С 16 по 27 мая на французской Ривьере прошел юбилейный 60-й кинофестиваль. Кроме высокого киноискусства гостям показали высокую моду, красивых женщин и целую толпу звезд, которых в таком количестве можно увидеть лишь раз в году – в Канне.

По статистике самыми популярными из освещаемых в прессе событий считаются Олимпиада, Чемпионат мира по футболу и Каннский кинофестиваль. Получать информацию из газет и телепрограмм, нет сомнений, – удобно и практично. Ведь в этом случае вы избавлены от необходимости простаивать очереди перед окошками кинокасс и сторожить звезд в холлах гостиниц. Не говоря уже о «красном ковре», на который без платья от «Шанель» и без личной дружбы с каким-нибудь Содербергом не прорваться. И все же те, кто все-таки решился на эту невероятную гонку и приехал на фестиваль, не пожалели о содеянном. Оказаться в эпицентре мировой кинематографической жизни, когда на улице можно запросто столкнуться с самыми знаменитыми людьми планеты, дорогого стоит. Кинофестиваль в Канне уже давно считается лучшей вечеринкой года, а  по наличию селебс, разнообразию нарядов и ювелирных украшений он уже давно обогнал неделю высокой моды в Париже и церемонию «Оскар».  

Жюльетт Бинош на красной ковровой дорожке Юбилейное открытие
 16 мая на бульваре Круазетт, перед театром Люмьер, в 60-й раз расстелили красный ковер. Под взглядами тысячи зрителей по нему прошлись Жюльетт Бинош, Энди Мак Дауэлл, Ален Делон, китайская актриса Ли Гонг, актриса Лиз Херли в платье от Валентино под руку с дизайнером Роберто Кавалли  и многие другие.

Открывала фестиваль белокурая немка Диана Крюгер в белом полупрозрачном платье от Шанель. Потом на сцену вызвали членов жюри и… режиссера Мануэля Де Оливейру, патриарха мирового кино.  98-летний португалец, который начинал еще в немом синематографе, гордо провозгласил: «Да здравствует кино!», и восторженный вопль пронесся по залу.

Вонг Кар Вай, Нора Джонс и Джуд ЛоуБольше всех аплодисментов в этот вечер досталось Вонг Кар Ваю, гонконгскому режиссеру, который в прошлом году возглавлял фестивальное жюри, а в этом привез на открытие свою элегантную мелодраму о превратностях любви «Мои черничные ночи». Главные роли в его фильмы сыграли Джуд Лоу и американская джазовая певица Нора Джонс. Джонс, которая, несмотря на юный возраст, успела получить восемь музыкальных призов «Грэмми», у Кар Вая предстала в своей дебютной роли. В роскошном синем платье от Москино и с нервной улыбкой на лице она позировала фотографам. После премьеры певица призналась, что шумиха вокруг ее персоны и постоянное щелканье фотовспышек настолько вывели ее из себя, что продолжать карьеру в кино она не собирается.  


Мгновения великого кино
Брэд Питт, Джордж Клуни и Мэтт Дэймон Программа юбилейного фестиваля была настолько разнообразной и объемной, что постоянно приходилось принимать жизненно-важные решения о том, что посмотреть и от чего отказаться. Любители классического кино вечерами просиживали в уютных креслах на пляже, где под звездным небом установили экран и крутили старые фильмы с Катрин Денев и Аленом Делоном. Артхаузное и экспериментаторское кино нашло свое выражение в программах «Кинокритики» и «Авторского кино». Начинающие режиссеры привезли документальные и короткометражные фильмы. Специальный проект под названием «La Cinefondation» финансировал молодых и талантливых режиссеров со всего мира. Для любителей Голливуда предлагалась внеконкурсная программа, на которую Содерберг привез «13 друзей Оушена» с участием Бреда Питта, Джоржа Клуни и Мэтта Дэймона. После премьеры 24 мая их восторженно встречали на «красном ковре» толпы поклонников.

