица», образцово показательная семья и способность проживать каждое мгновение жизни – как на съемочной площадке, так и вне ее по-настоящему ярко.

Судя по тому, как часто лицо Толстогановой появляется на афишах, Виктория как актриса востребована и нежно любима режиссерами. В конце весны в прокат вышел фильм Марата Рафикова и Ильи Рубинштейна «Май», где Вика и ее муж Андрей Кузичев сыграли влюбленную пару. Не так давно стартовал «Королев» Юрия Кары, в котором актриса исполнила роль супруги Королева Ксении Винцентини. На этой неделе на широкий экран выходит картина Татьяны Воронецкой «Натурщица» с Толстогановой в образе «настоящей женщины» Софьи Пшебышевской. В работе еще несколько проектов, среди которых особое место занимает новый фильм Павла Лунгина о жизни Рахманинова  - «Ветка сирени», где Виктории посчастливилось сыграть супругу гения, Наталью Сатину. О всех своих ролях актриса говорит с тем же вдохновением и трепетом, что и своей семье – муже и маленькой дочке Варваре. И, заметьте, никаких жалоб на нехватку свободного времени и необходимости разрываться между съемочной площадкой и домой. Такая уж она, эта Виктория, - звезда без звездных амбиций.

 

Ваша актерская карьера складывается более чем удачно. Немногие решаются на рождение ребенка, находясь, что называется, в обойме.
Во-первых, многие решаются на рождение ребенка, находясь в обойме. Да, я рада, что востребована, но профессия такая, что даже, будучи уверенной в себе, я не могу быть уверена в остальных участниках процесса: многое зависит не только от меня.

Изменилось ли что-нибудь в вас со времен ГИТИСа?
Я не из театральной семьи, в ГИТИС поступила не сразу. Став студенткой, до конца этому не верила – падала в обморок от одной только фамилии «Янковский». И даже сейчас, когда здороваюсь с Олегом Ивановичем, продолжаю сомневаться: «Это, вообще, со мной происходит!?» (смеется) Наверное, поэтому меня так раздражает суета по поводу «узнают или не узнают», «звезда-не звезда». По своему внутреннему ощущению, я не имею к этому никакого отношения, я другая. Конечно, можно окружить себя особыми людьми, агентами, закрыться и самозабвенно лелеять свою исключительность – но это же чушь собачья! Так что, по большому счету, во мне ничего не изменилось.

Вы с супругом актером Андреем Кузичевым снялись в фильме «Май». Дело было три года назад: столько воды утекло, ностальгируете?
Нет. Но реакция у меня на этот фильм одна – нельзя так! Нельзя показывать фильм через три года после съемок. У меня нет ощущения премьеры, приятного волнующего ожидания. Уже все забыто! Слава Богу, фильм зрителям понравился. Но лишать артиста настоящей премьеры – преступление (смеется).

Кроме того, на экране увидела не Вику Толстоганову, а какую-то другую девушку: я сейчас по-другому играю. Изменилась мимика, голос, реакция на отдельные вещи. Там моей героине лет 15, а сейчас, после рождения Вари, мне иногда кажется, что я даже старше своего возраста.

Режиссер картины Илья Рубинштейн сказал, что «майская» история сказочная, потому что это фильм о людях, которых нет, но которых мы хотели бы видеть».
Точно. Им было бы сложно жить в нашем мире. Люди, вроде бы современные, но живут они в особом ритме. Режиссер смешал времена, отчасти это Москва 70-х: точно, как в моем детстве: солнце, разлившееся по многоэтажкам, МГУ – «Я хочу здесь учиться!» Нет пробок... Легкий фильм о легких людях. Вообще, Илья Рубинштейн это такая отдельная субстанция. Вы не представляете, насколько он нежный, ранимый, хороший человечек! Илья какой-то очень «извиняющийся», и фильм, в этом смысле, получился «робкий».

В одной из ваших последних работ – фильме «Королев» - вы сыграли Ксению Винцентини, жену Королева. Рядом с неординарными мужчинами обычно находятся неординарные женщины?
Я не знаю! Но моя героиня неординарная – жена с большой буквы. Быть помощницей Королева – ее призвание и талант.

А вы бы хотели полететь в космос?
Нет.

Еще одна ваша героиня Софья Пшебышевская из «Натурщицы» женщина совершенно неземной красоты. Режиссер Татьяна Воронецкая сказала: «История противостояния героев этого рассказа — вечная история отношений мужчины и женщины». 
Отчасти женщина всегда противостоит мужчине, и в Софье сконцентрировано все женское начало, а в Эшенбахе – мужское. Но я поспорю с Воронецкой, потому что это исключительная история исключительных людей. Невероятно сложная… При этом в их отношениях нет страсти. У Пшебышевской и Эшенбаха нет этой отдушины, когда в постели забываешь обо всех обидах, а на следующее утро встаешь и думаешь: «Да Бог с тобой! Так всю жизнь можно прожить! Не видишь ты две луны, сволочь, и ладно!» Они пытаются полюбить, полюбить, полюбить, но это мучение, от начала до конца.

