Рутгер Хауэр

Карьера Роли
Всего фильмов 61
Дата рождения 23 января 1944
Жанры триллер, ужасы, военный, боевик, документальный

Родился в актерской семье в небольшом голландском городке Брекелен, в нескольких милях к югу от Амстердама. Его отец, Ольсон Кнет Хауэр, преподавал актерское мастерство в местном театральном колледже. Мать, Магда Лебиус-Хауэр, там же вела занятия по курсу драматургии. В раннем детстве Рутгер и три его сестры воспитывались няней в Амстердаме, так как родители в силу своей профессии постоянно разъезжали по стране с гастролями. Уже в пять лет Рутгер появляется на театральной сцене, а первый дебют в театре состоялся 8 июня 1955 года в трагедии Софокла «Аякс».

Рутгер был непослушным ребенком (как-то раз играя со спичками, поджег копну сена). В 15 лет он сбежал из дома, нанялся на торговое судно своего деда и почти на год ушел в плавание. Это дало ему возможность посмотреть мир, побывать в Пакистане, Канаде, Сингапуре, Сайгоне, Персидском заливе, познакомиться с нравами и бытом разных народов. Тогда же он обнаружил в себе способность к изучению языков. Он владеет английским, немецким, французским и итальянским языками кроме своих родных — голландского и фризского.

Возвратясь домой, он посещал вечернюю школу, а днем работал (декоратор сцены, автомобильный мойщик, плотник, и т. д.). Его страсть к автомобилям и мотоциклам, возникшая в это время, и навыки, которые он получил, позже разрешили ему делать наиболее опасные автомобильные трюки в «Попутчике» без дублера.

В 1962 году Хауэр поступил в театральный институт в Базеле (Швейцария). Спустя два года Хауэр нанялся солдатом в армию. Два года были отданы десантным войскам, но вскоре он прибегнул к помощи приятеля-врача, симулируя психическую неуравновешенность, чтобы избежать дальнейшей службы. Пробыв некоторое время в больнице для душевнобольных, Хауэр, убедив врачей в своей непригодности к военной службе, вернулся в институт. Затем была актерская школа в Амстердаме, после чего он получил место в Королевском театре. В Базеле Хауэр женился, и от этого брака у него появилась дочь Айша. С 1967 года он начал играть в театре Noorder Compagnie, где в 1973 году сам поставил две пьесы, а в 1968-м дебютировал в кино. Тогда же он встретился со своей будущей второй женой Инеке, художницей и скульптором, с которой они поженились в 1985-м.

Его первое появление перед телекамерой состоялось еще 12 декабря 1956 года, когда проводились съемки спектакля «Асмодей» (Asmodee). Затем была эпизодическая роль в картине «Господин Гаварден», но в смонтированную версию кадры с участием Хауэра не вошли. Первая популярность пришла к молодому актеру уже через год, после участия в телесериале «Флорис».

Так началось его многолетнее сотрудничество с голландским режиссером Полом Верхувеном, которое продолжалось более десяти лет и которое принесло Рутгеру Хауэру мировое признание. Верхувен считал, что Хауэр, в отличие от другого его протеже Е. Краббе, выражает «светлую сторону естества». Режиссер также намеревался снимать Хауэра и в своем американском дебюте — фантастическом боевике «Робот-полицейский» (1987). Но вскоре поссорился с актером после его успеха в двух получивших известность картинах — «Бегущий по лезвию бритвы» (1982) и «Попутчик» (1986).

В начале 80-х Хауэр нанял известного репетитора, у которого брал уроки американского варианта английского языка, чтобы американские зрители в будущем не слышали его европейский акцент. После нескольких удачных картин Хауэр стал известным в США актером, чье имя начали ставить первым на киноафишах и плакатах. Фильм «Бегущий по лезвию бритвы» стал классикой научной фантастики, и первая версия была добавлена к Национальному архиву фильмов, поддерживаемому библиотекой Конгресса США.

В конце 1980-х годов Рутгер Хауэр классифицировался среди 50 наиболее «пригодных к учету» актеров в мире в списке, сделанном элитным изданием Hollywood Reporter. Но оставшись без руководства, он преимущественно тиражировал даже не столько великолепный, магнетически воздействующий образ «белокурой бестии из будущего», придуманный англичанином Ридли Скоттом в «Бегущем...», сколько банально-инфернальный имидж жестокого и беспощадного убийцы-попутчика из ленты Р. Хармона. Попытка поменять амплуа и сыграть, например, в Италии в проблемной мелодраме «В лунную ночь» была неудачной. Исключение составляет лишь одна по-настоящему отличная работа этого актера — роль парижского клошара польского происхождения в философской притче «Легенда о святом пропойце» итальянского режиссера Э. Ольми.

В 1990-х годах актер все чаще стал сотрудничать с небольшими независимыми киностудиями, пытаясь уйти от навязанного ему Голливудом образа, что уменьшило его популярность в США. Но у себя на родине, в Голландии, Рутгер Хауэр остается очень популярным, о чем свидетельствует шумное празднование его 50-летия в 1994 году. Была показана ретроспектива его самых знаменитых картин, которая предварялась документальным фильмом «Актер в оранжевом». Спустя год, к 100-летию мирового кинематографа, почтовая служба Голландии выпустила юбилейный набор марок, одна из которых изображала Хауэра в роли из картины «Турецкие наслаждения».

Вторая половина 1990-х годов и новое тысячелетие для актера начались довольно удачно. В апреле 1999 года Хауэр получил в Нидерландах звание «Лучший актер столетия». Празднование этого события на голландском телевидении вылилось в ретроспективу его фильмов, проведенную без остановок в течение целого дня. В 2000 году Хауэр попробовал себя в режиссуре, в результате чего на экраны вышел короткометражный фильм «Комната» , получивший в следующем году Приз зрительских симпатий на Парижском кинофестивале как «лучший короткометражный фильм».

Фильмы с Рутгер Хауэр

Соната

3,0 Авторский независимый проект в стиле «мистическая история в таинственном доме».
Великобритания, Латвия, Россия, Франция, 2018
  • Не разочарует
  • 0 отзывов
3,0
боевик

Самсон

0,0
ЮАР, США, 2018
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0

Статьи по теме