ВД называет десятку главных имен актуального кинематографа, знание которых является паролем доступа в сообщество ценителей арт-хауса. 
 
Миссия  культовых кинорежиссеров - не создавать блокбастеры, а доказывать миру факт существования высококачественного авангардного кино. Именно поэтому самые авторитетные кинофестивали соревнуются за право включить каждый их следующий фильм в свой конкурс, а залы в кинотеатрах битком набиты прогрессивной молодежью.
 
Ларс фон Триер
Во время работы над фильмом «Королевство» (1994) датский кинорежиссёр пришел к весьма радикальному умозаключению, что техника и стилистика не имеют никакого значения по сравнению с сюжетом и персонажами. А спецэффекты и вовсе мешают чистоте восприятия картины. Поэтому оба «Королевства» (1994 и 1997 года) сняты ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами освещения и монтажа, результатом чего явился смазанный цвет и зернистость кадра. Как ни странно, это стало первым коммерческим успехом Ларса, а творческие принципы работы над фильмом положены в основу 10 концептуальных правил группы «Догма 95». В той же аскетической манере «принц Датский» (как фон Триера называют в тусовке киноманов) сотворил премированную в Каннах «Танцующую в темноте» и театральную трилогию «Догвилль», «Мандерлей» и еще не вышедший в прокат «Вашингтон».
 
Джим Джармуш
Неторопливые, преимущественно черно-белые, поэтичные и ироничные драмы («Более странно, чем в раю», 1984, «Вне закона», 1986), сделанные при участии андеграундных идолов Тома Уэйтса и Джона Лури, в один момент вывели Джармуша в ряды главных независимых режиссеров мира. Вместе Джонни Деппом он снял великий метафизический пост-вестерн «Мертвец» (1995), а с Биллом Мюрреем – «Сломанные цветы» (2005), удостоенные гран-при все того же Каннского фестиваля. Будучи мастером короткометражного жанра, Джармуш регулярно снимает оригинальные сборники киноновелл «Ночь на земле» (2001) и «Кофе и сигареты» (2003), а также поучаствовал в проекте «Труба: на десять минут старше» (2002).
 
 
Гас Ван Сент
Ван Сент удивителен даже не своими вдохновенными картинами «Аптечный ковбой» (1989) и «Мой личный штат Айдахо» (1991). Самое примечательное в режиссере то, как ему удается сочетать голливудский успех («Умереть за», 1995, «Умница Уилл Хантинг», 1997) и экспериментальное «кино не для всех».  В трилогии «Джерри» - «Слон» (золото Канн!) - «Последние дни» он синтезировал новый киноязык «минималистического реализма».
 
ВонгКар-вай
Гонконгский пижон в солнечных очках, Кар-вай, по большому счету, является скорее дизайнером, чем режиссером. В конструировании идеально выверенного кадра ему каждый раз неоценимую помощь оказывает гениальный оператор Кристофер Дойл. В своих ранних фильмах («Пока не высохнут слезы», 1988, «Дикие дни», 1991) Кар-вай беззастенчиво цитирует американские и европейские киношедевры. После «Чунгкинского экспресса» (1994) и «Любовного настроения» (2000) Вонга принято считать лучшим азиатским режиссером, который по иронии судьбы никогда не снимал истинно азиатских фильмов. Сейчас он завершает работу над своим первым голливудским проектом «Мои черничные ночи».
 
Мишель Гондри
Автор феноменальных музыкальных видео для Бьорк, Radiohea»,«The White Stripes, француз Гондри перекочевал в кино с отработанными на малой форме приемами: сюрреалистические сюжеты, абстрактный изобретательный видеоряд. К этому прибавились изумительные абсурдные диалоги сценариста Чарли Кауфмана, который работал с Гондри над фильмами «Звериная натура» (2001) и «Вечное сияние чистого разума» (2004). Сразу после «Науки сна» (2006) Мишель приступил к работе над фильмом «Перемотка» с Джеком Блэком в главной роли. Синопсис лучше не читать, дабы остаться в добром душевном здравии.
 
