В большой кинематограф Дженнифер Коннелли попала благодаря… своему носу. В 12 лет она снялась в роли Деборы в культовом фильме Серджио Леоне «Однажды в Америке». Ее взяли главным образом потому, что ее нос был очень похож на нос исполнительницы роли взрослой Деборы Элизабет Макговерн. Всего остального в кинематографе она добилась совсем другим способом – талантом, интеллектом и красотой.
 
Мало кто из американских актрис может похвастаться таким образованием, как у Коннелли, – она выпускница сразу двух элитарных университетов - Йельского и Стенфордского, в которых изучала прикладную математику. Именно учеба в Стенфорде помогла ей получить роль в фильме «Игры разума», за которую она была удостоена премии «Оскар». Она сыграла жену гениального математика-шизофреника, лауреата Нобелевской премии, вынужденного бороться с собственным недугом, удивительно правдиво и тонко. Такой характер редко встретишь в американском кино – сильных женщин там немало, но вот жертвенность, самоотречение и верность, пожалуй, им не свойственны. Наверное, такое глубокое проникновение в образ и привлекает к Дженнифер талантливых режиссеров.
В конце прошлого года в мировой прокат почти одновременно вышли два фильма с ее участием - «Кровавый алмаз» Эдварда Цвика («Последний самурай») и «Как малые дети» Тодда Филда («В спальне»).  
По иронии судьбы в обеих картинах Коннелли играет работника средств массовой информации. В «Кровавом алмазе» - американскую журналистку Мэдди Боуэн, расследующую связь индустрии по производству бриллиантов с вооруженными конфликтами в африканских странах, где добываются алмазы. В «Малых детях» она выступает в роли Кэти Адамсон, режиссера общественного телевидения, которую гораздо больше интересуют проблемами окружающего мира, чем собственная семья.
Кстати сказать, личная жизнь самой Дженнифер Коннелли не вызывает повышенного интереса со стороны таблоидов, поскольку небогата событиями. Она встречалась с не слишком знаменитыми актерами Билли Кэмпбеллом и Джошем Чарльзом. Но ничего сенсационного в этих романах не было. Ее старший сын Кай от фотографа Дэвида Дугана родился в июле 1997 года. В декабре 2002 года в Шотландии она вышла замуж за известного британского актера Пола Беттани, которого встретила на съемочной площадке фильма «Игры разума». 5 августа 2003 года у них родился сын Стеллан, названный в честь их друга, шведского актера Стеллана Скарсгаарда. В том же году она снова блестяще сыграла роль бывшей наркоманки в замечательном, но недооцененном фильме «Дом из песка и тумана» талантливого режиссера Вадима Перельмана, выходца из бывшего СССР.
И вот снова сразу два новых фильма с участием Дженнифер Коннелли, которые ставят серьезные политические и философские вопросы бытия. Но наша встреча с Дженнифер в фешенебельном отеле Four Seasons в Беверли Хиллз началась с ее воспоминаний о курьезе, который случился во время съемок «Кровавого алмаза» в Африке:
 
Оба моих  сына Стеллан и Кай все время были  со мной на съемках, а Пол приезжал к нам, когда только мог. В мои выходные мы выезжали на сафари. Однажды мы поехали в заповедник Крюгер-Парк в Южной Африке. Сняли бунгало. Нас предупредили, чтобы мы закрывали дверь на балкон. Как-то мы отлучились на полчасика выпить кофе и забыли закрыть эту дверь. Возвращаемся, а все бутылки в мини-баре опустошены, все орехи съедены, на полу разлито молоко, всюду конфетные обертки. На кровати следы ног бабуинов. Обезьяны словно ждали, когда мы уйдем и знали, что дверь не заперта. Чертовски умные животные (смеется).
 
А бриллиантов в комнате не было?
Слава богу, не было. А то бы утащили!
 
