Жан-Люк Понти

Jean-Luc Ponty
Жан-Люк Понти Жан-Люк Понти
В избранное
Карьера
Всего фильмов0
Дата рождения30 сентября 1942
Жанры

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

Музыка к кинофильму «Кинг Конг», записи с Элтоном Джоном, Ол Ди Меолой, Стефаном Грапелли, Стенли Кларком и многими другими выдающимися музыкантами современности, несмолкаемые стадионы, завороженные волшебной электрической скрипкой - все это один из самых популярных джазистов, известный своими нестандартными подходами к этому стилю - француз, и имя его Жан-Люк Понти.

Жан-Люк Понти родился 29 сентября 1942 года в городе Авранш (Франция) в семье классических музыкантов. Отец учил его играть на скрипке и кларнете, а мать на фортепиано. В шестнадцать лет юноша поступил в национальную консерваторию Conservatoire National Superieur de Musique de Paris, в которой два года спустя получил диплом с самым высоким вознаграждением этого учреждения - Premier Prix. После такого успеха его пригласили в один из главных симфонических оркестров Франции Concerts Lamoureux, в котором он играл в течение трех лет.

В то время когда Жан-Люк все еще был членом симфонического оркестра в Париже, он уже начал организовывать свою первую группу. Музыкант играл на кларнете в джаз-бэнде одного колледжа, регулярно проводившего молодежные вечеринки. Работа в джаз-бэнде полностью изменила жизнь Жан-Люка. Растущий интерес к джазовым звукам Маилса Дэвиса и Джона Колтрейна заставил его освоить тенор-саксофон. Питаемый объемной творческой страстью, он вскоре почувствовал потребность выразить свой джазовый талант через другой инструмент - скрипку.

Итак, Жан-Люк вел двойную музыкальную жизнь: репетиции и выступления с оркестром, джазовые «вылазки» до трех часов ночи в различные клубы Парижа. Жесткие требования этого обреченного списка в конечном итоге поставили его перед выбором. «Естественно, я должен был сделать выбор, я рискнул и выбрал джаз», говорит Жан-Люк.

Сначала, скрипка, была препятствием его карьере, так как в то время она не рассматривалась как инструмент, имеющий законное место в современном «джазовом словаре». С мощным звуком, который сторонился вибрато, Жан-Люк Понти отличил себя от модной джазовой эры be-bop, его стиль был больше связан с мощным фоном духовых и соло на скрипке, такого раньше еще никто не слышал. Критики говорили, что он был первым джазовым скрипачом, столь же захватывающим, что и саксофонист. Слава Понти росла быстрым темпом и в 1964 году, когда ему было 22 года, он выпустил свой дебютный альбом Jazz Long Playing. В 1966 году он записал концертный альбом Violin Summit, в котором Понти объединился с такими известными талантами как Свенд Асмуссен, Стефaн Граппелли и Стафф Смит. Концерт состоялся в Базеле (Швейцария).

В 1967 году, Джон Льюис, член The Modern Jazz Quartet пригласил Понти в Монтерей выступить с ним на джазовом фестивале. Первое появление Жана-Люка перед американской публикой было встречено громовыми аплодисментами. Этот успех привел к тому, что американская звукозаписывающая компания World Pacific решила заключить с ним контракт для работы с Биг-бэндом Джеральда Уилсона и Трио Джорджа Дюка. В конце 60-х - начале 70-х, Понти достиг пика популярности во всей Европе. В свою очередь, скрипач вскоре обнаружил недюжинный талант в области наложения на композиции собственной джазовой аранжировки. Нельзя не отметить, что на них тут же появился большой спрос среди популярных мировых исполнителей.

