Коррумпированный майор из «Мамы не горюй», Аль Саид из «Мужской работы», прототипом которого стал Бен Ладен… Артист Николай Чиндяйкин по поводу собственной «блистательности» обычно говорит: «Да, я блестящий артист, особенно лысина». «ВД» встретился с актером накануне выхода фильма Олега Ряскова «Слуга государев» и постарался выяснить – каково это, играть мерзавцев?
 
Самое удивительное, что «мерзавцев» в послужном списке Николая Чиндяйкина всего лишь треть. К примеру, в «Талисмане любви» он играет добрейшего интеллигента Гавриила Уварова. Всего же на счету у харизматичного актера более 100 ролей в театре и около 70 – в кинофильмах, в том числе и сериалах. К телевизионному «мылу» артист относится спокойно. «Ругать сериалы – бессмысленное и инфантильное занятие. Все равно, что говорить: Дюма – посредственный писатель. И то, и другое – развлекательный жанр. И пусть себе развлекает».
 
«Ваш Досуг»: Говорят, вы переживали, что ваш персонаж в «Слуге государевом» опять вышел злодеем. И даже пытались уговорить режиссера изменить образ. Это так?
Николай Чиндяйкин: Ну, в какой-то степени, да. Мы нашли компромисс. Интрига сюжета закручена вокруг некоей таинственной фигуры человека, который мстит. Причем, никто толком не знает, кто мстит, за что, и почему это так страшно. Потом вдруг выясняется, что мстил всего-навсего безобиднейший с виду хозяин постоялого двора (то есть – я). И он, вообще, не поляк, а русский стрелец, который в свое время чудом избежал наказания царя, сбежал, и жизнь заставила переменить все, в том числе и национальность. Короче – это человек непростой судьбы.
 
ВД: Вам, вроде, людей непростой судьбы играть не в новинку.
Н.Ч.: Моя любимая присказка такая: про человека, который благополучно сел в трамвай и благополучно приехал домой никому слушать неинтересно. Что про него рассказывать? Дай Бог ему здоровья! Так вообще надо жить – спокойно, трудясь и помолясь. Но в кино на такого не пойдут. Честно говоря, среди моих ролей только треть – злодейских. Но почему-то зрители воспринимают меня, в основном, как бандита.
 
ВД: В некоторых интервью вы признавались, что водите знакомства с настоящими криминальными авторитетами. И один из них даже обещал найти вашу угнанную машину. Нашел?
Н.Ч.: Нет. Он сказал, что угнали беспредельщики. Поймаю, говорит, оторву голову, но найти их не удалось. Кстати, я вам сейчас тайну открою. То, что показывают в кино про бандитов – это неправда. И сами бандиты зря обольщаются. Не про них это. Они в реальной жизни довольно скучные и примитивные люди. Все-таки, если человек ворует, значит, не может сам заработать, извилин мало. Но просто, чтобы не раздражать их, об этом стараются не говорить. Представляют их такими авантюристами. Я не очень представляю себе Остапа Бендера в реальной русской криминальной жизни. Да ему бы голову пробили на второй день знакомства. Там все жестче, грубее и не так интересно, как в кино.
 
ВД: Вас часто «путают» с вашими героями?
Н.Ч.: Бывает. Самая смешная история случилась после «Мужской работы» Тиграна Кеосаяна. А я играл там такого террориста, типа Бен Ладена. И ко мне на улице подошел старичок-пенсионер и стал кричать, что, мол, найдется-найдется на тебя патриот!! Был бы он помоложе, врезал бы.
 
ВД: «Слуга государев» - красивая, костюмированная история с погонями, дворцами. Сниматься в таких картинах интереснее, чем, скажем, в «Бандитском Петербурге», где все как бы взаправду, серое и грустное?
Н.Ч.: «Слуга государев» - фильм действительно дорогой. И не только в смысле денег, а даже в том, как люди относились к съемкам. Исторические костюмы – не стилизованные, а воссозданные, лошади, битвы. Это кино в самом что ни на есть настоящем смысле. Ну, как «Три мушкетера». Когда приезжаешь на съемки, а там поставлены декорации, день превращается в ночь, шесть пожарных машин, которые делают даже не дождь, а ливень! Конечно, все это возбуждает на игру. Разжигает воображение. Человек так устроен: когда съемка скучная, в интерьере, – думаешь, сейчас бы где-нибудь побегать, попрыгать. А как попадаешь в болота – ну почему же мы не снимаемся в павильоне?! Правда, на «Слуге» все было комфортно. Единственный конфуз вышел с лошадью.
 