А если серьезно, ты сама любишь бриллианты? И как работа в этом фильме повлияла на твое отношение к этим драгоценностям?
В процессе съемок я много узнала о так называемых «конфликтных» бриллиантах. Но, как ты видишь, на мне сейчас бриллианты, притом настоящие. Ожерелье и серьги (показывает). Полагаю, что послание нашего фильма не в том, чтобы бойкотировать африканские бриллианты. От этого могут пострадать ни в чем не виноватые простые африканцы, живущие благодаря добыче алмазов в их странах. Организации вроде «Глобальный свидетель» и «Международная амнистия» призывают нас быть просвещенными, этическими потребителями бриллиантов. Я, например, не покупаю никакие драгоценности, прежде чем компания, продающая их, не представит мне документацию о том, что эти бриллианты добыты в зоне, свободной от конфликта. Например, компания «Тиффани» такую документацию представляет, при этом снабжая покупателей образовательным материалом по поводу того, что такое «конфликтные» бриллианты и как избежать их покупки. Такие компании ведут «прозрачные» операции, и ты всегда знаешь происхождение камня. Думаю, что наш фильм «Кровавый алмаз» тоже выполняет свою образовательную миссию.
 
Если бы после фильма тебе, например, фирма «Де Бирс» предложила стать «лицом» их компании и рекламировать их бриллианты, ты бы согласилась?
Мне нравится идея этического потребительства. Поэтому я не вижу ничего зазорного в рекламе бриллиантов, если они снабжены доказательствами того, что алмазы, из которых они выгранены, не добыты в зоне вооруженных конфликтов.
Я слышала, правда, о докладе ООН, в котором утверждается, что некоторые алмазы, добытые в конфликтном Кот Д’Ивуаре, снабжаются фальшивыми сертификатами. Над этим надо работать. Пока мне никто не предлагал контрактов по бриллиантам, но я приняла бы их только после тщательной проверки.
 
В «Кровавом алмазе» ты играешь журналистку. Ее образ ты воспроизвела исключительно по страницам сценария или у тебя был реальный прототип?
У меня есть подруга по имени Донна Хармен. Она журналистка, и на мое счастье как раз была в Сьерра Леоне, где разворачивается действие фильма, в 1999 году, во время гражданской войны за контроль над добычей и продажей алмазов. Она, как и моя героиня Мэдди Боуэн, работала над статьей о «конфликтных» бриллиантах. Донна также представила меня другой женщине, Элизабет Рубин, которая тоже была в Сьерра Леоне. Обе дамы были очень любезны и терпеливо отвечали на все мои многочисленные вопросы. Как по основным проблемам, так и по мелочам, важным для меня. Например, какую обувь они носили в Африке? Какие у них были записные книжки, авторучки, сколько их было с собой? И как они одевались, когда вечером ходили в бар. Как они использовали свою женственность в профессиональных целях (смеется). Это замечательные женщины, и я многому у них научилась. Но что больше всего меня привлекло в них, и я это как могла использовала в работе над ролью, так это их глубокий ум, невероятная жажда жизни, и страсть к приключениям. Благодаря общению с реальными людьми я постаралась сделать свою Мэдди очень умной и преданной делу. И готовой жить на полную катушку.
 
Довелось ли тебе общаться с тележурналистками, известными своей работой в горячих точках, например, с Кристиан Аманпур из телесети СNN, которая всегда «там, где трудно».
Нет, не пришлось. Я понимаю, что ассоциации с тележурналистками возникают потому, что мы видим мою героиню на экране. Но я все-таки играю журналистку из печатного издания, поэтому и мои прототипы не с телевидения. Хотя я пересмотрела немало телехроники и фотографий и украла где что могла для роли (смеется).
 
Какой самый важный жизненный опыт ты вынесла из работы в этом фильме?
Опыт был обогащающим во многих отношениях. С одной стороны это была редкая возможность провести время со своей семьей в местах необыкновенной красоты. Увидеть жизнь диких животных вблизи. А в Мапуто и Мозамбике увидеть довольно динамичную общественную жизнь на фоне столь серьезных проблем и страданий. Когда нет нормального водоснабжения, санитарии, образования, трудовой занятости.
Особенно полезно это все увидеть было моему старшему сыну, который привык к тому, что в Америке есть все. Он сейчас в возрасте, когда может понять увиденное. Я водила его в школы, состоящие из одной комнаты, без книг, без тетрадей, без ручек, без лампочек. Полезно увидеть, как живут другие люди, и поставить нашу жизнь в правильную перспективу.
 
