ПОИСК

Дмитрий Жилинский

Дмитрий Жилинский Дмитрий Жилинский
В избранное
Карьера
Всего фильмов0
Дата рождения25 мая 1927
Жанры

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

Русский живописец, один из ведущих представителей «сурового стиля».

Родился в селе Волновка (Краснодарский край) в семье служащего. Отец – Жилинский Дмитрий Константинович (1900–1939), арестован в 1937 году, в 1939 году расстрелян, реабилитирован в 1956 году. Мать – Жилинская Анастасия Федоровна (1898–1987). От первого брака с Жилинской Ниной Ивановной (1926–1995) имеет дочь Ольгу (1954 г. рожд.) и сына Василия (1961 г. рожд.). В настоящее время женат на Жилинской Венере Николаевне (1958 г. рожд.), имеет сына Николая (2000 г. рожд.).

С 1944 по 1946 год учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, в 1946 году перевелся на 2-й курс Московского государственного художественного института имени Сурикова (МГХИ), где его учителями стали Н. М. Чернышев, А. М. Грицай, П. Д. Корин, Н. Я. Симонова-Ефимова, И.С. Ефимов, В. А. Фаворский.

Примыкая к художникам «сурового стиля», изначально выделялся среди своих коллег особым эстетизмом, строгой формальной гармонией своей манеры (следующей в этом смысле урокам Фаворского). Начиная с портретов таких ветеранов отечественного искусства, как И. С. Ефимов (1954, Калмыцкая картинная галерея, Элиста) или тот же Фаворский (1962, Музей изобразительных искусств, Волгоград), создавал вокруг своих персонажей живописные «очаги красоты», погружая их в атмосферу творческого созерцания и вольного покоя.

По окончании в 1951 году института преподавал на кафедре рисунка МГХИ. В 1962 году был утвержден в звании доцента, в 1968 году – в звании профессора. С 1973 по 1981 год являлся заведующим кафедрой рисунка и композиции в Московском полиграфическом институте. В 1981 году прекратил преподавательскую деятельность и по настоящее время занимается творческой и общественной деятельностью.

Свою первую серьезную работу – большую фреску с 12-ю обнаженными фигурами – Жилинский создал в 1948 году, в период обучения в мастерской Н. М. Чернышева. После окончания института художник пишет масляными красками. Среди его наиболее значительных работ в тот период были портреты скульптора И. С. Ефимова (1954), скульптора А. Е. Зеленского с дочерью (1958), художника В. А. Фаворского (1962), картина «В метро» (1957, удостоена серебряной медали на Международном фестивале 1958 года) и последняя работа маслом – «В скульптурной мастерской» (1964).

С 1964 года в жизни художника начался новый этап творчества. Под влиянием искусства иконописи, итальянского и фламандского возрождения Жилинский начинает писать темперой по левкасу. Результатом становится серия живописных работ: «Семья у моря» (1964), «Гимнасты СССР» (1964–1965, отмечена серебряной медалью Академии художеств в 1976 году), триптих «На новых землях» (1967), «Под старой яблоней» (1969), два варианта портрета художника Н. М. Чернышева с семьей (1969), «Художник и модель» (1971), «Два художника» (1971), «Мальчик и горы» (1972), «Альтист» (1972), портрет художницы Е. Л. Коровай (1972), «Стихи» (1973), «Вечер на юге» (1973), «Зима на юге» (1974), «Воскресный день» (1974), «Желтый букет» (1975), «Татьяна Павлова с гитарой» (1975), «Белая лошадь» (1976), «Ожидание» (1977), портрет дипломата В. С. Слинова (1978), «Времена года» (1979), «Адам и Ева» (1979), «Молодая семья» (1980), двусторонний портрет Ирен и Петра Людвигов (1981), «Одна» (1983), «Правнук» (1983), портрет Тарасовых (1984), «Играет С. Т. Рихтер» (два варианта, 1984–1985), «1937-й» (1987), «Весна Художественного театра» (1988), портрет художницы Н. И. Жилинской (1991), «Распутье» (1995).

В 1993 году художник пишет маслом парный портрет скульпторов М. Романовской и П. Жилиса, а также серию больших парадных портретов Датского королевского двора: королеву Маргрету II, принцев, принцесс, гофмаршала (всего 9 портретов), а также портрет правнука императора Николая II Дмитрия Романовича Романова.

Среди последних по времени работ – картины «Вечная память художнику» и «Тайная вечеря», вновь написанные темперой; десять двухметровых портретов российских композиторов ХХ века для Дома музыки. В настоящее время работает над циклом картин на библейские темы.

Помимо перечисленных живописных работ Жилинским было создано большое число пейзажей, натюрмортов, эскизов, рисунков.

С 1954 года – член Союза художников. В 1970–1980-х годах – членом правления Союзов художников РСФСР и СССР. В 1979 году – член-корреспондент Академии художеств СССР, а в 1995 году – действительный член Российской академии художеств. В 1993 году избран действительным членом Российской академии образования. Курирует Московский государственный художественный академический институт имени В. И. Сурикова.

С 1965 по 1995 год состоял в редколлегии журнала «Творчество», а с 1990 года по настоящее время работает в редколлегии журнала «Юный художник». 


Живет и работает в Москве.