10 ноября в Театре юного зрителя состоялась двадцатая церемония награждения премией «Золотой софит». Корреспондент «ВД» побывал на торжественном мероприятии и решил поделиться впечатлениями.

Ирония, присущая многим церемониям «Золотого софита», имела место и на прошедшем торжестве. Однако граничила она если не с сарказмом, то с неприкрытым пессимизмом. Впечатление от озвученных в интермедиях сентенций о том, что все актеры — призраки, и все «актеры смертны», усиливалось визуальными и звуковыми спецэффектами (в этот раз организаторы ими не пренебрегли). Например, Александринский театр, условно обозначенный на тюзовской сцене с помощью выразительных и узнаваемых частей интерьера и экстерьера, с грохотом рушился перед церемонией награждения музыкальных спектаклей. Таким образом, организаторы символически «порывали» с драматическим театром, что, впрочем, не помешало им к концу церемонии все-таки перейти к награждению драматических спектаклей.

Тщательно спланированная церемония то и дело оживлялась импровизационными репликами лауреатов, которым было предоставлено слово. Например, когда Андрея Могучего вызвали для вручения премий негосударственным театрам, он, характеризуя их положение как «удивительное сочетание проблем и свободы», дал совет: «Не рекомендую этим театрам стремиться к тому, чтобы стать государственными, и советую бережно относиться к своей свободе, которая у них есть». Когда Алисе Фрейндлих была вручена статуэтка «Золотого софита» за главную роль в спектакле БДТ «Алиса» (номинация «Лучшая женская роль»), она не удержалась от комментария: «Сейчас театр мчится сквозь какие-то туманности, абсолютно не имея представления о пункте своего назначения». Любопытно, что при вручении второй статуэтки этому же спектаклю, которую получал Андрей Могучий (постановка «Алисы» была названа «Лучшим спектаклем на малой сцене»), режиссер, выражая благодарность за награду, сказал: «Тот туман, который образовался, в ближайшее время должен рассеяться»…

Такие громкие спектакли прошедшего сезона, как «Мадам Бовари» Андрия Жолдака, «А. С. Пушкин. Дубровский» Геннадия Тростянецкого, «Ю» Льва Эренбурга и «Пигмалион» Григория Дитятковского, не были оценены жюри «Золотого софита». В этом ряду кажется странным исключением награждение художника-постановщика Аннет Курц и художника по свету Марка Ван Денесса в номинации «Лучшая работа художника» за оформление спектакля «Макбет» (Театр-фестиваль «Балтийский дом»), поскольку потрясающая, «рубящая» сценическое пространство сценография этой постановки Люка Персеваля (режиссера с мировым именем), кажется, неотделима от жесткого режиссерского рисунка. Поэтому признание работы художников этого спектакля и непризнание работы режиссера кажется довольно противоречивым. Дискуссионность же постановки не отменяет ее художественный уровень и своеобразную эстетику, редко встречающуюся на петербургской сцене.

Как и ожидалось, номинации «Лучшая работа режиссера» и «Лучший спектакль на большой сцене» присуждены за спектакль «Вишневый сад». Эта постановка забрала и премию в номинации «Лучшая роль второго плана» — она была присуждена Олегу Рязанцеву, исполняющему роль Трофимова.


Музыкальные театры

«Лучший спектакль в оперном театре»: «Не только любовь» (театр «Санктъ-Петербургъ Опера»).
«Лучшая женская роль в оперном спектакле»: Татьяна Сержан за роль Леоноры в постановке «Трубадур» (Мариинский театр).
«Лучшая мужская роль в оперном театре»: Александр Кузнецов за роль Грязного в спектакле «Царская невеста» (Михайловский театр).
«Лучший балетный спектакль крупной формы»: «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр).
«Лучший балетный спектакль малой формы»: «Concerto DSCH» (Мариинский театр)
«Лучшая женская роль в балетном спектакле»: Виктория Терешкина — за исполнение роли Сильвии в спектакле «Сильвия» (Мариинский театр)
«Лучшая мужская роль в балетном спектакле»: Алексей Кузнецов — за роль Алена в спектакле «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр)
«Лучшая работа художника»: Александр Орлов и Ирина Чередникова — за сценографию и костюмы к спектаклю «Левша». (Мариинский театр)
«Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле»: Юлия Надервель — за роль Нинет в спектакле «Тридцать первое июня» (Театр «Карамболь»)
«Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле»: Евгений Зайцев — за роль Чаплина в спектакле «Чаплин» (Театр музыкальной комедии).


Специальный прих экспертного совета

«За многолетнюю успешную работу с хором» — Андрею Петренко, главному хормейстеру Мариинского театра.

Драматические театры

«Лучшая женская роль»: Алиса Фрейндлих за роль Алисы в спектакле «Алиса» (БДТ им. Г. А. Товстоногова).
«Лучшая мужская роль»: Сергей Перегудов за роль Михаила Александровича Ракитина в спектакле «Все мы прекрасные люди» (Театр им. Ленсовета).
«Лучшая роль второго плана»: Олег Рязанцев — за роль Трофимова Петра Сергеевича в спектакле «Вишневый сад» (Малый Драматический театр —Театр Европы)
«Лучший актерский ансамбль»: Анна Вартанян — (Галина Петрова) и Сергей Бызгу — (Петр Кондратьевич Мокин) за дуэт в спектакле «Графоман» (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской)
«Лучшая работа режиссера»: Лев Додин за постановку спектакля «Вишневый сад» (МДТ — Театр Европы).
«Лучшая работа художника»: Аннет Курц (художник-постановщик), Марк Ван Денесс (художник по свету) за оформление спектакля «Макбет» (Театр-фестиваль «Балтийский дом»).
«Лучший спектакль на большой сцене»: «Вишневый сад» (МДТ — Театр Европы).
«Лучший спектакль на малой сцене»: «Алиса» (БДТ им. Г. А. Товстоногова).


Театры кукол

«Лучший спектакль»: «Аленький цветочек» (театр «Кукольный формат»).
«Лучшая работа режиссера»: Алексей Лелявский, «Одиссей» (театр «KARLSSON HAUS»).
«Лучшая роль»: Ольга Донец — за роль Настеньки в спектакле «Аленький цветочек» (театр «Кукольный формат»).


Негосударственные театры

«Лучший спектакль»: «Буря» в постановке Ивана Стависского (Театр «За Чёрной речкой»).
«Лучшая актёрская работа»: Сергей Агафонов за роли в спектакле «Андрей Иванович возвращается домой» («Открытое пространство»).
«Лучший актёрский ансамбль»: Актёрский ансамбль спектакля «Жизнь за царя» («Театро Ди Капуа»).
«Лучшая работа художника»: Сергей Новиков — за сценографию спектакля «Андрей Иванович возвращается домой» («Открытое пространство»).


Специальные премии номинационного совета

«За верность замыслу» — Александру Савчуку, режиссёру театра «Lusores» за постановку спектакля «Гильгамеш 1,2/3,4,5/6,7».

Премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» присуждена народной артистке СССР, Лауреату государственной премии РСРФСР Балетмейстеру-репетитору Мариинского театра Габриэле Трофимовне Комлевой и народной артистке России, Лауреату государственной премии РФ, артистке Малого драматического — театра Европы Татьяне Владимировне Щуко.

В рамках Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» 2013-2014. Премия Имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» присуждена театральному режиссеру, художественному руководителю Молодежного театра на Фонтанке, народному артисту России Семену Яковлевичу Спиваку.