Эшенбах убивает Софью, но, опять же, вовсе не из-за любви, ревности, страсти, а из-за… К примеру, когда Рогожин убивает Настасью Филипповну, яверю, что он ее любит! А Эшенбах убивает из эгоизма, по крайней мере, мне так кажется. С другой стороны, Нагибин (автор рассказа «Трое и одна и еще один», по которому снят фильм – «ВД») убивает героиню, потому что ей больше нечего делать в этой жизни. Она талантливая любовница, натурщица, муза, женщина, но этот дар ею уже исчерпан. А дара иметь семью у Софьи нет. Такие женщины, как она, быстро сгорают, потому что им после определенного момента нечем жить. Ей уже не 17, когда не страшны неудачи в любви, расставания, потому что впереди большая жизнь. У Софьи нет этой большой жизни. Женщине за 30 нужна стабильность, иначе она погибнет. Невозможно в 40 лет быть одинокой и при этом прекрасной, радостной, если только вы не Вивьен Вествуд (смеется) или другая одиозная фигура. Женщина не может быть одна – это не в ее природе.

Софья «вечная любовница, муза, настоящая женщина». Что из этого точно про вас?
Ой, мама дорогая! Не знаю, но я точно не люблю пить вино по утрам. Это характерная черта Софьи. Она начинает выпивать, чуть-чуть, и весь день существует в неком чуть-чуть «смещенном» состоянии… Я не люблю таких людей. Я очень трезвая.

Но для супруга вы муза?
Нет. Не знаю, для кого я муза. Для меня это закрытая история – интересная, но не про меня.

Наталья Сатина, ваша героиня в фильме Павла Лунгина «Ветка сирени», была музой для Рахманинова?
Да, но иногда ему хотелось сказать ей: «Да никакая ты не муза, ты меня раздражаешь! Да пошла ты к чертовой матери» (смеется) Но без нее Рахманинов не мог дышать, жить. Он уходил и… возвращался. Такая форма любви присуща большинству семей - это не плохо и не хорошо, это данность.

Здесь есть любовь, и есть измены. Сатина прощает Рахманинова … И в этом великая мудрость жены. Слава Богу, я со стороны говорю, но мне были понятны ее чувства, когда он уходил с какой-то девочкой. Если хочешь прожить с одним человеком всю жизнь, надо обладать нечеловеческими силами. Сатина завоевала Рахманинова, выстрадала, взяла его себе. Конечно, у этой женщины есть характер и в нем далеко не все прекрасно.

Сатина перед каждым концертом застегивала Рахманинову кнопки на ботинках, чтобы, он, не дай бог, не повредил ноготь...
Да-да-да, это будет в фильме! Она дышит им, но, что удивительно, это ничуть ее не унижает.

Вы на такое способны?
Ай-ай-ай-ай, какой вопрос… Мне бы хотелось сказать: «Да, способна!» Но это история не обо мне. Хотя сегодня ты говоришь, «нет, не способна», а завтра бросаешь все и уезжаешь с любимым человеком на какой-нибудь необитаемый остров. Я этого не исключаю, честное слово. Это определенный склад женского характера. Мне он неподвластен. Я могу отдаться ребенку, но мужчине… навсегда… Не знаю, правда, не знаю.

Женщина рядом с гением, таким как Рахманинов, может быть на равных?
Нет. И не надо. Любить, восторгаться – да, а на равных – не нужно. Рахманинов был очень закрытым человеком. Когда он писал музыку, Наталье Сатиной не было места ни в его комнате, ни в его сердце. Это страшная история, когда живешь с человеком и понимаешь, что он не до конца тебе открыт.

Эта история повлияла на ваши отношения с музыкой Рахманинова?
Я с удовольствием слушаю Рахманинова, но мне ближе Моцарт, Шопен. Есть люди, которые при каждом удобном случае, включают музыку, а я легко могу просидеть весь день в тишине. В отличие от Андрея, который уборку, например, любит делать под Челентано (смеется) и, вообще, превосходно разбирается музыке.

Если не музыка, то что?
Вот без чего не могу прожить, так без кино и книг. Запал в душу фильм «Море внутри», очень понравилась работа Бориса Хлебникова «Свободное плаванье», а какое кино снял Альмадовар – «Возвращение»!

Хотели бы сыграть у Альмадовара?

Да! Конечно, роль Пенелопы Крус. Как она играет! Жаль, что до этого я видела ее только в голливудском кино.

Вы можете спокойно смотреть на Пенелопу и не терзать себя мыслями: «Эх, как бы я это сыграла!»?
Ну я же не сумасшедшая (смеется). Нет меня эти мысли не терзают.

 
Фильм «Натурщица» с Викторией Толстогановой смотрите в кинотеатрах с 4 июля.