Кевин Костнер говорит о себе: «Я не кинозвезда, я актер». И доказывает это в новом фильме «Кто вы, мистер Брукс?». Сыграть серийного убийцу так, чтобы он вызывал сочувствие и симпатии зрителей, не каждой звезде по силам.

К тридцати годам Кевин Костнер (род. 18 января 1955 года – «ВД») уже был легендой Голливуда. К этому времени он успел сняться в «Миссии» (1985), Стивена Спилберга, эпохальных лентах восьмидесятых «Мороз по коже» (1983) и «Сильверадо» (1985) Лоренса Каждана. Но по-настоящему Костнер заявил о себе в 1987 году, сыграв сразу в двух культовых фильмах - в «Неприкасаемых» режиссера Брайана Ди Пальмы и в политическом триллере «Нет выхода», в котором исполнил роль советского шпиона.

С Клинтом Иствудом на съемках фильма «Идеальный мир»Как ни странно, но развитию актерской карьеры всегда мешала его яркая внешность (журнал People назвал его одним из самых красивых людей планеты). Его сравнивали с Гарри Купером, которого не назовешь большим актером. Роли стандартных положительных героев («Джей Эф Кей», «Робин Гуд», «Телохранитель») вызывали восторги и любовь зрителей, но сам Кевин считал, что способен на нечто большее. Его фильм «Танцующий с волками» стал настоящим кинособытием. За эту картину Костнер был удостоен сразу двух «Оскаров» - как режиссер и продюсер, а также номинирован на «Оскар» как лучший исполнитель главной мужской роли.

Титул серьезного актера он подтвердил и следующей работой, когда в 1993 году снялся в фильме Клинта Иствуда «Идеальный мир» в роли бежавшего из тюрьмы преступника. В 2001 году он появился в картине «3000 миль до Грейсленда», сыграв человека по ту сторону закона.

«Кто вы, мистер Брукс?»Но Костнер не был бы великим актером, если бы играл только отрицательный характер. Даже у его безжалостных преступников есть вполне человеческие черты, позволяющие зрителю испытывать к ним определенную симпатию. Эта поразительная способность Костнера-актера создавать сложные, многогранные характеры, сочетать негативное с позитивным достигает апогея в новом триллере «Кто вы, мистер Брукс?». К слову, фамилия Брукс – некий аналог русского «Иванов-Петров-Сидоров», то есть некий среднестатистический американец, за типичной внешностью которого могут скрываться совершенно непредсказуемые вещи. Преуспевающий бизнесмен и одновременно серийный убийца, мистер Брукс в исполнении Костнера предстает натурой сложной и противоречивой, полностью осознающей свой «недуг» и терзаемой муками совести. И, как ни странно, зритель порой начинает испытывать к персонажу Костнера искреннюю симпатию.

Перед премьерой фильма «Кто вы, мистер Брукс?» мы встретились с Кевином Костнером в отеле Le Meridien в Лос Анджелесе.

 

Когда ты прочел сценарий фильма «Кто вы, мистер Брукс?», какие были ощущения? Ведь материал необычный, острый.
Только не удивляйся, но у меня было точно такое же ощущение, как после прочтения сценария другой моей картины, совершенно позитивной по духу – «Поле мечты». Это два совершенно разных по жанру фильма, но оба они так тщательно оркестрованы, там так много эмоциональных нюансов! Конечно, я не люблю серийных убийц (смеется). И фильмы о них тоже не люблю. Поначалу я даже не хотел читать сценарий. А потом подумал: сколько можно играть хороших парней в плохих фильмах? Я прочел и понял, что там все очень лихо закручено. Я был в шоке. Я был в ужасе. Я смеялся. Я симпатизировал Бруксу. И я был очень удивлен тем, что авторы сценария (Эванс и Рейнолд Гидеон – «ВД») писали эту роль именно для меня. Тут был явный потенциал для хорошего фильма.

