Голливудские звезды озвучивали мультфильмы еще при жизни Уолта Диснея, но только в наше время это стало модной тенденцией.

В классической «Книге джунглей» (1967) за кадром говорили Фил Харрис, Себастиан Кабор и Луис Прима – довольно известные в свое время артисты. Но это было скорее исключение из правил: на озвучку в то время нанимали не слишком успешных актеров второго, а то и третьего эшелона.
 
Все изменилось с выходом на экраны «Аладдина», в котором, как известно, роль Джинни исполнял Робин Уильямс. Звезда проделала эту работу, что называется, на голом энтузиазме – Робину так понравился сценарий, что он записал 16(!) часов материала. При этом гонорар, выплаченный ему, был минимальным. Взамен этого Уильямс попросил не делать на нем деньги – то есть не использовать образ Джинни в качестве рекламы. Но после первого же рабочего просмотра стало ясно, что Джинни переиграл всех, в том числе и главного героя. Так второстепенный персонаж стал «лицом» мультфильма, а озвучивший его Робин Уильямс – главной коммерческой приманкой.
 
"Исполнитель" роли Джинни Робин Уильямс Артист не на шутку обиделся. Он отказался озвучивать продолжение, он даже не принял в дар картину, подлинник Пикассо, который ему прислали боссы Disney в знак примирения.
 
Недетская тема
Тем не менее, этот скандал принес свои плоды: продюсеры поняли, что звезда на озвучке – крайне выгодный коммерческий ход. На съемки «Короля-льва» безуспешно зазывали Аль Пачино - он должен был «сыграть» льва Шрама. Чтобы умаслить знаменитого актера, художники даже придали льву сходство с его героем из фильма «Лицо со шрамом». Но, увы – Пачино отказался – и вместо него взяли Джереми Айронса. Зато ковбоя Вуди в «Истории игрушек» озвучивал уже Том Хэнкс. Ему заплатили за эту работу смешной по звездным меркам гонорар – $50 тыс., но можно считать эту сумму авансом: уже за вторую часть он получил $5 млн. Интересно, о какой сумме пойдет речь через пару лет, когда на экраны выйдет «История игрушек 3»?
 
Том Хэнкс на озвучивании роли Вуди из "Истории игрушек" Но не всегда участие голливудских звезд является залогом успеха того или иного мультфильма. Примеров тут достаточно – и «Анастасия» (на озвучке – Мэг Райан, Джон Кью
cак и Кирстен Данст), и «Синдбад: Легенда Семи морей» (Брэд Питт, Кэтрин Зета-Джонс, Мишель Пфайффер), и «Муравей Антц» (Вуди Аллен, Шарон Стоун, Сильвестр Сталлоне, Дженнифер Лопес). Кстати, на роль Синдбада в «Легенде…» пробовался Рассел Кроу, а роль прекрасной Марины в европейском варианте «исполнила» Моника Белуччи. Но всех все равно переиграл пес Спайк, по многочисленным опросам, самый популярный герой мультфильма – а его как раз озвучивал какой-то безвестный артист из массовки. Что касается, «Муравья Антца», то он интересен прежде всего раздутым бюджетом, большая часть которого ушла, конечно, на гонорары артистам. Одна только Дженнифер Лопес получила полмиллиона долларов!
 
Антонио Бандерас, голос Кота в сапогах из мультфильма "Шрэк" Ветераном дубляжа может считаться Том Хэнкс – кроме ковбоя Вуди он «сыграл» целых пять персонажей в мультфильме «Полярный экспресс». «Особенно мне понравилось быть Санта Клаусом – это все равно, что озвучивать Элвиса!» Кстати, об Элвисе – именно его «сыграл» Хью Джекман в мультфильме «Делай ноги». «Я был пингвином, который думает, что он – Элвис, но это все равно круто!» 
 
Шрэк и все-все-все
Главной сенсацией в звездном дубляже стала премьера «Шрэка». Майк Майерс и Эдди Мерфи, озвучившие, соответственно, Шрэка и Осла, из подзабытых комиков превратились в звезд класса «А». А Кэмерон Диаз (принцесса Фиона) получила за эту работу свой первый гонорар с семью нулями. Надо сказать, что студия делила зарплату актерам по-братски: если за первую серию все они получили по 3 млн., то за вторую и третью – уже по 10 млн.
 
Кроме тройки главных персонажей в «Шрэке» участвует еще куча звезд – от шоумена Ларри Кинга – до музыкантов Тома Уэйтса и Ника Кейва. Огромную работу проделал и Антонио Бандерас: он озвучил Кота в Сапогах не только в голливудской, но и в испанской, и в латиноамериканской версиях.
 
Билл Мюррей, голос кота Гарфилда В Индии с невероятным успехом прошла «Суперсемейка» – просто потому, что мистера Невероятного озвучил болливудский бог Шах Рукх Хан, а роль его сына – Хан-младший.
 
Лучшее – враг хорошего
Бывает и так, что актер является, казалось бы, идеальным претендентом на роль, но ему все время не везет. Самой неудачливой голливудской звездой, является, пожалуй, Билл Мюррей. Он должен был «сыграть» Базза в «Истории игрушек» и Салли в «Корпорации монстров» – но студии слишком боялись, что голос актера переиграет материал. Единственное, что ему удалось на сегодняшний день – это озвучить кота Гарфилда в одноименном фильме.
 
Роберт Де Ниро долгое время мечтал о том, чтобы озвучить мультфильм, и буквально вырвал роль Дона Лино в «Подводной братве» у Джеймса Гандольфини. Зато роль крысы Спайка в картине «Смывайся!» ему уже не дали, предпочтя «оскаровскому» лауреату Энди Серкиса, Голлума из «Властелина колец».
 
Роберт Де Ниро работает над мультфильмом "Подводная братва" Так, кстати, довольно часто бывает – когда большая голливудская звезда проигрывает на кастинге малоизвестному артисту. В том же мультфильме «Смывайся!» роль Французской Лягушки примеривал на себя Джонни Депп (а озвучил, в итоге, Жан Рено).
 
За роль бегемотихи Глории в «Мадагаскаре» бились уже Мадонна, Гвен Стефани и Дженнифер Лопес (а победила Джада Пинкетт Смит, жена Уилла Смита).
 
Бывает и так, что приглашенная звезда оказывает своему мультфильму медвежью услугу. К примеру, роль Селении в недавнем «Артуре и минипутах» озвучила в американском варианте Мадонна. И вряд ли нашелся хоть один критик, который бы не прошелся по возрастной разнице между поп-звездой (49 лет) и мальчиком, озвучившим влюбленного в нее героя (14 лет).
 
А что вы хотели? Мультфильм – это не повод подхалтурить, это серьезная работа. И играть здесь надо точно так же, как и в «большом» кино – а может быть даже лучше.