АлехандроГонсалес Иньярриту
43-летняя сенсация из Мексики, большой друг Альфонсо Куарона и Гильермо дель Торо, Иньярриту уже третий фильм подряд («Сука-любовь», 2000, «21 грамм», 2003, «Вавилон», 2006) делает в соавторстве со сценаристом Гильермо Арриагой. Замысловатые нелинейные сюжетные композиции сшивают пестрые повествовательные лоскуты в одно концептуальное целое.  Впрочем, не забывает Алехандро и о социальном аспекте, и именно за эту остроту и пафос «Вавилон» наградили призом за лучшую  режиссуру в Каннах, «Золотым глобусом» и номинировали на «Оскар» в семи категориях.
 
Том Тыквер
В 1998 году своим третьим полнометражным фильмом «Беги, Лола, беги» Тыквер поверг в шок публику Венецианского фестиваля и был автоматически причислен к самым перспективным режиссерам Европы. Авансы он оправдывал медленно: «Принцесса и воин» (2000) и «Рай» (2002) по сценарию Кшиштова Кесьлевского были несколько недооценены публикой. Но позже Тыквер взял на себя риск экранизировать роман Зюскинда «Парфюмер» - и блестяще справился с задачей. Также он отличился новеллой (с Натали Портман) в альманахе «Париж, я люблю тебя».
 
Михаэль Ханеке
Австрийский «социальный акын» с любознательностью препарирует в своих фильмах проблемы современного общества и уже не первый год является олицетворением европейского арт-хауса. Ханеке часто снимает на французском языке, задействует своих любимых актрис (Изабель Юппер и Жюльетт Бинош) и регулярно отхватывает призы в Каннах: гран-при, например за «Пианистку» (2001) и «Скрытое» (2005). Ради того, чтобы отправиться в США снимать римейк своей, пожалуй, лучше картины «Забавные игры» (1997), Ханеке скандальным образом отказался от председательства на московском кинофестивале.
 
ТерриГиллиам
Культовый американец снимает мистические эстетские фильмы («Страна приливов», 2006, «Братья Гримм», 2005). Разменяв седьмой десяток, он является режиссером 11 картин (что по меркам киноиндустрии совсем немного), среди которых только культовый фильм с Джонни Деппом «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), который и сделал Гиллиама кумиром продвинутой публики во всем мире.. Впоследствии Терри угодил в полосу невезения: ему пришлось отказаться от экранизации первой части «Гарри Поттера» (боссы «Юниверсал» воспротивились его кандидатуре, хотя сама Джоан Роулинг была полностью за), сказочно-фантастический "Дефективный детектив" остался пылиться сценарием, а съемки философской притчи «Человек, который убил Дон Кихота»с Джонни Деппом и Жаном Рошфором прекратились из-за нескольких происшедших подряд несчастных случаев на съемочной площадке. Тем не менее, Гиллам хотят слухи, что режиссера могут привлечь к работе над шестым фильмом про юного волшебника.
 
Дэвид Финчер
Мастеровитый клипмейкер и режиссер рекламных роликов, Финчер дебютировал в большом кино третьей частью «Чужого» (1992), прославился маниакальным теологическим детективом-триллером «Семь» (1995) с Бредом Питом, Кевином Спейси и Гвинет Пэлтроу, и закрепился в киноискусстве сумеречным триллером «Игра» (1997) с Майклом Дугласом в главной роли. Однако по настоящему культовым режиссера признали после того, как он снял один из главных фильмов-манифестов 90-х, с убийственным изяществом экранизировав роман Чака Паланика «Бойцовский клуб» (1999). 44-летний апологет эстетики «клипового монтажа» все еще полон сил. Он снова возвращается к теме маньяков городских джунглей: фильм «Зодиак», повествующий об одноименном серийном убийце, выйдет на экраны в мае.