Я вообще стараюсь выбирать картины, которые могут стать классикой. Пусть не сразу, пусть по прошествии времени. Станут или нет – это время и публика решат. Но у меня самого должно быть ощущение такой возможности.

«Кто вы, мистер Брукс?»Согласись, что для большинства зрителей Кевин Костнер - олицетворение теплоты и порядочности. Появление в фильме мрачного alter ego Брукса, Маршалла, является ли неким оправданием поступков главного героя?
Это я-то олицетворение теплоты?! (смеется). Ты видел сцену на кладбище в «Мистере Бруксе»? Я бы никому не посоветовал пойти со мной ночью на кладбище, как это сделал персонаж Дэна Кука (исполнитель роли Маршалла, молодого человека, напрашивающегося к Бруксу в партнеры по убийствам – «ВД»). Маршалл, темное «я» Брукса, понадобился, чтобы вызвать больше симпатии к герою, которому приходится носить две шляпы – примерного семьянина и гражданина и серийного убийцы, каковым он не хочет быть, но не может себя остановить, в отличие от Маршалла, который ничем не болен, но находит удовольствие в убийстве.

Как ты конструировал такой сложный образ, как мистер Брукс? Вдохновлялся другими фильмами, книгами на эту тему?
Нет. Не надо было глубоко копать, чтобы сделать вывод о состоянии нашего общества. Убийцы и насильники живут среди нас, ходят по тем же улицам. Я понимал, что этим фильмом должен объяснить зрителям, почему человек убивает. Принято считать, что после совершенного преступления убийца печален. Я же для себя решил, что он будет в этот момент ощущать абсолютную власть и почти сексуальный оргазм! При этом я не должен подмигивать зрителю с экрана: «я вообще-то хороший парень». Когда Брукс убивал этих несчастных, он не только лишал жизни их, но и разрушал мир их близких. Для меня главным было показать, что мистер Брукс может быть рядом с нами, в доме напротив, и это делает наш мир еще более пугающим.

«Кто вы, мистер Брукс?»Не разрушит ли такая роль твой привычный образ кинозвезды?
Я считаю себя актером, а не звездой. Не думаю, что, сыграв серийного убийцу, я нарушил некий договор с моей публикой. Ее вера в меня и интерес ко мне, надеюсь, связаны не с моим образом, а с ролями, которые я играю. У меня есть лишь одна обязанность – быть профессиональным актером. Заставлять вас смеяться, ужасаться, сострадать. Я ведь играл убийцу в «Идеальном мире», я играл другие роли, выходящие за рамки стандартных представлений о хорошем парне. Я считаю, что кино и должно быть сложным, без клише. Хотя я вижу коммерческий потенциал в «Мистере Бруксе», и мы, естественно, хотим заполучить как можно больше зрителей, я понимаю, что эта картина не будет столь успешна в прокате как летние блокбастеры. С другой стороны, кто их вспомнит через пять лет? А наш фильм будут смотреть и через десять.

С первой женой Синди СильваДавай поговорим о твоей личной жизни. После развода ты заявлял, что не собираешься больше жениться и иметь детей. Но ты женился на Кристин, и у тебя только что родился сын. Каково это быть мужем и отцом не в 20-30, а в 50 с лишним?
У меня ведь уже была семья. (Костнер женился на своей школьной подружке Синди Сильва в 1978 году. У них трое детей – Лили (4 августа 1984), Энни (15 апреля 1985) и Джо (13 января 1988). Развелся в 1994 году. – «ВД»). И чтобы заводить новую, нужно было крепко подумать (в 1999 году Кевин начал встречаться с моделью Кристин Баумгартен, пара поженилась в сентябре 2004. У них общий сын Кайден Вайатт (7 мая 2007) – «ВД»). Но мы все экспериментируем с любовью по ходу жизни. Сценария моей жизни, по которому я мог бы играть, просто не написан. И нет никакой гарантии, что новые сюжеты имеют счастливый конец. Когда ты находишь любовь, то с ней приходит страх и масса вопросов. А что, если так? А что, если эдак? У меня этот процесс занял семь лет. Но, в конце концов, ты говоришь себе: «У меня нет ответа на все вопросы, но я рискну, потому что это настоящая любовь. И нечего бояться будущего. Ведь это трусость - бросать человека, который тебя любит, и которого ты можешь представить держащим твою руку, когда ты испускаешь последний вздох». А быть молодым отцом в иной возрастной категории? (смеется) Ничего нового.

