Родители задумываются о развитии детей, много времени уделяют чтению, различным занятиям и кружкам, особо продвинутые стараются выбирать интересные экскурсии и экспозиции по возрасту, хотя это и непросто. Но если есть желание по-настоящему увлечь ребенка современным искусством, одних выставок недостаточно. Мы поговорили с экспертами, которые сами когда-то загорелись этой темой, и составили советы, которые можно взять на вооружение.

Окружайте ребенка предметами искусства

Начать можно с личного примера. «Если в доме живет искусство — живопись, графика, скульптура — специально не придется что-то делать. Все, что окружает ребенка в домашней обстановке с детства, навсегда врезается в его память», — говорит основатель онлайн-галереи современного искусства Smart Наталья Хацела, в прошлом — учитель начальных классов, не понаслышке знакомый с детской психологией. Это как с чтением: сложно убедить ребенка, что читать интересно, если родители проводят досуг за просмотром телевизора, а книжки открывают раз в год.

«В возрасте двух-трех лет я показывала дочке работы художников русской академической школы, а также титанов живописи. Это были альбомы Михаила Врубеля, Анри Матисса, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога. Альбомы по импрессионизму, альбомы Клее, альбом по архитектуре Френка Ллойда Райта и Марка Шагала. Я была убеждена — даже если невозможно рассказать ребенку всю историю и теорию искусства, можно привить ему отличный вкус и широту восприятия», — делится Хацела. 

Искусство в доме (в любых доступных формах) — всегда повод для разговоров, которые дети будут часто слышать или даже сами инициировать. В музеях происходит уже не формирование любви к искусству, а расширение границ.

Начинайте с того, что любите вы сами

Искусство многогранно, есть много видов, жанров и направлений. Возникает резонный вопрос: с чего начать знакомство? Все просто: начинайте с того, что любите вы сами. Это самый естественный путь, который превратит обучение в удовольствие. Искренний рассказ (или просто демонстрация любимых картин) вызывает такие же искренние чувства, и ребенок это чувствует.

Даже если ребенок маленький (совсем-совсем — до года), берите слинг и идите в тот музей, который интересен вам самим. Картины малыш рассматривать, конечно, не будет, но он считывает эмоции родителей, их отношение к предметам искусства. 

Директор Центрального выставочного зала «Манеж» в Санкт-Петербурге Павел Пригара считает, что представление о многообразии искусства можно давать детям достаточно рано. Показать им, «что и классический фигуративный портрет, и абсолютная абстракция являются частью чего-то общего. Тем более что детское творчество, попытки детей изображать мир нам самим, в особенности родителям, кажутся какими-то фантастическими талантливыми произведениями», — говорит эксперт. По его мнению, большое преимущество детей в том, что у них открытое сознание, они воспринимают искусство без штампов, абсолютно искренне, честнее, чем взрослые. 

При этом есть разница между тем, чтобы сознательно пытаться интерпретировать произведения искусства, и просто показывать. Знакомить можно хоть с самого рождения, а начать интерпретировать увиденное ребенок может позже, в 4-5 лет. Именно тогда стоит пытаться обсуждать увиденное с детьми. Когда они готовы оценивать что-то и вступать в диалог.

Руководитель московского центра арт-терапии, арт-терапевт, психотерапевт Илья Коваленко считает, что современное искусство ближе и понятнее ребенку, чем классическое, потому что он живет в современном мире, пользуется компьютерами и гаджетами, задает волнующие его вопросы и пытается выразить себя. «На картины классиков сложнее ровняться в собственном творчестве, сложнее проникать в их контекст и смыслы. Человеку лучше сначала понять, где он находится и что происходит с ним и вокруг него, а уже потом оглядываться назад и изучать, как было «до». Тем более для ребенка это будут слишком абстрактные понятия», — говорит Коваленко. Искусствоведы и ученые привыкли начинать с начала начал, но у современных художников, как и у современных детей — свои представления о времени. «Конечно, не нужно и ограничиваться каким-то одним направлением, можно чередовать и сравнивать классическое и авангардное, древнее и современное искусство и позволять ребенку делать собственные открытия и заключения», — отмечает психотерапевт. 

Работы в направлении конструктивизма ребенку могут быть понятны более других: если мы говорим о живописи, то в детском восприятии конструктивизм может восприниматься просто как рисунок со знакомыми геометрическими фигурами. Свои первые опыты в этом направлении дети могут совершать и сами: с помощью популярных сейчас магнитных конструкторов. Детям необязательно давать ярлыки и называть свои попытки творить конструктивизмом, но именно это направление может оказаться им близко.