Квентин ТарантиноНе обошлось и без локальных скандалов. Итальянцы обиделись на французов за то, что ни один итальянский фильм не был отобран для участия в основном конкурсе. Испания была представлена единственным фильмом  – Джеймса Розалеса, который, впрочем, после учебы на Кубе считает себя больше представителем Латинской Америки, чем Европы. Немцы было обрадовались участию Фатиха Акина, и национальные газеты даже стали пестрить заголовками «Акин против Тарантино: кто выиграет «Пальмовую ветвь»?», но после признания самого режиссера, что немцем он себя не считает, да и фильмы снимает в Турции, газеты поутихли. Фильм Акина «На другой стороне» получил «Ветвь» за лучший сценарий.

Ведущая церемонии Диана КрюгерЗаметно было преобладание азиатов, французов и американцев в основной программе. Вонг Кар-Вай, Хо Сяо-сен и Наоме Кавасе, Ким Ки-Дук представили сильную программу азиатского кино, известного своими сдержанными эмоциями и тихой созерцательностью кадров. Французы сделали упор на современное кино, вместо Катрин Денев – Кьяра Мастроянни, вместо Изабель Юппер – Людивин Санье, а самым популярным французом современности был признан красавец Луи Гарель, который сыграл сразу в нескольких конкурсных фильмам, один из которых, «Любовные песни», мюзикл о любви, смерти и снова о любви, завоевал особое внимание публики и критиков.

Ален Делон с Бьянкой ди СофияРоссияне тоже не оказались в обиде. Не только потому, что на основной конкурс выбрали сразу два фильма  – «Александру» Сокурова и «Изгнание» Звягинцева. Но и потому, что даже в фильмах зарубежных коллег интерес к российской культуре был явно заметен. Так, в ленте «Актрисы» итальянки Валерии Бруни-Тедески действие развивалось вокруг постановки пьесы Тургенева «Месяц в деревне». В фильме австрийца Ульриха Зайделя действие происходит не в России, а на Украине, но все же с экрана частенько доносились родные словечки. Картина поведала историю медсестры Ольги, которая в поисках лучшей доли отправляется в Австрию, и про австрийца Пола, который бежит от долгов на Украину. Американец Джеймс Грей рассказал о наших соотечественниках в Нью-Йорке, которые нажили состояния на наркотиках и проституции.  

Андрей ЗвягинцевОдними из кульминационных событий 60-го Каннского фестиваля явился приезд американских режиссеров Квентина Тарантино с фильмом «Доказательство смерти» и братьев Коэнов с картиной «Старикам здесь не место». Обе картины очень типичны для заокеанского кинематографа. Первая отдает дань американскому «слэшеру» с его типичным серийным убийцей. Другая – история ковбоя из Техаса, который в пустыне наталкивается на чемодан с деньгами и трупы мексиканцев, за что ему приходится поплатиться жизнью. Однако американские фавориты так и не получили ни одного приза.

Политика каннского жюри довольно проста: фаворитов здесь не награждают. Призы обычно достаются никому не известному режиссеру. И не потому, что Канны хотят протянуть «руку помощи». Они хотят диктовать тренд, быть первооткрывателями, играть роль «крестной тетушки», которую всю жизнь вспоминают и благодарят. Поэтому «Пальмовая ветвь» досталась не братьям Коэнам и не Тарантино, а румынскому режиссеру Кристиану Мунгиу за картину «Четыре месяца, три недели и два дня», поведавшую историю о последних коммунистических днях в Бухаресте. 

Лучшие и неизвестные
Мишель Йео, Энди Макдауэлл и Ли Гонг Скандальной кульминацией фестиваля явилась демонстрация фильма «Каждому свое кино». Авторство проекта принадлежит нынешнему президенту фестиваля Жилю Жакобу. Год назад он обратился к 35 самым известным режиссерам мира, среди которых братья Коэны, Дэвид Кроненберг, Маноэл Де Оливейра, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Аки Каурисмяки, Гас Ван Сант, Вонг Кар Вай, Нанни Моретти, Вим Вендерс, Андрей Кончаловский, Роман Полански, с предложением снять по 3-х минутному фильму, действие которого разворачивается в кинозале. Авторы работали независимо друг от друга, никто не знал, что снимают коллеги. Все короткометражки объединили в общее полотно. Любопытный по замыслу, проект получился довольно посредственным. За премьерой последовала пресс-конференция, на которой журналисты вяло задавали вопросы, и вот когда до конца мероприятия оставались считанные минуты, раздался возмущенный голос Романа Полански: «Перед вами сидят самые талантливые режиссеры современности, которые приехали сюда со всех концов мира, а вы о нас ничего не знаете! Не стыдно задавать такие глупые вопросы?!». Потом классик современности заявил, что предпочитает хороший обед этой глупой конференции, и демонстративно покинул зал. Впрочем, вслед за Полански никто из режиссеров не последовал.

