Сейчас, когда слово «метросексуал» перестало быть ругательством, и юноши открыто щеголяют маникюром и мелированием, как никогда остро ощущается нехватка брутальных мужчин. И, если в реальной жизни с этим приходится мириться, то в кино мы про прежнему хотим видеть героев - сильных, бескомпромиссных и обаятельных. Таких, как Алексей Гуськов в фильме «Отец», который выходит в прокат 3 мая.
Большинство зрителей, услышав имя заслуженного артиста России Алексея Гуськова, вспоминают Никиту Голощекина в «Границе», на раз перегрызающего волчью глотку, бандита Шурика Волкова в «Волкодаве», киллера в «Мусорщике», асса бильярда в «Классике». Между тем, актер снялся в более 30 фильмах, играет в театре, давно и успешно продюсирует. Роль в фильме «Отец» режиссера Ивана Соловова по повести Андрея Платонова «Возвращение» Алексей Гуськов считает «этапной» в своей карьере (кстати, актер выступил также и продюсером фильма). Отвечая на вопросы «ВД» накануне премьеры, Алексей был сдержан и напорист, увлеченно спорил и тонко провоцировал, блестел глазами и признавался в любви. Одним словом, вел себя так, как и подобает настоящему мужчине. 
 
Алексей Гуськов: Ну, почему я вызываю такой интерес? Есть же моя жена (актриса Лидия Вележева. – «ВД»), Полина Кутепова, Екатерина Васильева, и все другие замечательные артисты, снявшиеся в «Отце».
 
Вы, вообще-то, главную роль в фильме играете… Актер талантливый, известный, читателям вы интересны.
Ой, ну все уже говорено-переговорено, прыщ на языке! Ну ладно, давайте, попробуем.
 
Сложно понять, что такое война, не пройдя это испытание. Как вы трактовали своего персонажа в «Отце»?
Были встречи, впечатления, которые проявлялись в работе над картиной. Война – это форма жизни. Неестественная форма, где нет полутонов: только белое и черное, без компромиссов. Есть лишь задача – выжить. И любовь здесь иная: стадия прелюдии максимально спрессована, ведь через пять минут вас может не быть. На войне у Алексея Иванова появляется фронтовая подруга, заменяющая жену, друзья, заменяющие близких людей. Я искал ощущение расставания с четырьмя годами жизни, которые радикально отличаются от прожитых раньше. Эта разлука, как порванная фотография: за время войны ее концы обтерлись, что-то не склеивается, не сходится…
Прелесть актерской ситуации в том, что Алексей и его жена Люба заново проходят то, что с ними уже было 15 лет назад: первую встречу, первое касание, первую близость. Ситуация парадоксальная, при этом теплая, комическая, человечная – для меня это самое интересное!
 
Чем больше времени проходит, тем более далекой, даже мифической кажется война, и, похоже, все сложнее снять хороший фильм о том времени…
У нас художественное произведение, а не предмет социального исследования, не документалистика. И я не думаю, что повесть Платонова о войне. Это произведение о любви: к женщине, к детям, к местам, где ты родился. О любви к себе, к жизни, к ее ценностям, о выборе. А то, как Маршал Жуков двигал армии, не имеет к фильму никакого отношения.
 
Когда вы выпускали «Границу»…
А «Граница», что про армию?
 
Про любовь!
А-а-а-а, вот видите!
 
Так вот, когда вы выпускали «Границу», говорили, что делаете это «в знак солидарности с военными, которым в тот период была необходима хоть какая-то поддержка». У «Отца» есть социальная подоплека?
Не социальная, а человеческая. Володя (Машков – «ВД»), сняв «Папу», сказал, что так он поклонился в ножки своим родителям, всему старшему поколению. «Отец» – мой поклон деду, его поколению: людям, которые сейчас многим кажутся просто динозаврами. Страшно быть «родства непомнящими»…
 
Кажется, зрители постепенно наедаются американских блокбастеров, рейтинги падают, по Первому каналу начали активнее показывать кино «не для всех». И ваш фильм, судя по всему, рассчитан не на широкую аудиторию.
Для меня не существует этих понятий: другое кино, не другое. Оно либо получилось, либо нет. «Остров», что, другое кино?
 
Ну… хороший фильм.
Вот и все. Вы ответили на вопрос.
 
Актеры - люди с тонкой душевной организацией. Вы как продюсер готовы терпеть выкрутасы или жестко диктуете свою волю?
Актер – это профессия, а какой он человек – второй разговор. Если такая краска, такое дарование необходимо картине, надо идти на компромисс. И терпеть.
 
Случалось такое?
Хотите, чтобы я кого-то сейчас обидел?! Да вы что!
 
