Хотя северную столицу порой и называют консервативной, но, к счастью, здесь, помимо традиционных, классических театров, давно и талантливо развивается авангардное течение – вне формата.

У театрального неформата, каким бы он ни был – танц-театр, театр «новой драмы», театр мультимедиатехнологий, – и репертуар, и технологии, и площадки, и даже границы сезона специфические. Чтобы понять их, поклоннику традиционного театра нужно, как минимум, усилие. Так что без мини-справочника неофитам здесь не обойтись.

Спектакль «Plug and Play», Театр «АХЕ»

Сила инженерной мысли

Театр «АХЕ» 

История и создатели: группа «АХЕ» была создана в 1989 году несколькими художниками-участниками театра «Да – Нет» Бориса Понизовского. История ее начинается в пространствах легендарной Пушкинской, 10, где будущий русский Инженерный театр и начал свое свободное развитие вне художественных рамок и направлений. С середины 90-х группа стала полноценным театром, отказавшись от театрализованного шаманизма в пользу профессиональных перфомансов. Создатели театра Максим Исаев и Павел Семченко начали привлекать к воплощению инженерно-живописных замыслов профессиональных актеров и режиссеров, в частности в театр пришла Яна Тумина.

Стиль и спектакли: стиль «АХЕ» невероятно сложно описать в вербальной форме. В большинстве спектаклей («Пух и прах», «Plug and Play», «Фауст3. 2360 слов», «Господин Кармен» и др.) художники используют визуальные образы, воздействующие на ассоциативном и чувственном уровнях. Минимум слов – на бумаге или в форме видеопроекции – и максимум звука, света и запахов. Исаев и Семченко умеют производить невероятные спецэффекты из обыденных вещей. В «Фаусте» оживает дьяволенок (кукла, приобретенная художниками на рынке в Мексике), обретают собственную жизнь всевозможные жидкости (особенной популярностью пользуются разнообразные чернила), фрукты, огонь, вода, молоко, песок. В этом театре каждый предмет, любая материя – все одушевлено. Тем не менее художники не замыкаются исключительно на «АХЕ». Максим Исаев – драматург, автор пьесы «Солесомбра», поставленной Яной Туминой на сцене драматического Театра на Васильевском. Павел Семченко успешно сотрудничает с другими коллективами и, естественно, работает как художник.

Место и время: с тех пор, как «АХЕ» выселили из уютного помещения на Васильевском (небезызвестная «Антресоль»), их спектакли можно видеть только на отдельных фестивалях, изредка – в клубах, большие проекты иногда проходят в помещениях Музея современного искусства «Эрарта».

Правда сценического эпатажа

Театр Ди Капуа 

История и создатель: Джулиано Ди Капуа – режиссер с богатейшей биографией. Итальянец из Швейцарии, он успел отучиться в Лицее искусств в Цюрихе, изучить арабскую поэзию VIII – IX веков в университете в Каире и закончить курс В. Фильштинского в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Поучаствовав в театральной жизни Петербурга в качестве актера (в Театре на Литейном можно увидеть Джулиано в спектакле «Слуга двух господ»), Ди Капуа с легкостью освоил роль режиссера. Осуществил сперва несколько постановок вне России, а затем, совместно с актрисой Илоной Маркаровой, организовал «Театр Ди Капуа» в 2008 году. История этого молодого театра началась со взволновавшего город спектакля «Запретные монологи V» (последняя версия названия после многочисленных дискуссий, в том числе и с властями) по пьесе Ив Энцлер.

Стиль: эстетика Ди Капуа не сводится только к эпатажу, что бы ни говорили противники молодого театра. Эксцентрика, чувственность, страсть – вот основные черты спектаклей. Казалось бы, танго-оперита «Мария де Буэнос-Айрес» – это чистой воды симулякр (то есть форма, пусть даже и невероятно красивая, но без содержания), на самом же деле, через набор ассоциаций и музыку, нам рассказана грустная история падшей, но святой покровительницы Буэнос-Айреса. Панк-опера «Медея. Эпизоды» – откровенный и резкий разговор о социальных проблемах. Мифическая колдунья – на самом деле беженка, эмигрантка из Колхиды. А ведь Колхида находилась на территории современной Грузии... «Запретные монологи V» призваны образумить женщину, невнимательно и небрежно относящуюся к себе и к своему лону. Нет ничего прекраснее женщины; она дает жизнь – она имеет право и должна любить себя.