Подружившись с плоскостью, можно переходить к объему и знакомить детей с архитектурными формами. Например, у проекта «Москва глазами инженера» есть мастер-классы «Строим Шуховскую башню», «Строим мост да Винчи» и «Построй свой Кремль». Они рассчитаны на детей с 8 лет. Для знакомства с советской архитектурой начните с программ, посвященных нетиповым жилым домам и авангарду. Сейчас есть доступ в Ажурный дом (он дореволюционной постройки) и «Дом на ножках» — яркий объект в стиле брутализма. Есть интересная программа «Конструктивизм плюс электрификация», но она проходит под знаком «14+». 

Знакомство с архитектурой изнутри, в реальных зданиях — обычная практика в Европе, и эту идею погружения в дома-шедевры архитектуры поддерживал Дом Наркомфина до начала реконструкции и собирается поддерживать и дальше, после окончания монтажных работ, которые завершатся в мае. Посетителям постарше может быть любопытно не только познакомиться с архитектурой, но и узнать о том, кто жил в легендарных домах. Например, один из знаменитых обителей Дома Наркомфина — художник Александр Дейнека. 

Будет крайне интересен для детей рассказ об экспериментах с цветом, которые применяли конструктивисты для расширения или сужения пространства и о том, как цвет влияет на человека. У квартир в Наркомфине есть свои колористические паспорта, которые при реставрации получают жильцы. У младшего брата Наркомфина — Марсельской единицы, построенной Ле Корбюзье, знаменитые четыре ярких цвета (желтый, красный, синий и зеленый) являются не только дизайнерским решением оформления фасада дома, но и прокладывают основу навигации внутри дома. Это позволяет маленьким детям, которые не читают цифры, ориентироваться по цветовым кодам в общественных зонах и узнавать свой этаж или запоминать цвет двери своей квартиры. 

После такой насыщенной цветом экскурсией, дети с удовольствием берут в руки кисти и краски и рисуют свой идеальный дом.

Выбирайте подходящие формы

Поход в традиционную галерею, где картины аккуратно развешены по стандартным канонам, а смотрители шикают на посетителей, решивших обсудить увиденное, — не лучший выбор, чтобы привить ребенку любовь к искусству. Обычно картины висят просто неудобно для детей — приходится все время задирать голову. 

Лучше выбирать формы, которые близки детям (в соответствии с возрастом). Маленькие дети все познают через игру, поэтому чем больше игровых сценариев заложено в экспозицию, тем лучше. Выбор, к сожалению, не очень большой: в России об интерактивных форматах с акцентом на детей пока мало где задумываются. Но, к примеру, прямо сейчас идет выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» в Еврейском музее и центре толерантости. Этот проект сделали родители, которые однажды на личном опыте поняли, что музеи чаще всего для детей не приспособлены. Эта выставка, по сути, аттракцион или квест, где для знакомства с экспонатами надо будет заглянуть в шкаф, съехать с горки или залезть на лестницу. Жанры представлены разные: от живописи и фотографии до анимации. 

Весной 2018 года в «Манеже» в Санкт-Петербурге проходил выставочный проект «Прикосновение». Главной идеей его была инклюзивность: выставка была задумана для людей, которые не могут визуально оценить произведения искусства, и к каждой скульптуре можно было прикоснуться. Огромный интерес эта экспозиция вызвала у детей. «В музеях они часто не видят преград и не следуют правилу не трогать работы, а у нас трогать скульптуры было даже необходимо. Для детей это оказалось настоящим приключением», — рассказывает директор санкт-петербургского ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара. 

На проекте «Другие берега» в «Манеже» была интерактивная световая труба от арт-группы Recycle, на которой можно было прокатиться; на выставке «Части Стен» — стены, покрытые сажей, в качестве холста. «Стать частью инсталляции, прикоснуться к творчеству — это ведь очень ценная история. Думаю, если бы у ребенка была такая возможность, он с удовольствием схватил бы фломастер и дорисовывал то, что, по его мнению, художник нарисовал неточно. Конечно, не стоит это делать с настоящими произведениями, но давать возможность взаимодействовать с предметами искусства — это интересный способ знакомства с ними», — уверен Павел Пригара.  