Как в фильме появилась замечательная Люба-Полина Кутепова?
Я следил за Полиной. Она невероятно тонкая актриса! Режиссер Иван Соловов, сопродюсер фильма вызвал ее на пробы, почитали сценарий. Стало абсолютно понятно, что мы друг другу подходим, что она из этой истории. Знаете, бывает «роль идет актеру», так и здесь: Полина красит роль, а роль – Полину.
 
Вы стали продюсером как-то слету. Но, сложности-то были, доводилось ошибаться?
Конечно, и не единожды. Самое сложное – договориться на «берегу», понять друг друга, не хитрить. Я о постановочной группе. Иначе, к финалу, «мы его теряем», как говорят врачи: я теряю человека, он – меня. Это печально. Но я отчетливо понимаю, что вся ответственность за результат на человеке на букву «П» – продюсере. Поэтому не очень люблю, когда меня об этом спрашивают. Я бы не потерял столько близких людей, если бы не был продюсером. С другой стороны, не было бы и многих фильмов. 
 
Раскройте один из принципов продюсирования по методу А.  Гуськова.
Проект, как вино, должен выстояться, его надо полюбить. Меня не интересует постановка на поток. Я этого не умею. Все, что больше восьми серий, уже беда: елозят по кругу: «Я тебя люблю – нет, не любишь!»
 
Как говорится, плох тот актер, который не мечтает стать режиссером. Никогда не думали об этом?
Стал бы писателем, да задница устает. Нет, не хотел. Это другой способ жить, как и актерство. Режиссер на съемочной площадке все равно, что летчик-испытатель. Да и характер надо иметь другой… людей подчинять.
 
А вы разве не любите подчинять?
Нет. Я люблю семейные отношения: дружеские, сотворческие.
 
Вы, сказали, что считаете эту роль этапной.
Да, люблю эту работу. По актерскому ремеслу многое получилось. Появилась некая сдержанность: эмоции, страсть, скрытые внутри, но еще более ощутимые, чем показные, перелетающие через экран и, надеюсь, трогающие зрителя. 
 
Волнуетесь перед премьерой?
Обязательно! Профессия такая. Хочется, чтобы получилось одно, а выходит иногда совсем другое. Хотя, как говорится, «что получилось, то и хотели» (смеется). Поэтому выхожу и отвечаю: «Я это сделал! Кидайте в меня помидоры! (смеется)»
 
Ну а на светские вопросы ответите?
Это не ко мне. Ничего интересного от меня не услышите. Хотя, это тоже ответ.
 
Продюсерская профессия подразумевает выходы в свет, умение тусоваться. Или можно обойтись без этого?
Если хочется мелькать, светиться, то, вероятно, нужно выходить в свет. Если нет, то и не надо. Я продюсер-актер…
 
…Вдвойне надо ходить.
Да кто вам сказал! Это заблуждение. Это скучно, серо – расстрелять жизнь на перемещение с одного бал-маскарада на другой. Стать похожим на звенящий барабан!?
 
Имеете в виду растратиться…?
Ну, вы такие серьезные слова говорите – «растратиться». Да просто это тупое времяпрепровождение, и больше ничего. Ни уму, ни сердцу. Ну, скажите, чем отличаются друг от друга десятки журналов на лотках? Перелицованные жопы с  улыбками от Альцгеймера и именами восточно-европейских овчарок.
 
Вы преподаете в школе-студии...
Вот это интересно!
 
Студенты школы-студии МХАТ вас чаще радуют или огорчают?
И радуют, и огорчают, и раздражают, и вызывают чувство любви. Их молодость, живое, естественное восприятие жизни помогают не одуреть, не стать соляным столбом. Потому что опыт – палочка о двух концах: чем больше знаешь, тем сильнее притупляется чувство новизны, эмоции. Есть хорошая китайская пословица: «Хочешь быть молодым, толкай впереди себя молодежь!»
 
Я счастлив, если научил их не только профессии, но и выживанию в ней, заронил хоть каплю правды, а не барабаниады, которая, к сожалению, имеет отношение к актерскому делу. Вокруг огромное количество соблазнов, профессия девальвируется, ничему не учась можно получить свою «минуту славы» на центральном телевидении. Многим начинает казаться, что они поймали удачу за хвост. Нет! Актер – это способ жизни. Искусство – путь к себе. Он бесконечен…. Но это уже не для вашего журнала, все равно редакторы вырежут.
 
