Самая распространенная в США фамилия, которую носит и исполнитель главной роли фильма «В погоне за счастьем», похоже, сыграла на руку создателям этого кино-хита. Воплощать в жизнь американскую мечту решил сам Уилл Смит!
 
Фильм с таким названием и с такой идеей американская Киноакадемия просто не могла обойти вниманием. И хотя «Оскар» за «главную мужскую роль» 25 февраля 2007 года достался другому чернокожему актеру  –  Форесту Уайтакеру, гости и зрители церемонии приветствовали Уилла Смита, как короля балла.  Надо сказать, что это не первое его появление на красной ковровой дорожке. Смит уже был номинирован на «Оскар» за исполнение главной роли в биографическом фильме «Али» (2001). То, как феноменально он перевоплотился из улыбчивого лопоухого паренька в легендарного боксера Мухаммеда Али, стало сюрпризом для многих.

Впрочем, Уилл не так уж прост, как может показаться на первый взгляд. Его можно причислить к редкой породе голливудских звезд, которые могут играть кого-то, кроме самого себя. За маской балагура скрывается человек с непростым внутренним миром, благодаря которому Смит, не имея профессионального актерского (да и другого образования – за плечами у него лишь средняя школа) создает на экране глубокие драматические образы. Последняя работа Уилла - картина «В погоне за счастьем» - не стала исключением.

Уилл Смит с детьмиПомимо того, что Смит – известный актер, он еще и примерный семьянин. Хотя совмещать карьеру и частную жизнь нелегко даже такому супер способному парню, как Уилл. Смитт однажды даже обмолвился, что хотел бы отдохнуть, пока его жена, актриса Джада Пинкетт-Смит будет зарабатывать деньги. В их актерской семье родилось двое детей - сын Джейден (род. 8 июля 1998 года – «ВД»), который вместе с Уиллом снялся в картине «В погоне за счастьем», и дочь Уиллоу Камиль Рейн (род. 31 октября 2000 года – «ВД»). От первого брака с актрисой Шерри Зампино у Уилла есть сын Уиллард (род. в декабре 1992 года – «ВД»).

Опыт отцовства безусловно пригодился Уиллу во время работы над картиной «В погоне за счастьем», где он играет предпринимателя-неудачника Криса Гарнера, оказавшегося на улице вместе с маленьким сыном и сумевшего вопреки всем препятствиям вернуться к достойной жизни. Крис Гарнер – реальное лицо, ныне мультимиллионер, автор книги-бестселлера, повествующей о временах, когда он был бездомным. Это сделало задачу Уилла Смита еще более ответственной.

Об этом и многом другом мы говорили с актером в фешенебельном отеле Beverly Hilton, где ежегодно проходит церемония вручения «Золотого Глобуса», на который Уилл был номинирован не задолго до номинации на «Оскар».
 
Естественно, что реальный Крис Гарднер явился прототипом для создания образа в фильме. Ты знаком с ним?
Мы много общались. Он провел меня по местам в Сан-Франциско и Окланде, где они бродяжничали с сыном. Показал и общественный туалет, где им пришлось однажды провести ночь. Помнишь сцену в фильме?...
 
...да, одна из самых ужасных и трогательных...
 ...Так вот, когда я вошел в этот туалет, со мной что-то такое случилось. Я не могу точно охарактеризовать, что именно – как будто в меня вошло чужое страдание. Именно тогда я окончательно понял, что смогу сыграть эту роль! А потом мы снимали именно в этой уборной в метро. Мой реальный сын Джейден сидел у меня на коленях, и я понял, точнее, почувствовал весь ужас ситуации. Но это переживание переломило и Гарднера. Крис сам сказал мне, что, пережив ту ночь, на следующее утро он стал более сильным человеком.
 
Но, наверное, не только общение с Гарднером помогло создать тебе этот образ?
В работе над ролью я часто вспоминал собственного отца. Он был для меня, если так можно выразиться, главной ролевой моделью. Мой папа владел собственным бизнесом и много лет боролся за выживание. Когда я обнаружил связь между этими двумя реальными людьми, мне стало легче понять, что происходило с Крисом Гарднером в те трудные для него времена. Отец устанавливал промышленные холодильники в супермаркетах и всегда брал нас, детей, с собой на работу. Я с 5-6 лет торчал в подвалах супермаркетов и помогал папе собирать эти жуткие конструкции.
 
Позволь спросить тебя о твоем понимании бедности. Были ли в твоей жизни моменты, когда ты испытывал чувства, сходные с чувствами Криса Гарднера? Я имею в виду ту крайнюю степень нищеты, когда не на что купить еды для ребенка?
У нищеты много лиц, цветов и значений. Для меня самая страшная форма бедности – это бедность идей. Ведь если у тебя есть идея, она может на время заполнить и голодный желудок.