В 1969 году, Фрэнк Заппа, используя соло Жана-Люка Понти, написал музыку для популярного кинофильма «Кинг Конг». В 1972-м, Элтон Джон пригласил музыканта внести свой вклад джазовых аранжировок на электрической скрипке в свой альбом Honky Chateau (альбом занял первое место во многих европейских и американских чартах). Жан-Люк наложил аранжировку в треки Mellow и Amy. По настоянию матери и Фрэнка Заппы, который хотел, чтобы он присоединился к его гастрольному туру, Понти эмигрировал с женой и двумя молодыми дочерьми в Америку, где поселился в индивидуальном доме в Лос-Анджелесе. Он продолжал участвовать в различных проектах, включая записи альбомов оркестра Джона Маклоглина Apocalypse и Visions of the Emerald Beyond.

В 80-х годах, Жан-Люк Понти совершил мировое турне и сделал запись 12-ти пластинок; все достигли пятерки лучших джазовых альбомов в хит-параде известного мирового журнала Billboard и разошлись общим тиражом более чем 15 миллионов копий. Альбомы Aurora и Imaginary Voyage выпущенные Atlantic Records, заявили о большом вкладе Понти в развитие джаз-рока в Америке. Он активно взламывал чарты Top 40 albums в 1977 году с альбомом Enigmatic Ocean и в 1978-м с Cosmic Messenger. В 1984-м вышел в свет революционный видеофильм известного режиссера Луи Шварцберга Individual Choice, рассказывающий о творчестве Жан-Люка. Наряду с Эрби Ханкоком, Понти стал одним из первых джазовых музыкантов, которые имеют видеофильм о себе.

Помимо записей и гастролей со своей собственной группой, Понти также был участником одного из составов New Music Ensemble в Питсбурге, Radio City Orchestra в Нью-Йорке и симфонических оркестров в Монреале, Торонто, Оклахома-Сити и Токио. В конце 80-х он участвовал в записи альбомов The Gift of Time и Storytelling группы Columbia.

В 1991 году Жан-Люк Понти выпустил эпический альбом Tchokola, в котором он впервые объединил акустическую и электрическую скрипки с мощными многоритмичными звуками западной Африки. Впоследствии он в течение двух месяцев выступал с африканскими экспатриантами в США и Канаде (с ними он столкнулся еще на парижской музыкальной сцене). В 1993 году Понти снова начал сотрудничать с компанией Atlantic Records, которая выпустила его альбом No Absolute Time. Работая с американскими и африканскими музыкантами, Жан-Люк подробно остановился на исследовании стиля «Чокола» и добился проникновенного результата. «В Париже есть целая сцена превосходных африканских музыкантов», говорит Жан-Люк. «Я был очень любопытным и требовал, чтобы меня обучили этим ритмам, с которыми были плохо знакомы мои уши».

В 1995 году Понти присоединился к гитаристу Ол Ди Меола и басисту Стэнли Кларку, для записи акустического альбома под названием The Rite of Strings. Это трио, состоящее из звезд, также совершило шестимесячный тур по Европе, Северной и Южной Америке. В результате чего музыканты заработали межконтинентальную похвалу.

Понти сменил свою американскую группу в 1996 году после выпуска двойной антологии Le Voyage. Один из этих концертов был записан в Детройте перед 6000 поклонниками его творчества. Он был выпущен в феврале 1997 года компанией Atlantic Records под названием Live at Chene Park.

В 1997 году Жан-Люк Понти делает ошеломляющий шаг - объединяет американскую и африканскую группы. Вместе они в течение трех лет совершают долгую гастрольную поездку от Гавайских островов до Польши, их ждет большой триумф и в Северной Америке и в Европе.

В декабре 1999-го Понти записался в дуэте с высоко почитаемым в мире басистом Мирославом Витусом. В январе 2000 он участвовал в записи альбома Esperanto с биг-бэндом Лало Шифрина. В июне 2001 года Понти записался в дуэте с молодой российской звездой классической скрипки Вадимом Репиным и с американской джазовой скрипачкой Реджиной Картер на Фестивале киномузыки в Польше. Универсальный подход к музыке - всегда был сущностью побуждения Понти к работе. В августе 2001 года, Жан-Люк Понти создал свою собственную студию J.L.P. Productions, Inc., которая сделала запись альбома Life Enigma. За выходом этого альбома последовали успешные гастроли в США и Канаде.