Место и время: сегодня в театре разработан новый проект: площадка на воде «Дебаркадер» (художник – Анастасия Никонова). 

Postдраматическая эпоха

Театр «Post»

История и создатель: Дмитрий Волкострелов – молодой режиссер, громко заявивший о себе в театральном сезоне-2010/2011. Дебютант, ранее известный зрителям по актерским работам в МДТ – театре Европы и в кинематографе, выпустил спектакль «Июль» по самой известной, пожалуй, пьесе Ивана Вырыпаева. Театр «Post» – новый тип театра, близкий по технике к вербатиму, но и далекий от него. Каждый показ – эксклюзивное разовое мероприятие, каждый текст последовательно эволюционирует в восприятии и исполнении актеров. К тому же, поставленные Волкостреловым пьесы в Петербурге не увидеть ни в одном другом театре.

Стиль и спектакли: режиссер успешно доказывает, что текст можно просто исполнять, не углубляясь в дискуссии с собственным сознанием. Драматургия – внутри самого процесса исполнения: слова вводят воспринимающего в транс. Человек на сцене – исполнитель, транслятор, передатчик для разговора со зрителями. Дмитрий Волкострелов – режиссер интеллектуального театра. Все его постановки (кроме «Июля», «Хозяина кофейни» и «Запертой двери» в рамках лаборатории ON-театр и «Единицы хранения» – спектакля, созданного во время фестиваля «Театральное пространство Андрея Могучего») способны породить дискуссии и могут претендовать на статус «ребуса», но, на самом деле, все несколько проще. Тот, кто хочет услышать, понять и почувствовать, – тот вынесет и усвоит что-то свое. В конце концов, и «Июль», и «Хозяин кофейни» рассчитаны на субъективное рациональное восприятие.

Место и время: 28 августа – спектакль «Июль» в пространстве «Кино без попкорна» («Bye-bye ballet»), 30 августа – «Хозяин кофейни» в клубе «Dusche».

«На берег выйдя из пучины пенной...»

Проекты режиссера Максима Диденко

История и создатели: Максим Диденко – актер и режиссер, прошедший школу Антона Адасинского и долго сотрудничавший с театром DEREVO. Он нашел собственную нишу и успешно развивается в заданных обстоятельствах. Не так давно петербургские зрители могли увидеть проект «Божественная комедия. Ад» в рамках протеатрального объединения The Drystone, возникшего в 2010 году на основе школы, созданной совместно с Вадимом Амирхановым (ТС «МЕСТО»). Сейчас перфоманс, по словам Максима, «спустился в аид», тем не менее в новой линейке проектов режиссер продолжит сотрудничать с друзьями-соратниками, встречу с которыми подарило ему The Drystone. Среди самых ярких художников-соавторов отметим молодого актера Илью Деля (можно увидеть в моноспектакле «Жадный Djamba», в спектакле Галины Ждановой «Ромео и Джульетта» в Театре на Литейном, в постановке Василия Бархатова «Коварство и любовь» в «Приюте комедианта») и Яну Буртман, актрису Большого театра кукол (следите за афишей: «Мы», «Шекспир-лаборатория», «Кафе, или Безумный день одного влюбленного бармена»). Тем не менее «Ад» будет восстановлен в новом сезоне и сыгран в рамках нового проекта Максима Диденко.

Стиль и спектакли: стиль Максима Диденко – поиск собственного языка. Стоит предупредить, что «Ад» не для слабонервных. Если вы не любите наблюдать смешение на сцене различных жидкостей и не только, погружение артистов в эту «кашу» и визуализацию распада, если не хотите сопровождать их в аид, лучше откажитесь от просмотра и соучастия. Но готовые оценить самобытность такого образного языка, безусловно, получат массу эмоций и, возможно, захотят перечитать Данте. Сегодня Максим посвящает себя созданию новой художественной среды. В ближайших планах – «Русская школа физического театра» на базе «Открытой сцены» (Народная ул., 1) и кинопроект «Чинизелли» совместно с Николаем Дрейденом.

Место и время: спектакль «Синяя Борода. Надежда женщин» – 26 августа в Музее современного искусства «Эрарта».