В кинопрокат выходит «Анна Каренина» Джо Райта — очередная версия одной из самых часто экранизируемых книг. «Ваш Досуг» вспомнил самых ярких Анн, появлявшихся за век с небольшим в кино и на сцене.

Грета Гарбо

Где: фильмы «Любовь» (США, 1927) и «Анна Каренина»
(США, 1935)

Подробности: у фильма «Любовь» существует два разных финала: традиционный трагический для проката в Европе и альтернативный счастливый
(с воссоединением Анны и Вронского после смерти Каренина) для американских зрителей. Первоначально планировалось назвать картину, как
роман-первоисточник, но затем название было изменено на «Любовь», чтобы на афишах значилось Грета Гарбо Разноликая Анна
Greta Garbo and John Gilbert in Love. Реальная лавстори между исполнителями главных ролей добавляла пикантности фильму.

Особые приметы: «Мисс Гарбо, как всегда, великолепна. С первых минут, когда в ее счастье проскальзывают оттенки грусти, до того момента, когда она царственно стоит в одиночестве, а все неумолимо движется к трагическому концу». («Нью-Йорк Таймс», август 1935)

Вивьен Ли

Где: одноименный фильм (Великобритания, 1948)

Подробности: свою роль в английской версии «Карениной», экранизированной Жюльеном Дювивье, актриса назвала провальной. А сам фильм критики посчитали ничем не примечательным.

Особые приметы: «Вивьен Ли — одна из тех немногих актрис, которая может заставить вас прочувствовать и понять, насколько сильными могут быть чувства и насколько печальны последствия при столкновении их с действительностью». (kinopoisk.ru)

Татьяна Самойлова

Где: одноименный фильм (СССР, 1967)
Подробности: одна из самых успешных экранизаций романа Толстого. Только в СССР картину Александра Зархи посмотрели более 40,5 миллионов
человек. Фильм имел успех и в других странах, а особенно полюбили его почему-то в Японии. Самойлова похудела для роли на десять с лишним
килограммов. И впервые снялась обнаженной. «Анна Каренина» была в числе фаворитов Каннского кинофестиваля 1968 года, но награждение отменили из-за студенческих волнений, и фильм остался без лавров.
Особые приметы: игру Самойловой принято считать эталонной. Хотя есть мнение, что актриса изобразила Каренину чрезмерно нервозной.
«Татьяна Самойлова с ее актерской темой «изломанности души» наиболее точно подходила для роли Карениной как любящей женщины, бунтующей против лживой морали общества». (Сергей Кудрявцев)
«Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с лучистым взглядом карих глаз — это пленительная во всех отношениях Анна Каренина». (Французская газета «Уик-энд»)
«Созданная Самойловой героиня на многие годы останется первой Карениной экрана». (Финская газета «Кансан Уутисет»)

Майя Плисецкая

Где: одноименные балет (Большой театр, 1972) и фильм-балет (1974)

Подробности: в 1971 году Родион Щедрин, уже будучи автором музыки к кинофильму «Анна Каренина», в котором Майя Плисецкая дебютировала как драматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, сочинил одноименный балет. Плисецкая станцевала в нем, а также впервые попробовала себя в качестве хореографа. Костюмы для постановки были созданы Пьером Карденом. Фильм-балет Маргариты Пилихиной стал неожиданным кассовым хитом: при тираже всего в 228 копий картину посмотрели более полутора миллионов зрителей. В балете Вронского танцевал Марис Лиепа (кстати, первый муж Плисецкой), в фильме — Александр Годунов.

Особые приметы: «Плисецкая ищет в своих ролях яркие противоречия, внутренние бури, трагические или иронические парадоксы. В ее танцах и образах присутствует не только гармония, но часто возникают и резко дисгармонические пластические «аккорды» и «пассажи». (Б. Львов-Анохин)

Жаклин Биссет

Где: одноименный фильм (США, 1985)

Подробности: одна из самых красивых американских актрис, снимавшаяся у таких классиков, как Трюффо и Полански, не чуралась телефильмов. Одним из них и была «Анна Каренина» Саймона Лэнгтона. Несмотря на то, что картина была предназначена для ТВ, многие критики посчитали ее лучшей экранизацией романа Толстого, сделанной в Новом Свете. Биссет неоднократно признавалась, что роль Анны была для нее «самой близкой»: «Перед съемками я прочла книгу, поэтому прониклась духом этой женщины, ее независимостью». Возможно, приблизиться к тайнам русской души помог и длившийся в то время роман Биссет со знаменитым танцовщиком Александром Годуновым (тем самым, что был Вронским в фильме с Плисецкой).

