С 8 по 18 февраля в Берлине прошел 57-й международный кинофестиваль. Серьезное кино соседствовало с гламурными вечеринками, а присутствие Шерон Стоун, Роберта Де Ниро, Дженнифер Лопес, Кэйт Бланшетт, Джуди Денч, Клинта Иствуда и Антонио Бандераса придало фестивалю необходимую эксклюзивность.
 
По наплыву звезд и насыщенности программы Берлинале занимает второе место после Каннского кинофестиваля. Но все же Берлин  – не Канны. Здесь гости не позируют часами на красном ковре, демонстрируя дорогие вечерние туалеты. Не потому, что роскошных нарядов нет. А потому, что в холодном февральском Берлине селебс стараются побыстрей пробежать мимо толп замерзших поклонников в теплый фестивальный дворец.
В этом году «марафон» на красной дорожке выдержали, в основном, звезды немецкого кино. Понятно, что им, по сравнению с избалованными жителями солнечного Лос-Анджелеса, к холодным зимам не привыкать. В день открытия Берлинале около шести вечера на ковре стали появляться Мориц Бляйбтрой, Том Тыквер, Вим Вендерс, Вероника Феррес, Август Диль, Франка Потенте и другие. К ним присоединился голливудский режиссер Стивен Содерберг и съемочная группа фильма «Жизнь в розовом свете» во главе с Оливером Дааном, Марион Котияр, Сильви Тестю и Эммануэль Сенье. «Розовую» сторону жизни омрачила дождливая погода, осложнившая церемонию открытия. Тем не менее, дамы проявили невероятное мужество. С полуобнаженными плечами и в открытых туфлях они стойко раздавали автографы поклонникам.
 
Как повстречаться со звездой
Поклонникам кинозвезд не рекомендуется часами простаивать напротив фестивального дворца или у запасных выходов гостиницы «Хаятт». Если там и посчастливится увидеть знаменитость, то лишь мимолетно. Лучше сразу направиться в гостиницы «Ритц-Карлтон», «Регент» или «Адлон». Там запросто можно было встретить Роберта Де Ниро, Мэтта Дэймора или Шерон Стоун. Не стоит искать встреч со знаменитостями и в день открытия фестиваля. Звезды Голливуда начинают съезжаться, как правило, на второй-третий день. Так, 9 февраля в гостиницу «Регент» вошла блондинка в темных очках и черном пальто. За руки она держала двух вырывающихся мальчуганов двух и пяти лет. Позади нее чинно следовал лакей с многочисленным багажом. Оказалось, что за солнцезащитными стеклами скрывались выразительные глаза австралийской актрисы Кэйт Бланшетт, а мальчишки были ее сыновьями, которых звезда везде возит с собой.
В холле того же «Регента» часто встречалась Натали Портман. В строгих свитерах пастельных тонов, с зачесанными назад волосами и без макияжа. Своих фильмов на этой Берлинале у нее не было. Но всезнающие папарацци определили, что ее уже завершившийся роман с мексиканским актером Гаэлем Гарсия Берналем, одним из членов жюри, вспыхнул с новой силой.
Среди знаменитостей были замечены и селебс, напрямую с кино не связанные. Если два года назад среди членов жюри числился известный итальянский дизайнер Нино Черутти, то в этом году в Берлин приехал австриец Карл Лагерфельд. У режиссера Маркони он снялся в документальном фильме о себе самом.  
Но, конечно, основным вип-гостем был Роберт Де Ниро, который разместился неподалеку от Потсдамской площади в гостинице «Риц-Карлтон». Он частенько посещал другой отель, под названием «Де Ром», где встречался с Мэттом Дэймон, главным героем его картины «Ложное искушение», чтобы пропустить  по коктейлю в местном баре.
 
