Кинопремия «Золотой орел», устроенная на «Мосфильме» уже в пятый раз, по-прежнему вызывает массу недоуменных вопросов: мол, зачем нужна эта премия, если уже есть «Ника»? Неужели же Гусман и Михалков настолько фатально что-то не поделили, что теперь противоборствуют на столь высоком уровне? Корреспондент «ВД» попытался осмыслить происходящее.
 
До сих пор многие кинематографисты игнорируют «Орла», вручаемого организацией с высокопарным названием «Национальная Академия кинематографических наук и искусств». В сущности, не без причин. С каждым годом церемония все больше и больше походит на дружеско-семейный междусобойчик. И нынешняя не стала исключением. Фраза Анны Михалковой, получившей награду за «Лучшую женскую роль в кино» («Связь»): «Вот теперь скажут: Папа дал» - как нельзя лучше отражает положение дел. Уже не в первый раз создается ощущение, что награды выдаются за имена, а не за работы.

Бал кино-монстров
Заявленный на пять часов вечера слет гостей растянулся почти до семи: прибывавшие номинанты и приглашенные звезды старались, как можно незаметнее, пройти сквозь коридор из телекамер, фотографов и неугомонных людей с диктофонами. Однако проход в зал оказался закрыт. Красных ковровых дорожек организаторы церемонии перед гостями раскатывать не стали. Прямо с мороза – в гардероб и на работу: прохаживаться по коридорам, отвечать на однотипные вопросы «Чего вы ждете от сегодняшней церемонии?» и «Как вам нынешние номинанты?». Одним из первых на Мосфильм прибыл Петр Мамонов. Он отрешенно стоял почти в центре фойе, приковывая внимание своей фирменной фриковатостью: растянутый на три размера свитер, скособоченный пиджачок и выглядывающие из-под задраных штанин ботинки. Однако журналисты не очень стремились пообщаться с актером и музыкантом, памятуя о том, что придется выслушивать длинные монологи, вникнуть в суть которых не каждому под силу. Тяжело вздохнув, корреспондент РТР принял удар на себя. На вопрос «чего вы ждете от сегодняшней церемонии?» Мамонов разразился речью о нашей безалаберности, безответственности и грядущем порабощении всей страны китайскими агрессорами. Добавив, что не ждет ничего, поскольку все бренное его не волнует. Стайки журналистов, примкнувших к занимательной беседе, довольно быстро удалились опрашивать новеньких. Павел Лунгин, снимая дубленку, отвечал обстоятельно, без суеты. Рассказывал, как горд и рад тому, что 7 января его «Остров», транслируемый РТР, посмотрели 44% населения России. Вспомнил, как тяжело проистекала работа над картиной. Заверил, что все сегодняшние номинанты ему интересны. Лунгин так же рассказал о трагедии, произошедшей несколько дней назад: прямо на съемочной площадке скончался оператор Андрей Жегалов. За те полчаса, что прошли в ожидании машины Скорой помощи, его сердце не выдержало и остановилось навсегда. Андрей был номинирован в этом году как «Лучший оператор» за картину «Остров», но, увы, не дожил до церемонии.

Гости тем временем все прибывали, однако вход в зал, где проходила церемония, оставался перекрытым неприветливыми охранниками. Посему все толкались в небольшом фойе, натыкаясь на номинантов, коллег, уборщиц, и беспрестанно работая локтями. Алексей Балабанов, одетый в стиле Мамонова и экипированный очками для коррекции зрения, неузнанный стоял у гардероба. Однако надолго скрыться не удалось: кто-то все-таки наткнулся на режиссера номинированной картины «Мне не больно». Пришлось Балабанову объяснять, что сегодняшняя церемония для него – лишь формальность, а больше всего его в этой жизни беспокоит работа – «что-то о временах распада СССР».

Актрисы сериалов со спутниками позировали у стенда спонсора Carrera-y-Carrera, через фойе метнулась неуловимая тень Ринаты Литвиновой, барской походкой сквозь толпу прошел Николай Пореченков в розовой рубашке: попозировал фотографам, помахал приветливо ручкой и удалился готовиться к выходу на сцену. Продюсер нашумевшего «Изображая жертву» Наталья Мокрицкая посетовала на то, что режиссер Кирилл Серебренников приехать не смог, но рассказала, что весной он приступает к работе над новым проектом – подробности пока засекречены. Наталья радостно проинформировала нас о том, что жанр, в котором работает Кирилл, – арт-мейнстрим: настоящее искусство, которое не боится быть популярным. Карен Шахназаров щедро делился своими соображениями о настоящем российского кино: «Наше кино сейчас на подъеме. Надо побольше работать и поменьше отдыхать… И все будет». Что именно будет, он уточнять не стал.

Побежденные и победители
Градус нетерпения уже начал зашкаливать: фотографы с тоской обводили глазами пространство в поисках новых лиц, журналисты и корреспонденты натыкались друг на друга – звезд было катастрофически мало. Сняли кордон у входа. В зале суровый голос уговаривал зрителей не жевать орбит, радоваться и хлопать в ладоши, ведь крупным планом в камеры ОРТ может попасть любой из нас. Фоном шли музыкальные хиты 90-х. Пытка музыкой продолжалась еще полчаса – и тут началось. На сцену, распевая «ироничную» песню о том, как хочется быть отлитым в золоте как «Орел», вышел ведущий Иван Ургант. Церемонию открыл президент Академии Владимир Наумов, пожелавший свое традиционное «Победителям – победить» - в первых рядах зала послышались веселые смешки, переходящие в аплодисменты. Церемония прошла ровно, сонное болото встряхнули лишь четыре эпизода. Нина Русланова потеряла частицу «не» в названии картины и объявила номинанта как «Мне больно». Рената Литвинова в своей неизбывной манере сетовала на никчемных художников-оформителей. Петр Мамонов удивил  восьмиминутной неполиткорректной речью о судьбах Росси и Китая. Никита Михалков, вынесший на руках Романа Поланского, который чуть позже, не глядя в бумажку, назвал Лучший игровой фильм года – «Остров». Шесть из семи наград этой картины неожиданностью не оказались, а Петр Мамонов, не стесняясь, назвал фильм «киношкой» и, не смотря ни на что, «самым чистым и честным» фильмом.

Вместо P.S.
По окончанию все были приглашены на банкет, где пресса опять высматривала, с кем бы пообщаться. Сергей Шолохов порадовался за качество церемонии: ему показалась удачной находка с гитарным дуэтом Олейникова и Стоянова. Комментировать итоги он отказался: скороговоркой выдав «Таково было решение академиков», Михаил с двумя бокалами поспешил удалиться. Для фотографов с «Орлами» позировал Павел Лунгин, при первой же возможности променяв статуэтки на тарелку и вилку. Петр Мамонов надолго не задержался – жена буквально оттащила его от Никоса Сафронова, и супруги покинули зал.
При всем пафосе задумки и подачи, «Золотой орел» не порадовал сценарными находками, интересными лицами и непредсказуемыми решениями. Выходя из зала, зрители спотыкались о разлетевшиеся «дождики» и «мишуру» - именно такое ощущение оставила после себя церемония: мишура, да и только.