Находясь в реанимации после удара электрическим током, Дастин Хоффман сам себе сочинил эпитафию на могильной плите: «Я так и знал, что этим кончится». Он вообще считает, что жизнь – это комедия, правда, очень серьезная. В новом фильме «Персонаж» его герой пытается объяснить причинно-следственную связь поступков и проникнуть в тайны жизни и смерти.
 
Пожалуй, единственное определение характера Дастина Хоффмана, которое хоть в какой-то мере будет соответствовать действительности, – изменчивый. Причем, это касается, как самой личности Дастина, так и его актерской жизни. Говорить о нем можно лишь в превосходной степени – как о гениальном актере, каковым его считают миллионы поклонников, или как о невыносимом партнере, с которым могут работать только избранные.

Дастин Хоффман в фильме "Крамер против Крамера"Джессика Ланж, его партнерша по фильму «Тутси», например, вспоминала, что на съемочной площадке дело иногда доходило до рукоприкладства, а Мэрил Стрип может рассказывать о совместной работе на картине «Крамер против Крамера» лишь пользуясь ненормативной лексикой.

Хоффман – трудоголик. Он привык выжимать из себя и партнера все возможное, а порой, и невозможное. Ведь только тогда может получиться роль, за которую не будет стыдно. Именно так он поступал на съемках «Полуночного ковбоя», когда клал в ботинки камешки, чтобы хромота выглядела натуральной, и кашлял до рвоты, изображая больного туберкулезом. Играя в картине «Марафонец» сцену, в которой его герой не спал всю ночь, актер появился на съемочной площадке с лицом графа Дракулы. Его партнер, великий Лоуренс Оливье, вежливо справился, почему Хоффман так плохо выглядит? Дастин объяснил, что не спал сутки, на что Оливье не без иронии заметил: «А не проще ли было это сыграть?»

«Проще» –  это не девиз Хоффмана. Его роль аутиста в «Человеке дождя» получилась столь достоверна и многопланова, что ее потом растащили на цитаты, а многим, как, например Тому Хэнксу («Форест Гамп») хватило этого материала, чтобы создать свой образ, да еще и отхватить за это «Оскар». К слову, сам Хоффман был семь раз номинирован на «Оскар» и дважды его удостоен («Крамер против Крамера» и «Человек дождя»).

Дастин Хоффман, Том Круз в фильме "Человек дождя"Коротышка с огромным носом – он стал символом целого поколения. И язык не поворачивается сказать, что Хоффман лишь попал в модную струю, когда привлекательность перестала быть актуальной, а востребованной, напротив, стала внешность «парня из соседнего двора». Его карьера началась с фильма «Выпускник» (1967). Любопытно, что к тому времени Хоффману было уже 30 лет (род. 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе). Возможно, именно это обстоятельство заставляло его выкладываться по полной. Ведь в тридцать многие уже достигают вершины карьеры, а он был лишь в самом начале пути…

Чудовищная работоспособность и гениальное умение перевоплощаться сделали его сначала любимцем режиссеров, а потом и мега-звездой. Что же касается перевоплощений, то сам Дастин называет любимой роль в фильме «Тутси», где он доказал, что лучшая женщина – это мужчина. Правда, еще раньше, в фильме «Крамер против Крамера» он убедил всех, что и лучшая мать – это отец.

Возможно, на этой работе ему пригодился и собственный опыт, ведь Хоффман – многодетный папа. У него двое детей от первого брака с балериной Энни Бирн, и шестеро, один из которых – приемный, от второго брака с адвокатом Лизой Готтсеген. Четверо из его детей стали актерами. Видимо ген лицедейства передается по наследству, ведь и мать Дастина была актрисой. Единственное, что по наследству получить нельзя – это гениальность. А Хоффман подтверждает титул живой легенды Голливуда каждой своей работой. Даже небольшая его роль становится событием.
 