Кино, кулинария и психоанализ  
Во время фестиваля немецкая столица была полна неожиданных сюрпризов. То здесь, то там пробегали громкие лоточницы, предлагая гостям пышные калачи. Каждый день перед фестивальным дворцом появлялась собачья упряжка. Вместе с ней около «Хаятта» бродила группа разодетых транс-сексуалов. С тех пор, как в программу ввели приз «Тедди» за лучший фильм о сексуальных меньшинствах, поклонники этого жанра стали открыто демонстрировать свою сексуальную ориентацию на улицах и площадях города.
В дополнительной программе этого года появился новый раздел «Кулинария и кино – ешь, пей и смотри». В 500 метрах от Потсдамской площади, в здании Мартина Гропиуса показывали художественные и документальные фильмы о приготовлении пищи. В заключении известные повара подавали меню, соответсвующее блюдам, продемонстрированным в картине.
Напротив Потсдамской площади, в Музее кино проходила выставка, посвященная «психологическому» синематографу. Любителям Фрейда на примерах фильмов объяснялось, что общего между великим психоаналитиком и Вуди Алленом, почему героиня «Завтрака у Тиффани» не могла найти верного спутника жизни и что связывает Каннибала Лектора с агенткой ФБР.
 
 
Политическая программа
Судя по основной программе фестиваля, казалось, что его директор, Дитер Косслик – ярый поклонник политического кино. Однако он всего лишь дипломат, который, по принципу «и вашим, и нашим», попытался угодить всем.
Каждый день на экране мелькали то «послевоенные» кадры о восстановлении Берлина («Хороший немец» Стивена Содерберга), то тюремные сцены из жизни президента ЮАР Нельсона Манделы («Прощай, Бафана»). В «Ложном искушении» Де Ниро поведал зрителю, как зародилась американская разведка, а в «Пограничном городе» Грегори Нава показал, как на мексиканской границе эксплуатировали и убивали молоденьких девочек.
Французы остались верны себе и больше говорили о любви: в «Жизни в розовом свете» Оливера Даана речь шла о трагическом эпизоде из жизни Эдит Пиаф, в «Свидетелях» Андре Тешине - о страданиях геев; о несчастной любви офицера к герцогине у Ривета и, наконец, о мелодраматике любви, высмеянной Франсуа Озоном в «Ангеле».
Немецкий кинематограф, не изменивший и на этот раз своим лаконичным сюжетам и скупым декорациям, затерялся в основной программе. На суд жюри были представлены  «Фальшивомонетчики» Стефана Руцовицкого и «Йелла» Кристиана Петцольда.
России в конкурсной программе представлена не была. Среди прочих участников незаметно прошли презентации работ Олега Жихарева и Владимира Иванова. Последний любопытен тем, что затронул тему неудавшегося гей-парада в Москве. Еще в Берлине показали «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова. Он вызвал интерес не столько своими кинематографическими достоинствами, сколько ожиданием русского банкета, обычно устраиваемого после показа.
 
Призы в студию!
Жюри под руководством режиссера Пола Шрейдера изумило кинокритиков своим выбором. Фаворитом фестиваля считалась картина «Ирина Палм» Сэма Гарбарски. Она поведала историю 50-летней вдовы, которая для спасения смертельно больного внука, отправляется работать в бордель. Однако «Золотого медведя» за лучший фильм получила работа китайца Ван Цяньяна «Свадьба Туи» про монгольских пастухов, страдающих из-за начавшейся индустриализации.
Израильтянин Иосиф Цедар удостоился приза за лучшую режиссерскую работу, явно посредственную, но политически важную, о ливанской кампании 2000 года. «Серебряный медведь» достался Ариэлю Роттеру за маловыразительный фильм «Другой», о человеке, старавшемся убежать от самого себя, а также актеру Хулио Чавесу, сыгравшему этого самого человека. За какие заслуги получила «Серебряного медведя» немка Нина Хосс, сыгравшая девушку по имени Йелла в одноименном фильме, до сих пор непонятно. Голливуду и его ветерану Де Ниро оказали честь наградой за лучший актерский ансамбль в «Ложном искушении». Пожалуй, одна из наиболее оправданных наград (приз Альфреда Бауэра) досталась гениальному корейскому режиссеру Паку Чан-Вуку за его ленту о необычных пациентах психиатрической лечебницы «Я киборг, но это нормально».