Софи Марсо

Где: одноименный фильм (США, 1997)
Подробности: фильм снимался в Петербурге и его окрестностях, в качестве саундтрека шла музыка Чайковского, Рахманинова и Прокофьева. Софи
Марсо самозабвенно участвовала в обнаженных сценах (в этом фильме их было больше, чем в других «Карениных»), но признавалась, что мотивы
действий Анны для нее так и остались неясными. Прокатного успеха у картины не случилось: при бюджете в 20 миллионов долларов его мировые сборы не превысили миллиона.
Особые приметы: «Софи Марсо справилась со своей ролью, но внешне она мало похожа на Анну Каренину – худая, с торчащими ушами. И эта ее ровная коротенькая челка, как подстреленная. В романе Анна была пышная, но с тонкой талией и маленькими ручками и ножками, с черными, выбивающимися из прически кудрями». (kinopoisk.ru)

Евгения Крюкова

Где: одноименный спектакль (Театр на Малой Бронной, 2003)

Подробности: премьера этой «Анны Карениной» состоялась в 2003 году. Несмотря на успех у публики, спектакль быстро сошел со сцены, а Андрея Житинкина обвинили в извращении классики и сняли с поста главного режиссера. Спустя три года спектакль возобновили и некоторое время показывали в «Театриуме на Серпуховке» и Театре киноактера.

Особые приметы: «Госпожа Крюкова — очень красивая женщина. Ею надо просто любоваться (и она охотно предоставляет публике такую возможность), а требовать от нее чего-то большего, ну там глубины переживания, магической силы художественного воздействия и прочих талантов, по меньшей мере, наивно». (Роман Должанский, «Коммерсант»)
«Эффектная и страстная Евгения Крюкова играет Анну ровно с той долей эмансипированного кокетства, которое по необходимости входит в миф
первой русской проповедницы свободной любви. Она единственная оправдывает спектакль, по сути лишенный всякого художественного оправдания». (Алена Карась, «Российская газета»)

Диана Вишнева

Где: одноименный балет (Мариинский театр, 2010)

Подробности: эту постановку сделал для Мариинки Алексей Ратманский. В других составах заглавную партию танцуют Ульяна Лопаткина и Екатерина Кондаурова. Вишнева вспоминает, что когда в 2009 году она получала из рук Майи Плисецкой «Золотую маску» за «Красоту в движении», великая балерина сказала, что Каренина — роль Дианы, и та непременно должна ее станцевать.

Особые приметы: «Безупречная Анна: великолепная, убедительная, простая, красноречивая». (Аластер Маколей, «Нью-Йорк Таймс», 2011)

Кира Найтли

Где: одноименный фильм (Великобритания, 2012)

Подробности: постановка Джо Райта по сценарию Тома Стоппарда. «Для меня эта книга — медитация на тему любви в ее разных формах, — говорит Райт. — Ведь Толстой считал, что глубинная суть человека проявляется только в любви. Мне кажется, история Анны — об одержимости любовью, о похоти и личности, сорвавшейся с цепи. Анна делает не вполне здоровый выбор. Мне близка мысль Толстого, которую он вкладывает в уста Левина, о том, что любовь дается нам для того, чтобы мы выбрали человека, с которым выполним нашу человеческую миссию. Это и есть истинная любовь. Я считаю, что любить кого-то — это акт духовности».

Особые приметы: «Когда мы видим ее впервые, она кажется уверенной в себе и искушенной в жизни. Найтли показывает преображение Анны: сначала она всего лишь флиртует с офицером, а затем оказывается полностью в его власти. Найтли играет Анну как искрящий оголенный провод». («Индепендент», 2012)