Мечты о будущем
Ивана Трамп и Дон ДжонсКаннский фестиваль – место демократичное. Совершенно неважно, кто ты – журналист, кинолюбитель или светский лев – всем одинаково приходится бороться за место под солнцем. Пока в кинозалах «проходят бои» за место, бульвар Круазет заполняют зеваки и любители развлечений. Первые приходят засветло, чтобы занять местечко напротив «красного ковра». Вторые, в смокингах и вечерних платьях, появляются к вечеру и штурмуют входы на вечеринки. Внутри желанных помещений предлагается практически одна и та же программа: роскошный буфет, напитки, музыка и танцы при участии актеров и певцов. Если повезет, то удастся оказаться рядом с Джорджем Клуни и послушать его рассказ о том, как он совмещал актерскую профессию с работой няни, когда во время съемок «13 друзей…» то Дэймон, то Питт подбрасывали ему своих отпрысков. Можно увидеть Ивану Трамп, без которой уже не обходится ни Канныодин фестиваль, и попробовать ее коктейль. Если повезет попасть в список приглашенных, то бесплатно, если нет, то выложить за каждый 30-50 евро. Бесплатно и щедро угощают итальянцы Доменико Дольче и Стефано Габбана, но очередь на их вечеринку начинает выстраиваться еще засветло. Уединиться в фестивальные дни можно было лишь в небольшом прибрежном ресторанчике. Однако и здесь в день закрытия не было ни одного свободного места. Ветер нагнал тучи, и финал фестиваля прошел под проливным дождем. Так Лазурный берег «оплакивал» закрытие своего любимого детища. 27 мая, после раздачи призов, бульвары и улицы стали пустеть. Закатали «красный ковер», закрылись двери кинотеатров, потянулись вереницы гостей с чемоданами, которые уносили в воспоминаниях блеск и роскошь праздника кино, а также надежду быть приглашенными в следующем году.

Татьяна Розенштайн

Фильмы-призеры

Кадр из фильма «Четыре месяца, три недели и два дня» 60-й по счету Каннский кинофестиваль стал триумфом «маленького человека». Как сказал на церемонии награждения румынский режиссер Кристиану Мунгиу: «Хорошие новости для нас, независимых режиссеров: теперь для победы не нужен огромный бюджет!» И, действительно: его фильм «Четыре месяца, три недели и два дня», получивший «Золотую пальмовую ветвь», «побил» в конкурсе Квентина Тарантино, Гаса Ван Сента, Вонга Кар Вая и братьев Коэнов. «Четыре месяца…» - рассказ о двух румынских студентках конца 80-х, времен режима Чаушеску. На фоне общих политических и социальных катаклизмов, развивается их частная «маленькая трагедия»: девушкам нужно сделать аборт, а это запрещено государством.

Кадр из фильма «Скафандр и бабочка»Приз за лучшую режиссуру взял Джулиан Шнабель – за фильм «Скафандр и бабочка». «Скафандр…» - экранизация книги Жана-Доминика Боби, очень популярной во Франции. В 1993-м Боби, главный редактор журнала «Elle», в результате несчастного случая оказался полностью парализован. Тем не менее, до своей смерти Боби успел надиктовать целую книгу, построенную на его воспоминаниях и чувствах. Интересно, что роль Боби в свое время очень хотел сыграть Джонни Депп.

Любимец московской богемы, турок Фатих Акин («Головой об стену») получил приз за лучший сценарий. В фильме «На другой стороне» он опять сталкивает два различных менталитета, восточный и западный. Его герои – пожилые турецкие проститутки, политические активисты, лесбиянки, и проч. Лучшей актрисой признана кореянка Чон До Ен - в фильме «Тайный солнечный свет» она сыграла молодую вдову, которая пытается устроиться в провинциальном городке, теряет маленького сына, и обращается в христианство. Ну, а про лучшую мужскую роль вам, наверное, говорить ничего не надо: Константина Лавроненко, получившего Каннский приз за роль в «Изгнании» Звягинцева, показывали во всех новостях.