С женой Кристин Баумгартен и дочерью от первого брака ЛилиМистер Брукс в фильме очень хороший отец. Каким отцом считаешь ты себя, чего ты ждешь от своего маленького сына в будущем?
Позволь мне сказать кое-что по этому поводу. Расслабься и послушай (смеется). Будучи детьми, мы зачастую терпеть не могли того, что делали наши родители (отец Кевина Билл – рабочий, мать Шарон – социальный работник – «ВД»). Мы клялись, что не будем такими, как они. Иногда дети проносят эту ненависть к родителям через всю жизнь. У меня есть такие друзья. Но стоит сказать себе: «Да, папа с мамой были не подарочек, но спасибо им за все хорошее и даже за плохое, потому что это плохое показало мне, чего не следует делать. Я со своими детьми буду вести себя иначе».

Я и вправду благодарен своим родителям за все. Надеюсь, что мои дети простят мне мои ошибки, потому что нет инструкции по поводу того, как быть хорошим родителем. И если я выступаю в этой роли снова, это не значит, что я знаю, как нужно действовать. Все, что я знаю: если ты приводишь в мир другого человека, ты должен его любить, надеяться, что он унаследует от тебя мудрость и сострадание к другим. Что он захочет изменить мир к лучшему. Я надеюсь лишь на то, что мои дети будут меня уважать, зная, что я далек от совершенства.

Смотрите фильм «Кто вы, мистер Брукс?» с Кевином Костнером в главной роли в кинотеатрах города.

 

Лучшие фильмы с участием Кевина Костнера

Почти во всех своих картинах Костнер обязательно кого-нибудь защищал: бедных крестьян, индейцев, или певицу-миллионершу.

«Неприкасаемые» (The Untouchables), 1987
Первая «звездная» роль, которая досталась Костнеру лишь чудом: от нее попеременно отказались Мел Гибсон, Харрисон Форд и Майкл Дуглас. Костнер сыграл в «Неприкасаемых» детектива Элиота Несса, сумевшего посадить за решетку великого гангстера Аль Капоне.

«Танцующий с волками» (Dances with Wolves), 1990
За 15 лет до Мела Гибсона, Костнер снял фильм, в котором большую часть времени говорили на никому не понятном языке. Трехчасовой эпик об индейцах, подаривший своему создателю два «Оскара.

«Робин Гуд – Принц воров» (Robin Hood: Prince of Tides), 1991
Еще одна роль, которую Костнер получил после отказа Мела Гибсона. Несмотря на то, что в сцене «обнаженки» использовалась задница дублера, Костнер почти сразу после премьеры получил статус секс-символа.

«Джон Ф.Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (JFK), 1991
Лучший фильм в карьере Кевина Костнера, несмотря на то, что играть ему, особо, и не пришлось. Джим Гаррисон – в накрахмаленной рубашке и с невозмутимым выражением лица расследует самое громкое политическое убийство американской истории.

«Телохранитель» (The Bodyguard), 1992
Очень вольный римейк одноименного фильма Акиры Куросавы, который тот, в свою очередь, снял по детективу Дэшела Хэммета «Красный урожай». Охранник чернокожей певицы (Уитни Хьюстон), пытается защитить ее и от пули наемника, и от собственных чувств. Одна из лучших мелодрам 90-х.