С ростом числа комфортабельных мультиплексов мода на маленькие киноклубы и кинокафе не только не ослабевает, но и, кажется, растет. Корреспондент «ВД» попытался разобраться в причинах происходящего.
В наше время можно достать любой фильм (о котором что-то слышали более трех человек) и спокойно посмотреть его в домашней обстановке. Но публику влечет магия большого экрана – так было и так будет всегда. В современных мультиплексах с удобными креслами и долби-звуком демонстрируются исключительно новинки кинопроката. Любителям же классики, арт-хауса и кино-экспериментов остается совершать рейды по маленьким, уютным заведениям, где все это и можно увидеть. Кроме удачного репертуара, у подобных мест есть и еще целый ряд преимуществ. Здесь, как правило, не бывает шумных мероприятий (Bilingua не в счет) и случайной публики. Сеансы бесплатные, хотя бы потому, что проводятся они, чаще всего, на «голом энтузиазме», с необходимым минимумом технического оборудования: DVD-проигрыватель, проектор, экран и акустическая система. При этом можно не только кино посмотреть, но и перекусить, заказав что-нибудь официантке или самостоятельно отоварившись в баре. Мы посетили четыре столичных киноклуба и сделали некоторые выводы.
 
ДОМ КУКЕРА
В клубе-побратиме «Китайского летчика Джао Да» проходят только камерные посиделки – «разговорчикичередуются киносеансами. В небольшом «зеленом зале» вешается самодельный экран, сдвигаются столики, полностью затихают разговоры и тушится свет – все заказы надо делать либо до сеанса, либо выходить в бар, находящийся за стенкой. В «Кукер синема» каждое воскресенье самые достойные фильмы из своей личной коллекции представляет киножурналист Ян Фосс; показы предваряются вступительным словом. Приятную атмосферу «кинематографического братства» не портят даже неудобные стулья и посетители клуба, пробегающие в сторону туалета, дорога к которому лежит аккурат поперек до отказа заполненного зрительного зала.
Качество звука и изображения. 3 колонки, новый проектор, необходимая темнота, проекция с DVD отличного качества. Все видно и слышно идеально.
Репертуар. От трэша студии «Трома» до французской «новой волны».
Меню. Цены студенческие, ассортимент не самый богатый, но от души поесть и попить можно рублей на 500.
Время сеансов. 21.00, каждое воскресенье.
 
КУЛЬТ
Это милейшее место на Яузской набережной, либо в виду своей отдаленности от метро, либо по причине индифферентного поведения персонала, особой популярностью у москвичей не пользуется. Ежедневно, кроме пятницы и субботы, в «красном», аркообразном зале крутят исключительно классику. Каждый из этих фильмов все уважающие себя синефилы видели неоднократно, а всех прочих кинопоказы интересуют лишь по касательной. Именно поэтому в зале все заняты своими делами: посетители пьют, едят, курят кальяны, громко разговаривают, официантки снуют туда-сюда, загораживая экран.
Качество звука и изображения. Судя по всему, проектор далеко не первой свежести – картинка блеклая, разглядеть что-либо стоит огромного труда. Особенно если учесть, что свет в зале не приглушается. Хриплый, перегруженный низкими частотами звук идет только из колонок, установленных возле экрана. Из-за арки, разделяющей зал надвое, в дальней от экрана половине расслышать текст решительно невозможно.
Репертуар. «Бонни и Клайд», «Выпускник», «Психоз»… Словом, махровая классика.
Меню. Не самое разнообразное, но цены божеские – нет ни одного наименования стоимостью более 200 рублей.
Время сеансов. 21.00, каждый день, кроме пятницы и субботы.
 
BILINGUA
Многострадальное кафе в Кривоколенном переулке, с успехом восстановившееся после пожара, является самым удобным кинозалом из всех, представленных в нашем обзоре. Заметно разросшаяся ввысь, «Билингва» подавляет простором. Перед показами сцена в главном зале очищается от ударных установок, и ничто не мешает сидящим видеть происходящее на огромном экране, растянутом на всю стену. При опущенных шторах, выключенном свете и в тишине обслуживание, тем не менее, не прекращается. Сеансы проходят днем по субботам – время для посещения кафе «неформатное», поэтому случайных людей среди публики нет, все приходят именно посмотреть кино. Сдвоенные показы, объединенные по какому-нибудь концептуальному признаку (допустим, за байопиком Тима Бертона «Эд Вуд» следует непосредственно фильм Эда Вуда «План 9 из открытого космоса»), проводит сама «Билингва». В воскресные вечера площадку занимает клуб «Синефантом», резидент кинотеатра «Фитиль», представляющий не просто арт-кино, а кино в высшей степени экспериментальное. По вторникам зал отдается на растерзание мастеров видео-арта, которые резвятся с тремя разноплоскостными экранами и даже пускают проекции блуждать среди столиков.
Качество звука и изображения. Размер экрана и состояние проектора нареканий не вызывают, благодаря чему со скудным стереозвуком вполне можно смириться.
Репертуар. Фильмы либо достаточно редкие, либо настолько хорошие, что не грех и пересмотреть в столь приятной обстановке.
Меню. Средний уровень цен и стандартное меню для «богемных местечек».
Время сеансов. 14.00, 16.00 – по субботам, 21.00 – воскресеньям.
 
FAQ-КАФЕ
Каждый вторник в первом зале тесного, но чрезвычайно уютного заведения, расположенного неподалеку от Центрального Телеграфа, на стену вешается экран – так начинается еженедельный кинолекторий известнейшего критика Дениса Горелова. Чтобы попасть на мероприятие наверняка, можно заранее забронировать место. Но, по словам самого Горелова, через 20 минут после начала любого, даже самого интересного фильма, примерно треть зрителей выходит, соответственно, и свободное место найти не составит труда. Репертуар Денис подбирает из своей собственной коллекции, а также время от времени использует знаменитую «видеотеку журфака», где, по слухам, можно найти решительно все. Критерий выбора один – фильмы должны чем-то «цеплять» людей, которые едят, пьют и курят. Главное, чтобы хронометраж ни в коем случае не превышал двух часов, иначе в зале вообще никого не останется.
Качество звука и изображения. Небольшой экран соответствует размерам зала, картинка сносная, свет выключен, все видно, но вот что-то расслышать уже труднее, потому как гомон вокруг стоит несмолкаемый. Проекция идет одновременно и на ряд небольших ж/к мониторов, развешанных по стенам в разных уголках кафе.
Репертуар. Либо что-то каноническое («Сладкая жизнь», «На последнем дыхании»), либо что-то, что нравится непосредственно Горелову (спектр его интересов очень широк).
Меню. Приятно оформленный альбомчик пестрит фирменными блюдами и удивляет достаточно низкими ценами.

Время сеансов. 21.00, каждый вторник.