«Современное искусство очень похоже на игру, оно спонтанно и интерактивно. На выставках современного искусства обстановка более расслабленная, чем в традиционных музеях, приходить на такие выставки с ребенком — это уже возможность познакомить его с пространством, где нет каких-то канонов, требований или ожиданий», — рассказывает Илья Коваленко. Такие встречи с искусством могут проходить в виде приключения или популярного сейчас формата квеста, где ребенок является полноценным участником происходящего, а не только немым зрителем, в котором пытаются воспитать знания и интерес. «Давайте ребенку мини-задания, вместе ищите сходства и различия, фантазируйте. Создавайте свои творческие работы — на современных выставках часто есть зона мастер-классов. Дети чувствуют родителей, и если им самим скучно на выставке, то как они поймут, что здесь есть нечто интересное? Выбирайте места, где каждому члену семьи будет на что посмотреть и чем заняться», — советует эксперт.  

Что ребенку показывать не стоит?

Зависит от возраста и ваших представлений о том, что ребенку в принципе можно и нельзя. «По моему мнению, границы очерчиваются конкретной семьей и складываются из отношения именно этой семьи к религии, обществу и тех человеческих качеств, которые именно в этой семье считают важными.Я, к примеру, воздержалась бы от демонстрации маленьким детям картин с обнаженной натурой, даже очень элегантной и изящной. Хотя есть семьи, которые со мной не согласятся», — говорит Наталья Хацела. Картины со сценами жестокости и насилия (даже если это религиозная тематика и конкретная религия приемлет эти сцены) онабы тоже убрала подальше.С осторожностью также стоит относиться к остросоциальным работам.

Возьмем, к примеру, Дэмьена Херста, как одного из самого известного художника современности. Человек, много лет проработавший в морге, выбрал одной из центральных тем своего творчества смерть. Конечно, дети рано или поздно узнают о том, что это такое. Но вряд ли о концепции смерти стоит узнавать из произведений Херста. Давайте начистоту: даже взрослые не всегда могут объяснить, что хотел сказать автор той или иной инсталляцией, а некоторые работы (та же, как сейчас говорят, хайповая работа «Тысяча лет») скорее способны повергнуть в смятение и ужас, чем вызвать катарсис. 

То же можно сказать и про Бэнкси. Да, девочка с шаром, вроде бы, вполне понятный рисунок. Но вы же помните о том, что он обличает общество, где у детей рано отбирают детство? Не стоит подтверждать это личным примером.

Если вы не готовы объяснять ребенку, в чем ценность произведений вроде «Два треугольника: красный и синий» и сами ее не очень понимаете, начинайте с более прозрачных жанров искусства. Основное, что нужно помнить: ребенок может начать задавать вопросы. Если вы не знаете на них ответов или они кажутся вам неудобными, вряд ли ваше совместное путешествие в мире искусства будет долгим и приятным. 

«Что именно показывать — тут каждый из родителей выбирает порог некой этичности для ребенка. Существуют произведения, которые может понять только взрослый человек, который обладает определенным жизненным опытом. Возрастной барьер больше связан с интерпретацией искусства, с тем, насколько человек способен его осознать. Дети сейчас взрослеют быстро, но этот выбор, конечно, прежде всего за родителями», — говорит Павел Пригара.

Куда стоит сводить детей? 

Москва глазами инженера 
Мастер-классы «Я у мамы инженер: Строим Шуховскую башню» и «Я у мамы инженер: Строим мост да Винчи» (от 8 до 13 лет)

Экскурсии «Как устроен небоскреб. Экскурсия с посещением смотровой и Музея Москва-Сити» (7+), «Экскурсия на Большевик» (12+), «Экспериментальное жилье. Век двадцатый» (7+), «Архитектура советского модернизма. Главные имена и шедевры. Автобусная экскурсия» (7+).

Московский музей современного искусства
Детский лекторий (три модуля: один для детей от 5 до 7 лет, второй — от 7 до 12 лет): «Введение в классическое и современное искусство», «Современное искусство», «Шедевры русского искусства». Это не просто лекции, но и практические занятия, направленные на творческий поиск.

Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» (до 12 ма 2019).

Музей современного искусства «Гараж»
Регулярно проходят курсы для детей старшего возраста «По следам современного искусства» и «Архитектура. Искусство видеть».

По будням в музее бесплатные групповые экскурсии для школьников и студентов, которым в понятной форме расскажут об актуальных трендах в современном искусстве. 

Музей архитектуры им. Щусева
Выставка «Герои авангардстроя. Архитектор Игнатий Милинис» (до 5 мая 2019 года) рассказывает об архитекторе Игнатие Милинисе, который работал в паре с Моисеем Гинзбургом над проектом Дома Наркомфина и спроектировал клуб завода «Серп и Молот» и дом-коммуну на Гоголевском бульваре.