Будучи ребенком, ты воспринимаешь многие ненормальные вещи, как сами собой разумеющиеся. Я рос в семье, где оба родителя работали. Но были времена, когда в доме почему-то не оказывалось электричества или газа. Может быть, тогда мне казалось это приключением, но теперь-то я понимаю, что за всем этим стояло. Так что у меня был и личный опыт, на который я мог опираться при создании образа Криса Гарднера.

Да, вот еще что. В этом фильме я бегаю куда больше, чем в «Плохих парнях». Я спрашивал режиссера Габриэля Муччино: «Мы что, снимаем экшн?». Но Крис рассказывал мне, что постоянное перемещение с места на место – одна из важных сторон жизни бездомного, поскольку он всегда опаздывает – то в ночлежку, то на бесплатную кормежку. С тех пор Крис носит две пары часов...
 
...самых дорогих марок, между прочим. Ты упомянул режиссера Муччино. Уилл Смит может пригласить на свой фильм любого голливудского мастера. Почему вдруг выбор пал на малоизвестного в Америке итальянеца?
Мне очень понравились его картины «Последний поцелуй» и «Помни обо мне, любовь моя». Что-то в его фильмах есть такое, что трогает меня. Я сказал своим продюсерам, что хочу повидаться с Габриэлем. Мы встретились в Париже, и он произнес фразу, которая запала мне в сердце: «Даже если ты не наймешь меня, не приглашай на режиссуру американца! Они не понимают, что такое американская мечта». Америка была основана на этой идее, но сегодня мы воспринимаем свою жизнь как некую данность, а не как идею, к которой надо стремиться и за которую нужно бороться. Как это делал Крис Гарднер – в реальной жизни и в моем фильме.
 
У тебя не было мысли пригласить на роль жены Криса свою жену Джаду?
Вполне хватило и того, что Джейден сыграл моего сына. Для одного фильма Смитов более чем достаточно! (смеется).
 
Давай поговорим о тандеме Смитов. Для тебя было важно, чтобы твой сын снялся в этой картине?
Думаю, когда дети работают вместе с родителями, они познают мир реальных ценностей и идей быстрее и лучше, чем в любой, даже очень хорошей школе. Если бы мне пришлось объяснить Джейдену на словах, что такое бедность, благородство и достоинство, которые нужно сохранять даже в самых ужасных обстоятельствах, то не знаю, насколько убедителен я был бы. Наша совместная работа объяснила и научила его всему этому. А вот чему он научил меня (смеется). Как-то во время съемок одной из сцен Джейден посмотрел на меня и спросил: «Па, почему ты в каждом дубле делаешь все одинаково?». Это заставило меня задуматься. Тайком я начал наблюдать за сыном, и поразился тому, насколько естественно он ведет себя. Ребенку не важен бюджет картины, расписание, не важно, где камера – его занимает лишь данный момент,  правдоподобность ситуации для него превыше всего. Без Джейдена и Габриэля Муччино я не смог бы сыграть так, как получилось. Этот фильм и «Али» - два самых значимых этапа в моей карьере актера.
 
Ты бы хотел, чтобы Джейден стал актером?
Его пока все это не очень трогает. Он хочет играть в видеоигры, болтаться с друзьями. Мы решили понаблюдать за нашими детьми и посмотреть, куда их самих потянет. А потом помочь им развиваться в этом направлении. Девиз нашей семьи гласит: «Если ты что-то делаешь, будь самым лучшим в этом, чтобы помочь себе, своей семье и людям, с которыми ты связан общим делом».
 
Наслышан о твоем довольно оригинальном методе дарить подарки близким и друзьям...
Да, мы с Джадой не дарим на Рождество или другие даты 65-й по счету галстук или 88-ю бутылку духов (смеется). Мы шлем отведенные на подарки деньги в разные благотоворительные организации с уведомлением, что сей дар приносится вместо такого-то подарка тому-то и от его имени (смеется). Мы с Джадой много лет серьезно занимаемся благотворительностью, уделяя особое внимание проектам для помощи женщинам и в области образования. Меня лично особенно интересует образование. Потому что образованные, умеющие пользоваться информацией люди, лучше защищены от проблем, например СПИДа.
 
Что делает тебя счастливым?
Люди, куда более умные, чем я, пытались определить понятие счастья. Гений Томаса Джефферсона состоял в том, что в Конституции США сказано: «Человек имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью» (оригинальное название фильма Pursuit of Happyness, Смитт цитирует строку из Конституции с горькой иронией в намеренной орфографической ошибке - правильно будет Нappiness – «ВД»). Это означает лишь одно: что такое счастье, не знает никто, но все имеют право к нему стремиться. Для меня этот фильм и был возможностью вместе с моим маленьким сыном отправиться в духовное путешествие, поймать момент, который может меня сделать счастливым. А на более простом уровне я счастлив, когда вижу, как мои дети плавают в бассейне. Я счастлив, что не болею, что моя семья здорова, что у меня есть крыша над головой. Радуюсь вещам первой необходимости. А все остальное – непредвиденные удовольствия.
 
 Фильм «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом в главной роли смотрите в кинотеатрах с 22 марта.