На экраны выходит новый фильм «Ты и я». Это первый за последние тридцать лет фильм режиссера, снятый на итальянском языке. Чем не повод вспомнить другие, наиболее значимые, работы живого классика мирового кино.

Он молчал девять лет. Многие думали, что Бертолуччи ушел из кино, которое сам как-то назвал своим прекрасным наваждением. Устал, выговорился, разочаровался? Он не скрывает, что последние годы были для него очень непростыми. Болезнь привела в инвалидную коляску. Работать на съемочной площадке, руководить процессом стало трудно. Тем не менее... «Мои фильмы — как дома с распахнутыми окнами и дверьми, все могут, должны туда войти» — воспользуемся приглашением?

≈ 1970 год ≈

«Конформист»

Бернардо в 70-м всего 29 лет. Он принял активное участие в студенческих волнениях в мае 1968 года. И только что вступил в Коммунистическую партию Италии. Урок, который Бертолуччи вынес из своей революционной деятельности, удивил: оказывается он жаждал революции не ради обездоленных, а ради себя самого. «Конформист» — экранизация романа Альберто Моравиа. Режиссера занимали природа предательства и соглашательства, мотивы, которые толкали людей в ряды партии Муссолини. Лента создала Бертолуччи репутацию одного из ведущих режиссеров современности. Позже он признается: «Чем я всегда гордился до румянца на щеках — так это тем, что и Фрэнсис Коппола, и Мартин Скорсезе, и Стивен Спилберг говорили мне о "Конформисте" как о первом повлиявшем на них современном фильме». Фестивальных лавров лента не снискала, однако сегодня ее все чаще ставят выше всех последующих работ Бертолуччи. А авторитетная британская газета «The Guardian» назвала «Конформист» одним из самых влиятельных фильмов послевоенного времени 1972 год.

≈ 1972 год ≈

«Последнее танго в Париже»

Во время премьеры на Нью-Йоркском кинофестивале многие зрители, шокированные откровенными сценами,покидали зал. Те, кто остался, устроили овацию: поднятая в фильме тема беспредельного одиночества, обреченности любви, задела за живое. В американский прокат фильм вышел с пометкой «Х»: «Строго запрещено детям до 18». На родине, в Италии, Бертолуччи ждали неприятности — суды. Фильм был приговорен к сожжению, Бертолуччи, и Шнайдер — к двум месяцам тюрьмы условно. Режиссера лишили всех гражданских прав. Он, зная о том, что негатив контрабандой вывезен во Францию, все же написал письмо президенту Италии: тот, юрист по образованию, нашел в уголовном кодексе зацепки, позволившие спасти фильм от уничтожения и убрать... на хранение в государственную фильмотеку. В Италии фильм был запрещен к показу в течение 13 лет — вплоть до 1986 года. В Советском Союзе за несанкционированный просмотр «Последнего танго» можно было получить срок. Итальянский национальный синдикат киножурналистов в 1973 году назвал Бертолуччи лучшим режиссером.

≈ 1976 год ≈

«Двадцатый век»

«Я хотел рассказать историю двух детей, которые родились в один день в начале ХХ века и прошли первую половину столетия рядом», — говорил Бертолуччи в интервью. Судьбы двух итальянских семей — крестьянской и помещичьей — на фоне бурных событий XX века стали самой масштабной фреской итальянской жизни. На долю героев пришлись Первая мировая война, классовая борьба, эпоха Муссолини, Вторая мировая, грохот орудий, смуты, освобождение от фашизма. Но герои — друзья с детства — остаются верными своей детской дружбе. Гигантская сага (в первоначальном варианте фильм шел в течение пяти часов двадцати минут)с интернациональным актерским составом — , , , — была снята всего за два года. Многие зрители и критики восприняли картину как политически ангажированное произведение. «"ХХ век" хочет помочь людям вспомнить свое прошлое», — говорил режиссер.

≈ 1987 год ≈

«Последний император»

Фильм, основанный на биографии последнего императора Китая Пу И, осыпан наградами, как никакая друга работа Бертолуччи: 9 «Оскаров», в том числе за лучший фильм и как лучшему режиссеру, 4 «Золотых глобуса», премии «Сезар», «Феликс» и «Грэмми». Жизнь повелителя четырехсот миллионов человек — часть истории все того же ХХ века. Пу И было уготовано «десять тысяч лет счастья», в возрасте трех лет он был доставлен в Запретный город и провозглашен пусть и номинальным, но императором Китая. Был свергнут, снова взошел на трон — только уже марионеточного, оккупированного японцами Маньчжоу, был заключенным № 981 китайской тюрьмы, где провел десять лет, закончил жизнь обычным садовником в самом начале «культурной революции». Режиссер не следовал исторической правде, потому его Пу И незадолго до смерти оказывается в Запретном городе — как простой турист, наедине со своей памятью и горечью воспоминаний. И уже навсегда отказавшийся от роли, которую так страстно желал играть прежде. Очень красивый, с роскошными интерьерами и костюмами, фильм имел колоссальный успех в США. Бертолуччи доказал, что умеет снимать кино для широкой публики.