Что и кто повлияло на твою собственную жизненную перспективу?
Я начала сниматься в кино задолго до того, как поступила в университет. Но поначалу у меня не было ролевых моделей. Только позже я начала задумываться о том, кто для меня пример. Думаю, что сейчас это Мерил Стрип. Вряд ли есть кто-то талантливее нее. Она находится в собственном классе. Могу только мечтать и надеяться на то, что мне когда-нибудь доведется сыграть с ней в одном фильме.
 
Фильм «Кровавый алмаз» выглядит довольно жестким и опасным, но твоя героиня не теряет своего холеного вида. Ты не требовала от режиссера, чтобы он тебя сделал более растрепанной, грязной, в синяках?
Синяки как раз были и очень натуральные. Мне казалось, что за исключением сцен в баре, Мэдди выглядит растерзанной и грязной, как и положено по сюжету.
 
Тебя трудно превратить в дурнушку...
...Спасибо.
 
Картина, в основном, «мужская». Как ты чувствовала себя в мужском окружении?
Атмосфера на съемках была очень приятная. В съемочной группе было немало женщин, но и наши мужчины – актеры и персонал – относились ко мне с уважением. Я не чувствовала какого-то особого давления только потому, что я женщина.
 
А сама ничего не хотела доказать?
Я по натуре крепкий орешек. Я всегда ищу возможность показать, что я не хуже других, что я могу принести к общему столу что-то свое. Я могу быть одновременно женственной и мужественной. Это помогает.
 
Давай отвлечемся от «Кровавого алмаза» и поговорим о «Малых детях».
Что привлекло тебя к работе над этим камерным на первый взгляд фильмом?
Я прочла сценарий, и он мне очень понравился. Я увидела интересные мысли об инфантильности определенных слоев американского общества. Ты же понимаешь, что «малые дети» - это не дети персонажей. Малые дети – это наши герои, взрослые жители благополучных американских предместий.
У них есть все формальные признаки взрослости – дома, престижные профессии, но у них инфантильное отношение к жизни, желание винить в своих бедах кого угодно, только не себя. При этом они подсознательно чувствуют, что с ними не все в порядке, что это дорога в никуда.
 
Как тебе удалось одновременно вызвать и симпатию и антипатию к Кэти?
А мне было не интересно играть чистую симпатию к своему персонажу. Взаимоотношения в фильме выстроены так, что они вызывают к жизни аллегорию о ситуации в нашей стране в целом. Ситуации, при которой осталось немало хорошего, но нарастают тревожные симптомы. Но моя героиня - терпеливая женщина. У нее ведь есть ребенок с инфантильным мужем, которого она хочет «выстроить», сделать адвокатом, а он сопротивляется. Довольно типичная ситуация для семейных пар из нашего среднего класса. Я таких людей знаю.
 
В этих двух фильмах тебе не особенно везет на любовном фронте. И с Патриком Уилсоном в «Как малые дети» и, особенно, с Лео ДиКаприо в «Кровавом алмазе». В чем дело?
Ну, в «Малых детях» социальная дисфункциональность, семейная в том числе, ведет к ослаблению естественных для молодых людей влечений. Что касается «Кровавого алмаза», то здесь ведь моя героиня и персонаж Лео поначалу просто антагонисты. Только постепенно они начинают обнаруживать друг в друге привлекательные черты, помимо красивой внешности. Думаю, что авторы поступили правильно, оставив меня и Лео лишь на пути к чему-то большому и важному в их отношениях. Если бы мы включили любовную сцену между нами, то это было бы слишком по-голливудски примитивно и совсем не в стилистике нашего фильма.
 
Не жалеешь, что не довелось поцеловать самого Леонардо ДиКаприо?
Нет, абсолютно не жалею. Мне было достаточно того, что мы так серьезно взаимодействовали с ним как актеры. Он – один из самых щедрых артистов, каких я знаю. Для него самое важное, как и для меня, наилучшим образом рассказать историю. Так что мы и без поцелуев замечательно провели время!
 
Фильм «Кровавый алмаз» смотрите с 1 февраля.