Дастин Хоффман в фильме "Персонаж"Что вас привлекло к работе в этом фильме?
Когда я снимался у режиссера «Персонажа» Марка Форстера в его картине «Волшебная страна», мы стали друзьями. «Будешь ставить следующий фильм, позови меня» - сказал я ему тогда. Он спросил: «А ты скажешь «да», не читая сценария?» Я ответил утвердительно. Он и позвонил через год-другой, мол, у меня вот есть картина, хочешь сниматься? Я попросил прислать сценарий, на что он мне ответил: «Мы так не договаривались!» Что ж поделать, пришлось подписываться и так. Но когда я все-таки прочитал сценарий, он оказался одним из лучших, что мне когда-либо были предложены. Я читал текст и не мог сдержать свои эмоции!
 
В фильме вы играете профессора литературы. Каковы ваши собственные отношения с литературой? Есть ли у вас любимые писатели? Сами не пробовали писать?
Для меня это интересный вопрос. По какой-то неизвестной причине мне в детстве никогда и ничего не читали. Поскольку моих родителей уже нет, я могу сказать честно: мой папа тоже ничего не читал. Ни одной книжки не прочел! Он даже газет в руки не брал. Мама, думаю, читала, но бульварную литературу. Но мой брат (адвокат Роналд Хоффман – «ВД») очень хорошо учился, и именно он втянул меня в чтение. Первая книга, что я прочел, была «Моби Дик», а вторая - «Преступление и наказание». Целый мир открылся мне в мои тогдашние 14 лет! Кроме того, братец давал мне книжки из серии порно-карикатур. Замечательные книжонки (смеется).

Дастин  Хоффман с "Оскаром"Пишу ли я сам? Мне нравится, что недавно посоветовал писатель Эльмор Ленард тем, кто хочет писать. Он сказал: «Самый хороший совет, который я могу вам дать – пишите, как говорите». Я так и делаю.
 
Вы такой известный мастер, а режиссер Форстер сравнительно молод и на его счету не так уж много фильмов. Как вам с ним работалось?
Режиссер всегда немного напоминает отца, чей ребенок недавно начал ходить и все порывается убежать. Мы, актеры, очень похожи на таких детей. И задача режиссера поймать нас вовремя, направить в нужное русло. Марк не пережимает с режиссурой. Он может сказать: «Здесь больше улыбайся, здесь меньше. Здесь двигайся побыстрее». Он никогда не торчит, как многие другие режиссеры, у монитора. Он среди нас. Я снимался задолго до того, как появились видеомониторы, и мне неприятны режиссеры, которые впиваются взглядом в экран, при этом не видя, что делается вокруг. Марк не такой.
 
Дастин Хоффман в фильме "Полуночный ковбой"Было ли что-то конкретное, что побудило вас стать актером? Какой-то фильм, или случай из вашей жизни?
Фильмы всегда играли важную роль для меня, потому что, по правде говоря, жизнь у меня была не такая уж интересная. Всегда хорошо было вырваться из дома, а в районе, где я жил, был кинотеатр Fairfax... Там показывали подряд два фильма плюс хронику, плюс мультик, так что выходил целый день. Первый фильм, который меня травмировал, - «Бэмби» (смеется). Это у них называется детский фильм, а там животные сгорают во время лесного пожара! А другой мультик, «Дамбо», очень мне нравился, потому его герой напоминал меня самого. У меня как у этого слоника тоже большие уши (смеется). И длинный нос...Потом пошли взрослые фильмы с Грегори Пеком, Лоном Чейни... Но я не задумывался об актерской карьере до тех пор, пока не пошел в колледж.
 
Сейчас ваш младший ребенок уже учится в колледже. Как изменилась ваша жизнь, когда дети улетели из гнезда?
Да, Александра уже полтора года как не дома. У моей дочки Джены (Бирн –«ВД»), которой 36, у самой двое детей, так что я еще и дед. Немного странно, когда раздается стук в дверь, ты открываешь, а там стоят два здоровенных мужика, а это твои сыновья! Моя жена была супермамой,. Она тащила все на себе, у нас всегда был в доме порядок, а я в это время работал. Никакой демократии в семье не было, мы рано поняли, что это до добра не доведет. Дети, конечно, ставили это под вопрос, но им отвечали: «Потому что!». Ну, а жизнь наша не так уж изменилась, потому что появились внуки и опять памперсы по всему дому (смеется).
 
