Если вы привыкли к бурной светской жизни, для вас — премьерные и давно любимые спектакли в музыкальных театрах города, голоса лучших певцов и неоднозначные режиссёрские решения в подборке от VashDosug.ru.

Сперва — о штучном гастрольном товаре. 15 и 18 января на сцене Мариинского-2 в рамках европейского турне будет показан спектакль «Судья» (подзаголовок «Потерянные дети»). Испанский театр Арриага привезет оперу современного композитора Кристиана Колоновица, премьера которой состоялась в мае 2014 года в городе Бильбао. До Петербурга она была обкатана считанное количество раз. Зрителям выпадает честь одними из первых в мире оценить качество партитуры (Колоновиц, между прочим, начинал как рок-музыкант) и минималистичной постановки. Мрачный сюжет с детективным уклоном — и обработка криминальной хроники с передовиц актуальных газет, и отсылка к традиционным оперным либретто вроде «Трубадура». Молодой музыкант Альберто ищет своего брата, похищенного из семьи оппозиционеров франкистами. Как и многие другие младенцы в Испании 1960-х, он был отдан на перевоспитание в монастырь — католическая церковь сотрудничала с тоталитарной властью. На страже архивов, которые могут соединить разлученных родственников, стоит судья Федерико Рибас. Авторитет клириков для него непререкаем — ведь он сам был воспитан в монастыре… Нужно ли продолжать? Главная партия в «Судье» создавалась для легендарного Хосе Каррераса. Он исполнит роль Федерико в петербургских спектаклях.

Мариинский театр начинает год с работ приглашенных европейских режиссеров. Элегантный, ажурный почерк позволяет им с воздушной легкостью говорить на самые серьезные темы. Таков «Реквием» (21 января), поставленный на основной сцене Мариинского театра Даниэлем Финци Паской. От швейцарца не ускользает подчеркнутая театральность музыки Джузеппе Верди. Заупокойная месса превращена в разговор о жизни и смерти, спасении и обреченности, вере и отчаянии. Режиссер не берется давать ответы на поставленные им вопросы, он лишь предлагает пронзительные театральные метафоры, задающие направление мысли зрителя.

На трех площадках театра в первые дни наступившего года будут показаны оперные постановки Алена Маратра. Сценический текст в них выстроен иначе — более празднично и беспечно. 23 января на исторической сцене — «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева. 2, 8 и 18 января на сцене Концертного зала — «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, традиционно стоящая в афише в дни школьных каникул. 5 января в Мариинском-2 — «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, премьера которого состоялась под занавес уходящего года. Жанровые и стилевые изюминки опер нивелированы, все три спектакля сделаны как игровые лирические комедии. Если смотреть их «залпом», станут очевидны фирменные трюки режиссера. Среди них — полноценное освоение пространства театра, перенесение действия со сцены в зрительный зал, диалог артистов с публикой, игра с предметами. Спектакли французского режиссера — это еще и модное дефиле, за которое отвечает его постоянный художник по костюмам и головным уборам Мирей Дессанжи. Озорные и динамичные, постановки Маратра пронизаны той сценической свободой, которой часто недостает тяжеловесным порождениям режиссерского театра.

Мода на мюзиклы, охватившая Петербург за пару театральных сезонов, набирает обороты. В Театре Музыкальной комедии, наряду с опробованным «Чаплиным» (4 — 7 января), новый мюзикл «Джекилл & Хайд» (16 — 18 января). Рецепт театрального хита таков: тинейджерский ужастик в основе либретто, функциональные, но не лишенные картинности, декорации, социальная сатира вперемежку с рок-балладами. Спектакль осуществлен силами специализирующейся на мюзиклах труппы, которая взорвала город «Балом вампиров». Стремитесь на Ростислава Колпакова в главной роли — по крайней мере, режиссер Керо именно его счел ведущим артистом этой постановки.

В тех же числах в Мюзик-Холле дают суперкассовый мюзикл «Мастер и Маргарита» (9 — 11, 16 — 18 января). Случайность или жесткий маркетинговый ход? В роли Воланда — баловень публики Иван Ожогин. Для театральных гурманов этот спектакль — нечастая возможность увидеть на сцене Анну Ковальчук (не Маргарита, а просто Ведьма). Бонус для гурманов обыкновенных — возможность обменять фальшивые рубли, сыпавшиеся в сцене Варьете, на закуски из буфета в антракте. Доступен он, правда, лишь зрителям первых рядов партера.

Те, кто в музыкальном театре на первое место ставит роскошь певческого голоса, должны побывать в Михайловском театре. 3 и 4 января блистательный Сергей Лейферкус поет Годунова в премьере «Царя Бориса». Благородная актерская манера, вокальное естество и чеканная дикция певца покорили мир. В Петербурге он бывает редко, тем более со столь внушительным репертуаром. В основе музыкально-литературного представления — первая редакция «Бориса Годунова» М. Мусоргского (1869, еще без польского акта), совмещенная с чтением соответствующих фрагментов из «Истории государства российского» Н. Карамзина. Декламатором выступит актриса МДТ Елена Калинина. По замыслу спектакль продолжает вереницу популярных нынче мелодекламационных вечеров. Однако появление оперной звезды первого эшелона делает неуместным любое сравнение с мероприятиями сходного жанра.

Классические спектакли в январе заиграют новыми красками благодаря участию неординарных исполнительниц. Две русские меццо-сопрано, в Европе и Америке поющие чаще, чем в России, выступят в Мариинском театре. 9 января Екатерина Губанова исполнит партию Амнерис в «Аиде» Дж. Верди. 25 января гордость театра Екатерина Семенчук споет титульную партию в «Кармен». Чувственное лирико-драматическое сопрано Марии Литке прозвучит в Михайловском театре в партиях Амелии («Бал-маскарад» Верди, 11 января), Мими («Богема» Дж. Пуччини, 14 января), Иоланты (16 января) и Русалки (опера А. Дворжака, 27 января).

Поклонники месяцами ожидают появления на сцене солистки Мариинского театра Ольги Трифоновой. Дождались! Ее изысканное жемчужное лирико-колоратурное сопрано прозвучит в партиях Памины («Волшебная флейта» Моцарта, 2 января) и Оксаны («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, 7 января). Не пропустите!