Почему?
Газетам интересно, с кем я сплю. Отвечаю – с Лидией Вележевой! Скучаю по ней! Красивая женщина, мать моих детей! Не делает пластических операций! Я люблю каждую ее морщинку, мне нравится, что мы вместе стареем. Придумал же Поликлет идеального, математически просчитанного юношу с копьем и по фаланге пальца высек статую из мрамора, а Давид-то краше! Красота не в идеальности, а в любимых неправильностях.
 
Хочу спросить по поводу ваших злодеев…
Каких злодеев? У меня нет злодеев. Все мои персонажи живые люди со своими слабостями, комплексами.
 
Вы человек публичный и, не зная вас лично, у людей заведомо складывается о вас впечатление.
Мне наплевать, какое впечатление обо мне, есть дела, за которые я в ответе.
 
И давно это у вас?
С тех пор, как родился. Вот я вам сейчас скажу: «Знаете, Олеся, вам пойдет прическа наголо. Еще у вас образ такой испанской женщины – вам бы пошло красное платье. А если вырвите два последних зуба, щечки чуть-чуть провалятся, будете просто секс-звездой. А почему у вас такая помада? А что вы едите утром? А какой секс любите?» Как вы отреагируете?
 
Решу, что вы не в себе.
Ну, вот и все.
 
Я слышала, что вы «настоящий мужчина», порядочный, прямо кристально честный.
Не слышал, не знаю. Но приятно, спасибо.
 
А какими качествами должен обладать мужчина, чтобы вы сказали о нем: «Вот это настоящий мужик»?
Да откуда я знаю! Кому-то, чтобы считать себя мужиком, надо засосать бутылку водки, кому-то защитить женщину, кому-то сигануть на резинке головой вниз. А серьезно: если двое – мужчина и женщина – счастливы, то они друг для друга самые настоящие.
 
Психологи говорят, что чем больше супруги похожи друг на друга, тем больше шансов прожить долгую счастливую семейную жизнь. Вы с Лидией Вележевой вместе почти 20 лет – должно быть, очень похожи.
Если люди живут вместе, едят одну и ту же пищу, биохимический состав постепенно становится одинаковым. Но главная наша одинаковость: мы уверены друг в друге, не дергаем по мелочам, но – не дай Бог, случись что, и я, и она бросим все и примчимся на помощь друг другу.
 
Если отношения по-настоящему глубокие, можно простить все?
Зачем жить рядом с человеком, которого надо все время прощать и понимать? Значит, вы друг другу не подходите. Вообще, так можно далеко зайти: ага, если ему можно, то и ей тоже? Нет уж!
 
Наверное, не просто существовать рядом с «секс-символом отечественного кино»?
Никогда я символом секса не был. Это неправда. И вообще, Олеся, что это такое? Измерение возможностей в сексе, чего-то еще?
 
Некие фантазии, эмоции, которые вы вызываете у окружающих.
Не знаю, как их можно замерить. Если бы мы жили в Андорре, где население с гулькин нос, я бы мог относиться к опросам и рейтингам серьёзно. А мы живем в необъятной России, где 170 млн. человек!
 
Но обожание поклонниц вы ощущаете?
Ну, вижу, вы меня совершенно не обожаете… Не вызываю я у вас ничего?
 
Почему же, вызываете.
А что? Что с точки зрения секса вызывает у вас актер Алексей Гуськов?
 
Компрометирующий вопрос.
А вы чем сейчас занимаетесь? (смеется)
 
А как вы решаете неудобные вопросы, касающиеся профессии?
Нашел агента. Потому что так и не выработал в себе культуру отказа.
 
Вы не кажетесь таким уж безотказным.
Я уважаю чужое право на творчество, фантазию. Но есть вещи, что называется, не мои. Я не могу сказать люблю - не люблю, а только  – понимаю- не понимаю. Поэтому не читаю, не хожу, не смотрю. И премьер стараюсь избегать: вдруг неудача, а люди душу вложили. Поэтому хожу по билетам, а не по приглашениям, зато, если не понравилось, могу встать и уйти – никого не обижая! А если позвонят, сказать: «Не видел, не знаю». Очень уж хрупкая материя. Ранить легко.
 
У вас в следующем году юбилей.
Какой? (Удивляется.)
 
50 лет.
Уф…! С ума сойти! Всех созову! Хотя я обычно не праздную – нет времени, да и неинтересно. Знаете, было интересно в 17, в 25, я даже не помню, когда перестало быть интересно. Наверное, когда заботы новые появились, семья, интересы в иной сфере.
 
У каждого есть мечты, планы…
Это про человека с мечтой в глазах? (Улыбается.) Ну и где вы этого начитались? Про фантазии, мечты я могу говорить только с иронией, хотя понимаю, что без них невозможно. 
 
Фильм «Отец» с Алексеем Гуськовым в главной роли смотрите в кинотеатрах города.