Дастин Хоффман в фильме "Выпускник"Чем занимается ваша жена, кроме внуков?
Она не любит, когда я распространяюсь на эту тему, но она затеяла бизнес, связанный с косметикой. Об этом уже написали в журнале, так что я не выдаю секрета. Скажу, что она вкладывает в это дело всю свою энергию, которой у нее много.
 
Да, время идет... Какие у вас отношения со временем, которое у всех нас убывает?
Мне вопрос нравится. Я могу говорить об этом часами. Мы все смертны. Это единственное, что нас по-настоящему объединяет. Было бы очень трудно жить, если бы мы знали, что кто-то там не умрет (смеется). Я несколько раз сталкивался со смертью. Я чуть не умер от удара током. По сути, какой абсурд умереть от поврежденного провода! Или, как писатель Теннесси Уильямс, удавиться пробкой от винной бутылки. Как бы я хотел умереть? Например, во время секса. Как мой папа, который после смерти мамы женился на медсестре. Второй предпочтительный способ – умереть, кланяясь публике после спектакля. Как это случилось с комедийным актером Дэвидо Бернсом.

Дастин Хоффман в фильме "Хвост виляет собакой"За что мне нравится наша картина «Персонаж», так это за то, что она размышляет над подобными вопросами на метафорическом уровне. Мне скоро семьдесят, так что я могу говорить, исходя из собственного опыта. Деньги не имеют значения. Как и всякие благие намерения: выучить новый язык, научиться играть на рояле и прочее. Просто живите, как живется, потому что мы все смертны. Тебе дана жизнь – живи!
 
Ваш самый ужасный поступок?
В детстве, когда мне было лет семь, я и мой друг Роджер пытались поджечь аптеку. Там рядом были свалены картонные ящики от товаров. Мы их подожгли. Еще мы отравили химическими удобрениями рыбок в аквариуме у соседа, директора школы, а также облили его птиц в клетке из шланга, и они подохли. На этом уголовный период моей жизни закончился (смеется).
 
Какие ваши фильмы наиболее близки вам, и какие, по вашему мнению, являются самыми значимыми для киноискусства в целом?
Не знаю. Я не могу быть объективным. Может быть, «Полуночный ковбой» повлиял на меня, потому что я стал внимательнее относиться к страданиям других людей. «Человек дождя» тоже был важным этапом в моем понимании жизни, способности или неспособности выказывать эмоции.

Дастин Хоффман в фильме "Знакомство с Фокерами"«Тутси» научил меня не обращать внимания на мою внешность. Ведь до этого фильма я был очень озабочен тем, что не выгляжу, как лицо с обложки.
 
Как вы оцениваете себя сейчас?
Я на пике моего увядания (смеется).
 
Ладно вам, что-то не видно среди молодых актеров эквивалента Дастину Хоффману...
Когда я начинал, никто меня не хотел снимать. Если бы Майк Николс (режиссер «Выпускника» - «ВД») не был бы Спилбергом своего времени, никто бы ему не позволил взять меня на роль Бенджамена Брэддока. Они бы настояли на том, чтобы роль играл Роберт Редфорд. И даже когда кинобоссы хвалили Майка за фильм, они говорили ему, что он совершил ошибку, взяв меня в картину.
 
В фильме «Персонаж» Гаролд Крик спрашивает вашего профессора Гильберта: «Жизнь это трагедия или комедия?». Как бы ответил на это Дастин Хоффман?
Я думаю, что, если нужно охарактеризовать жизнь, можно сказать, что это очень серьезная комедия. Так можно назвать и наш фильм. 
 
 
Тихий омут
 
 
Дастин Хоффман выглядит как интеллигентный яппи из американского пригорода, но, еще со времен «Выпускника» всем известно, что он способен на невероятные поступки. Он один из самых талантливых актеров своего поколения: у него семь номинаций на «Оскар». Это меньше, чем у Джека Николсона, но, к примеру, больше, чем у Роберта Де Ниро.

• «Выпускник», 1967
«Вы пытаетесь соблазнить меня, миссис Робинсон?!» Фильм Майка Николса стал настоящим манифестом поколения – плеяды молодых людей, которые пытаются бороться с распланированной жизнью, уготованной им родителями. На роль Бенджамена Брэддока режиссер искал парня, «более чем обыкновенного»: по этой причине кастинг не прошли такие эталонные красавчики, как Роберт Редфорд и Уоррен Битти.

