Два культурных события из одной области произошли как-то одновременно. Оба имеют тенденцию к разрушению мифов. Оба – про то, что происходит не только в культурке, но и в нас самих.

Короче, русский бизнесмен А. Б. Усманов объявил о намерении купить у гражданина США Олега Видова права на пакет классических картин «Союзмультфильма». А на русском ТВ возродился канал 2х2. Оба эти события имеют отношение к культурному и даже где-то политическому фону.

Конечно, тут же нашлись те, кто стал ахать по поводу того, что наш Чебурашка оказался в американском плену. А некоторые договорились до того, что «Союзмультфильм» не имел права продавать фильмы за рубеж и налицо та самая пресловутая распродажа Родины, с которой нам с вами опять не досталось ни доллара.

Ну, во-первых, нервные господа с потными ладошками не поняли, что кинокартины – это вам не похищенные картины из Дрезденской галереи. Картины в данном случае – это просто продажа прав на прокат на определенных территориях на определенный срок на определенных носителях. И священное право правообладателя, в данном случае «Союзмультфильма», – заниматься продажей прав разным прокатчикам и прокатывать фильмы самому. Не хотите продавать на сторону – прокатывайте сами, но ведь это выльется просто в более дробные продажи – пристроить на телеканалы Америки, на сотню хотя бы из тысяч, например, слабо? Слабо. Да в 90-е никто и не спрашивал – продали и отлично, деньги надо было платить, аренду за пустующие помещения и т. д. Никто что-то не плакал по Крокодилу Гене крокодиловыми слезами. И никто не задавал вопросов – а почему ни у режиссеров мультиков, ни у аниматоров в СССР (и в обновленной России) нет прав на роялтис – отчислений от проката и продажи картин? Получили зарплату – и будьте рады. Кстати, сюзмультфильмовцы и сегодня как-то не хотят озвучивать сумму контракта с Видовым, который из благодетеля и выручателя стал Mr Evil. Потому что ведь могут и спросить – а где деньги, Зин?

Сейчас в рамках выпирающей имперской гордости решили выкупить права на самый большой рынок – на Америку – обратно. Потому будут продавать, как коробейники поштучно. К тому же все эти ностальгические варианты со Снежной королевой и Чебурашкой, все эти странные Голубые Щенки на 80 процентов имеют ценность только в глазах местной публики, путающей коммерческую привлекательность с теплыми чувствами по поводу своего детства. И особая духовность фильмов про Нупогоди более чем спорна, а вторичность для всего остального мира – слишком явная.

В параллельном этому жидко растекающемуся спору хозяйствующих субъектов уже случился «Гагарин», случилась «Масяня», кто хотел – делал фильмы, кто хотел тупо срубить спонсорского бабла – создавали монстров типа нового «Незнайки».

Уже в приоткрытые двери ломанулся огромный мир коммерческой анимации Японии, Америки, Франции – с таким напором и разнообразием, что мозг публики присыплённый детскими воспоминаниями о Голубой Варежке просто лопнул и отказался воспринимать уровень и символы той же самой «Финальной Фантазии» или «Унесенных призраками» и сотен других лент больших и малых художников. Ну, это свойство мозга такое, если его не тренировать – он перегревается от обилия информации. И стали создаваться новые мифы – о тупости иностранных мультиков, их примитивности, и об их жестокости, об их суперфинансировании и т. д.

И тут пришел к нам снова телеканал 2х2. Первый канал сегодня, который можно смотреть, не нарываясь на бесстыжие лица и лживые речи юных тележурналистов и других наперсточников. Он показывает мультики. Большая часть мужчин репродуктивного возраста уже не выключает его до самой ночи. Потому что здесь идет взрослая часть программ Cartoon Network, которая выходила в Штатах под рубрикой Adult Swim (Тут плавают взрослые). При просмотре сериалов типа «Морская лаборатория 2021», «Облонги», «Робоцып», «Шоу Брака», ATHF, «Пол-литровая мышь» вас ожидает новая более серьезная волна культурного шока. А ведь многие до сих пор от «Симпсонов» с «Футурамой» не очухались, и всерьез не могут понять, как мультипликаторы, так обкладывющие глупости своей страны и своего народа, еще не за решеткой.

Новые невиданные доселе на этой территории мульты идут гораздо дальше. «Облонги», сериал про семью мутантов от экологии, будет очень некорректно показывать в Череповце и прочих отравленных городах. Он вышел в количестве 12 серий и был прикрыт. Безумное «Шоу Брака»– мыльная опера про жизнь в пригороде, где мама – инопланетянка, папа –кубинец, а сын их – космический кот по кличке Брак – это коллекция персонажей из различных мультов в диких комбинациях, поэтому они и нарисованы все в разных стилях. Еще более абсурдный сериал ATHF с говорящей едой – Молочным Коктейлем, Жареной Картошкой, Тефтелем – сделал Матт Майелларо – удивительный автор, чью «Пол-литровую Мышь» закрыли спустя двадцать серий. 12 Oz Mouse – рушит еще один миф – о том, что современная западная мультипликация – это дорого и пафосно. Абсурдный триллер в духе Дэвида Линча сделан при помощи грифеля, картона и зажигалки – за два рубля. Правда, фильм про мышь-алкоголичку Фитцджеральда оказался для аудитории Cartoon Network сложноват. Теперь продолжение сериала можно будет смотреть только в Интернете.

И все эти ленты показывают, куда шла мировая мульт-наука, пока наследники советского кино делили серебряные ложечки. Шла-шла и ушла.