С интервалом в неделю на экраны России выходят два фильма корейского режиссера Чхан-Вук Пака. Один из них начинает его знаменитую трилогию о мести, другой – закрывает ее. Второй фильм цикла, «Олдбой», покорил нашего зрителя еще три года назад.
 
Восток – дело тонкое. Там все как-то не по-нашему. Даже мстят они не просто так, а находя своим действиям идеалистические оправдания: причинивший зло нарушает гармонию Вселенной, и, чтобы восстановить ее, необходимо отплатить злодею той же монетой. «Око за око, зуб за зуб», короче говоря. Тема мести обладает богатым драматургическим потенциалом, а потому в искусстве была и остается весьма востребованной. Взять хоть Медею, убивающую своих детей ради мести неверному Ясону, хоть Шекспира с его Гамлетом, хоть многочисленных кинематографических неуловимых мстителей и мстительниц - от немой «Отравительницы» до Невесты с самурайской катаной из «Убить Билла». Но, согласитесь, в нашем сознании именно восточная месть кажется особенно изощренной и жестокой. Поэтому восточные фильмы на эту тему привлекают внимание, как никакие другие, и считаются эталоном «киномести».

Свою трактовку понятия мести, как способа восстановить вселенскую гармонию, демонстрирует «открытие корейского кино» режиссер Чхан-Вук Пак в трилогии «Сочувствие господину Месть» - «Олдбой» - «Сочувствие госпоже Месть». Вопреки названиям, месть в его картинах не делится на мужскую и женскую и уж тем более на взрослую и детскую. Драматургическая основа каждого фильма трилогии – хитросплетение человеческих судеб, где право на вендетту имеет каждый. Однако, раскрывая, казалось бы, одну и ту же тему, режиссер всякий раз умудряется найти новый эстетический подход к интересующей его проблеме - все три картины явственно различаются по визуальной подаче.

Первым было «Сочувствие господину Месть». Самый камерный и реалистичный фильм трилогии, не лишенный, правда, кровавой брутальности и сценарной изощренности. В основе сюжета – две истории возвышенной платонической любви: одна – брата и сестры, другая – отца к дочери. Брат так любил свою больную сестру и так хотел достать денег на ее лечение, что продал собственную почку на черном рынке. Парня, конечно, кинули, и он, обдумывая план мести, ищет другой способ быстро заработать денег. Его подружка, активистка из местной террористической организации, подбивает героя похитить дочку директора завода. Но грязные деньги, пусть и добытые ради чистой цели – это не выход. Сестра, не выдержав мук совести, кончает жизнь самоубийством, а похищенная девочка погибает в результате несчастного случая. Парень остается с чемоданом денег и без любимой сестры. А тем временем обезумевший от горя отец уже идет по следу похитителей... Так, по ходу сюжета, круг мести постепенно замыкается. В этой картине все действия персонажей спонтанны, свои действия они не обдумывают, а реализуют на месте. Все линии идут в одном временном пространстве, что делает картину по-настоящему динамичной, хотя и несколько плоскостной.

Изощренные планы возмездия, на реализацию которых требуется много времени и сил, станут сценарной основой следующих фильмов Чхан-Вук Пака. В «Олдбое» герой, мстящий за гибель сестры, которую он любил не только платонически, похищает виновного и 18 лет держит его в камере, чтобы, выпустив, заставить стать любовником собственной дочери. Финал картины, достойный древнегреческой трагедии (с самоотречением – покаянием в виде отрезания языка, как символа пустого, греховного существования), доказал миру, что режиссер Чхан-Вук Пак не просто снимает кровавый экшн, а является современным Художником – создателем собственной Вселенной, пусть жестокой, но справедливой и гармоничной, существующей по своим законам.

В «Сочувствии госпоже Месть» появляется та самая ирония постмодерна, которая здесь как будто выражается в вольном пересказе истории невесты-мстительницы из «Убить Билла» Квентина Тарантино (кстати, премировавшего «Олдбоя», будучи председателем Каннского кинофестиваля 2004 года). Героиня, отсидев 13 лет в тюрьме за убийство, которого она, разумеется, не совершала, выходит на свободу с твердым намерением отомстить за бесцельно прожитые годы... Сюжет этого фильма не столь завораживающий, как у первых двух, но форма подачи определенно выделяет его из трилогии, как самый западный, настроенный на восприятие «нашего» зрителя. «Расписные» титры, динамичный полет камеры, клиповые нарезки флешбэков - «Госпожа Месть» выглядит очень изящно, и, может быть, даже женственно.

Одна месть тянет за собой другую, но лучше от этого никому не становится. Какой бы ход не сделал герой, он все равно будет страдать. Не столько о самом акте возмездия, сколько о превратностях человеческого выбора, по словам режиссера, и рассказывают все его картины. Нам же, зрителям, остается сделать выбор между жесткостью «Господина Месть» и ироничностью «Госпожи Месть». Но мы в любом случае не прогадаем.
 
Прямая речь
Чхан Вук-Пак о своей трилогии:
После премьеры «Олдбоя» репортеры постоянно спрашивали меня, почему я снял два фильма о мести один за другим? Журналисты пытались критиковать меня: дескать, я выбираю жестокие, полные насилия сюжеты, вместо того, чтобы обратиться к какой-нибудь красивой, доброй истории. Однажды я вспылил и сказал, что снимаю не два, а три фильма о мести. Это было спонтанное заявление, и потом я о нем пожалел. Но отказаться от слов, сказанных публично, я уже не мог. Так что, в какой-то степени, моя «трилогия мести» обязана своим существованием журналистам.
 
 «Желтая» сборка,
Или что подарил Восток мировому кинематографу, помимо суровых мстителей:
 
                                                   
Самураи
Никого круче этих ряженых в женское платье парней, большой экран еще не видел. Не случайно Джордж Лукас, Уолтер Хилл, братья Вачовски и Квентин Тарантино не раз признавались, что писали своих героев с персонажей самурайских «истернов».
 
Фильмы-медитации
Благодаря восточному кинематографу, даже в Голливуде стало популярным медитативное кино, главное в котором не сюжет, а настроение, транслируемое режиссером с помощью зрительных образов. «Осень в Нью Йорке» Джоан Чен, «Джерри» Гаса Ван-Сента и даже «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика – все эти фильмы сшиты по лекалам восточного кино.
 
 Гигантские монстры
Радиоактивный ящер Годзилла – появился на свет в далеком 1954 году и за полвека своего существования заразил весь мир модой на гигантоманию. Кроме того, он успел засветиться в мегабюджетном голливудском ремейке и помериться силами с Кинг-Конгом, Дракулой и другими интернациональными монстрами.
 
J-хорроры
Благодаря японскому ужастику «Звонок», западные зрители начали бояться телефонов, видеомагнитофонов и другой бытовой техники. Помимо этого, фильм привил Голливуду нездоровую страсть к патлатым мертвым девушкам – штатным героиням квайданов (японских страшилок про призраков).
 
Аниме
Оказывается, мультики любят не только дети. Аниме (восточной разновидности мультипликации) покорны все возрасты и нации. Например, на ежегодно проводимый в Москве «Фестивале аниме» билеты бывает практически «не достать».