ВД: Что так?
Н.Ч.: Я, вообще, человек деревенский, лошадей не боюсь. Но в этот раз пытался найти животное поспокойнее. Попросил каскадера: «Дай-ка мне такую лошадь, чтобы характер был, как у меня». Ну, он и дал. Трудолюбивую. Очень скакать ей нравилось.
 
ВД: Кстати, вопрос о трудолюбии. За прошлый год было снято, если не ошибаюсь, восемь картин с вашим участием?
Н.Ч.: Десять. Плюс спектакли. Вот, например, скоро выходит 4-серийная картина режиссера Али Хамраева «Артисты». Мне она очень дорога, поскольку речь там об актерах – не звездах, а рабочих лошадках. Я играю там почти самого себя – пожилого артиста, который много чего повидал, а вокруг него – молодые. Очень интересно. Ну и сам режиссер – советский классик, с которым я, наконец, встретился. Потрясающе интересный человек. Продолжение «Александровского сада» Леши Пиманова тоже выходит скоро. Хочу немножко пропиарить свой персонаж. С ним случаются такие невероятные перемены, что даже я был в шоке. Это настоящий подарок для артиста – сыграть человека, у которого ломается судьба. Еще ждем фильм «Стритрейсеры» Олега Фесенко – продюсер, кстати, Дмитрий Месхиев. Для меня крайне привлекательно пространство, где происходит действие фильма. Пространство ночных гонок. А буквально неделю назад я услышал новость, что московское правительство дает официальное разрешение на проведение этих гонок.
 
ВД: А вы, вообще, отдыхаете? Досуг как, к примеру, проводите?
Н.Ч.: Ну, в работе моей нет никакой катастрофы. Наоборот, я боюсь, что на отдых будет слишком много времени. А отдыхаю я хорошо. У нас есть домик в Тарусе, и как только появляется такая возможность – едем туда. Сейчас там просто чудо! На лыжах катаемся. Воздух замечательный. И, потом, я по натуре домосед. Очень люблю свой дом, свою комнату. Сидеть за столом, перебирать разные ненужные бумажки. За жизнь столько всего накопилось.
 
ВД: Еще вы готовить любите – я читала. А кто лучше готовит: вы или ваша жена, литовская баронесса?
Н.Ч.: Ой! Она утверждает, что я. А я утверждаю, что она врет, чтобы готовить меньше. Мне удаются вещи из ничего. Порой приезжаешь из командировки домой, открываешь холодильник: так, что там есть? Ага! И бац – через пятнадцать минут готов суп. Ну, там, кусочек колбаски, луковичка, морковку какую-то нашел. Ага. Крупа есть. О, сало копченое!
 
ВД: Вкусно рассказываете.
Н.Ч.: Я считаю, мужчина должен все уметь – костер развести в дождь, рыбу распотрошить. Никаких шоу по поводу «Ах, мамы нет, что мы будем кушать?!» у нас не происходит. А баронесса – это всего лишь титул. Несерьезно.
 
ВД: Есть что-то, что вас раздражает в жизни?
Н.Ч.: Когда люди много говорят. Вот, как я сейчас. Шучу, конечно. И когда показывают фотографии: «Я вот съездил в Израиль, а вот мой племянник». Особенно в ситуациях, когда нельзя отказываться смотреть. Убил бы!
 
ВД: Вот у вас на сайте замечательно профиль нарисован. Ваш. Кто автор?
Н.Ч.: Я. Похож? Я вообще-то хотел быть художником. Но, к сожалению, никогда этому не учился. Только в детстве, в кружках. Но меня всегда тянуло к художникам. Честно говоря, они – единственные, кому я завидую. Бывает, придешь в гости в мастерскую, напьешься водки, утром просыпаешься, а он уже у станка – пишет. Надо же! А мне сейчас на репетицию идти путь долгий, голова болит. А вот кто его заставляет писать? Ни начальника ведь нет, никого? Вот что важно. Вообще, знаете, какой меня вопрос больше всего волнует? Артист – где он автор, а где исполнитель? С художником-то все понятно. А нам скажут – стань туда, говори то, а мы и рады.
 
Фильм «Слуга государев» смотрите с 22 февраля.