≈ 1993 год ≈

«Маленький Будда»

Заключительная часть восточной трилогии, куда вместе с «Последним императором» вошла и провалившаяся в прокате картина 90-го года «Под покровом небес». Бертолуччи идею фильма о буддизме вынашивал 30 лет, с тех пор как прочел книгу о Миларепе, тибетском монахе. Еще не было сценария, когда он встретился с далай-ламой — получить разрешение на съемки. «Я сказал ему, что мы решили назвать фильм "Маленький Будда", и спросил, имеем ли мы право это сделать. Ведь нам хотелось рассказать о Будде детям так, чтобы они поняли все, потому что на Западе дети о буддизме не знают ничего. Он минуту смотрел на меня, а потом с неотразимой улыбкой произнес: "Почему бы нет? В каждом из нас есть маленький Будда", — рассказывал режиссер в интервью итальянскому изданию. Роли некоторых лам в фильме исполняют известные деятели буддизма. Тем не менее в некоторых буддийских странах фильм был запрещен: «Будда не может быть маленьким!» Зрители отнеслись к истории про двух монахов, отправившихся искать по свету детей, в которых воплотилась душа умершего ламы, прохладно — не спас даже Киану Ривз в роли Будды. Кое-кто вообще склонен считать ленту кинопособием по буддизму для американских подростков.

≈ 1995 год ≈

«Ускользающая красота»

Прекрасная юная американка приезжает в Тоскану, что бы найти своего настоящего отца и встретить идеального мужчину. Чувственная мелодрама с социальным подтекстом имела невероятное количество версий названия: «Красотка-воровка», «Я танцую одна», «Покоряющая красота», «Украденная красота»... Этой лентой режиссер, еще в начале 80-х покинувший Италию, вернулся на родину после 15-летнего отсутствия. Но воспел не тосканские красоты, а показал «сладкую жизнь» конца ХХ века — с псевдоинтеллектуальной болтовней, жалкими забавами и не менее жалкими попытками усталой Европы (в данном случае в лице Италии) хоть в чем-то найти радость жизни. Привет поколению шестидесятых, утомившемуся от жизни и ушедшему на покой в Тоскане, где для этого есть все — солнце, вино, живопись, поэзия, секс. В 96-м Каннский фестиваль оставил эту ироничную и в то же время трогательную, в чем-то исповедальную ленту без наград. Свою последнюю роль здесь сыграл Жан Марэ.

≈ 2003 год ≈

«Мечтатели»

В начале нулевых режиссер вновь обратился к событиям конца 60-х, участником которых был и сам. На фоне студенческих волнений в какой-то парижской квартире происходят события, участниками которых становятся молодой американец и двое его французских ровесников — Изабель и Тео. Бушующий Париж их интересует мало — у них своя жизнь и своя реальность. Их слоган: «Вместе все возможно. Вместе ничто не запрещено». Обитатели квартиры отдаются психологическим и сексуальным экспериментам... Сутками не выходят из дома — смотрят кино. Именно оно постепенно становится их жизнью. Они принимают позы любимых киногероев, повторяют их характерные жесты, говорят цитатами из этих фильмов — картина Бертолуччи полна отсылок к , , . В квартире героев стены увешаны постерами к фильмам , . Вся музыка, звучащая в фильме, взята из лент других режиссеров. Критики, особенно в США, приняли картину в штыки, обвинив режиссера в чересчур вольной трактовке молодежной сексуальной культуры 60-х годов.

≈ 2012 год ≈

«Ты и я»

«Мне нравится работать с молодежью, они настоящие», — говорил Бертолуччи перед премьерой своей последней по времени картины. В Каннах она была показана вне конкурса: организаторы посчитали, что такому мастеру соревнования уже не по рангу. В основе сюжета — одноименная книга Николло Амманити. 14-летний Лоренцо не может найти общего языка с родителями и сверстниками. Вместо того, чтобы с классом идти в горы, подросток закрывается в подвале своего дома — чтобы побыть в одиночестве. Но его планы нарушает юная Оливия, неизвестно как оказавшаяся в доме и вроде бы даже связанная с семьей героя родственными связями... Фильм анонсировался как первая 3D картина знаменитого режиссера, но Бертолуччи назвал модный формат вульгарным. Фильм выходит в прокат 21 февраля.

«Фильм вырвался из рук автора и отправился в самостоятельный путь, и никто уже не сможет повлиять на направление этого пути». Бернардо Бертолуччи.