• «Полуночный ковбой», 1969
После «Выпускника» Хоффман неожиданно стал предметом обожания девочек-подростков, и, чтобы сломать свое зарождающееся амплуа «хорошего американского парня», он согласился на эту роль – горе-сутенера, который выводит на панель собственного брата-ковбоя (Джон Войт). На пробы Дастин явился в грязных лохмотьях: продюсеры долго не могли опознать в этом бомже звезду Голливуда.

• «Соломенные псы», 1971
Самая неожиданная картина в фильмографии Дастина Хоффмана. Здесь он играет спокойного яппи, Дэвида Саммера, который приезжает в деревню с красавицей-женой, и в результате череды событий поддается обаянию зла. Из-за высокой концентрации насилия этот фильм до 2002(!) года был запрещен к выходу на видео и DVD, сам же актер признается, что снялся у Сэма Пекинпы исключительно из-за денег.

• «Ленни», 1974
Байопик знаменитого американского комика Ленни Брюса, который не признавал никакой цензуры, и не слишком церемонился ни с голливудскими звездами, ни с политиками первой величины. Хоффман вырвал эту роль у Аль Пачино, и не прогадал: за «Ленни» он получил свою третью номинацию на «Оскар».

«Крамер против Крамера» (Kramer vs Kramer), 1979
Фильм, столь любимый советской пропагандой за критику социального строя Америки. Тед Крамер разводится с женой и пытается отсудить право опеки над сыном. Сам Дастин Хоффман, снимаясь в картине, как раз переживал собственный развод с первой женой, и вставлял поправки в сценарий, а то и импровизировал целые монологи.

• «Тутси», 1982
Фильм, идея которого пришла в голову Дастину Хоффману в процессе работы над «Крамером против Крамера». Здесь он играет разведенного (снова!) безработного актера, который пытается устроиться в «мыльную оперу», переодевшись женщиной. Для этой роли Хоффман брал уроки у настоящего трансвестита, который сделал актеру сомнительный комплимент: мол, в гриме и на каблуках он гораздо симпатичнее, чем в реальной жизни.

• «Человек дождя», 1988
История двух братьев, благополучного буржуа Чарли (Том Круз), и тихого аутиста Рэймонда (Хоффман). Сначала Хоффману предложили играть, по привычке, первого, но тот, познакомившись с прототипом Рэймонда, аутистом Кимом Пиком, изменил свое решение. По словам актерам, это была самая тяжелая работа в его жизни, он не раз просил режиссера, Барри Левинсона, заменить его кем-нибудь другим.

• «Крюк», 1991
Не слишком удачная версия «Питера Пена», которая не понравилась даже ее создателю, Стивену Спилбергу. У Дастина Хоффмана здесь роль главного злодея, капитана Крюка (он заменил на этом посту Дэвида Боуи). Интересно, что через 13 лет Хоффман снимется в «Волшебной стране», еще одном фильме о Питере Пене, но откажется, даже в шутку, надевать пиратский костюм.

• «Хвост виляет собакой», 1997
Циничная голливудская сатира на мир большой политики: интересно, что жизнь сымитировала искусство, и через пару месяцев после начала съемок разразился скандал с Биллом Клинтоном и Моникой Левински. В фильме же голливудский продюсер (Хоффман), чтобы отвлечь внимание общественности от секс-скандала в Белом Доме, придумывает… войну с Албанией. «Почему именно Албания?» - «А почему бы и нет?»

• «Знакомство с Факерами», 2004
Продюсерам название показалось чересчур вульгарным, но по-русски оно звучит в самый раз. Еврейская парочка, Дастин Хоффман и Барбра Стрейзанд – главное украшение этой вторичной во всех смыслах картины. Он танцует капоэйру, она практикует тантрический секс. «Хочешь, я покажу тебе мачо вачо?» Роберт Де Ниро, со всеми своими последними комедиями отдыхает.
 
Фильм «Персонаж» с Дастином Хоффманом смотрите в кинотеатрах с 24 мая