Диана Арбус

Карьера
Всего фильмов 0
Дата рождения 14 марта 1923
Дата смерти 26 июля 1971
Жанры

Она считается одной из величайших художниц ХХ века. Во всяком случае, ее работы навсегда изменили американское фотоискусство.

Приведенными выше словами открывается фильм «Мех» с в главной роли, который шел в США в ограниченном прокате, а в России его можно посмотреть на DVD. Узнать из этой картины, кто такая Арбус и чем она знаменита, достаточно сложно. Ведь сами создатели заявляют: «Персонажи и ситуации фильма изменены для того, чтобы лучше выразить испытания, выпавшие на ее пути». Иначе говоря, кинокартину с подзаголовком «Воображаемый портрет Дианы Арбус» можно понять лишь в том случае, когда прояснится портрет более-менее реальный. А он яснее проступает сквозь уже отпечатанные снимки и немногочисленные дневниковые записи художницы.

Камера как пропуск
«Почти невозможно просто так подойти к человеку и сказать: «Я бы хотела зайти к вам домой и послушать историю вашей жизни». На такую просьбу обычно отвечают: «Вы сумасшедшая». Люди постоянно пытаются себя оградить. Но фотокамера – это своего рода пропуск. Множество людей соглашаются разрушить ограду в обмен на особое внимание». Девушка из богатой нью-йоркской семьи меховщиков начала снимать в 1940-х годах. На первых порах она ассистировала супругу Аллану Арбусу (вышла замуж в 18 лет). Создавала рекламные проспекты, работала как стилист и технический помощник. Однако ее личные пристрастия шли вразрез с рекламой. Это было похоже на садистский вуайеризм – желание сорвать пристойные одежды, подойти к модели почти вплотную, так, чтобы самого охватил страх близости. Оставалось найти модель.

Позднее Арбус признавалась, что одним из ее первых снимков стал кадр с огромной серой собакой, приходившей к их загородному дому (кадр, впрочем, неудавшийся – впоследствии она не снимала животных). «Пес смотрел на меня почти мистически. Не приближался, не лаял, ни ластился. Просто смотрел сквозь меня. Не думаю, чтобы я ему нравилась».

В этой истории с собакой есть важный момент: одна из любимых книг Арбус – новелла Франца Кафки «Исследования одной собаки», где о собачьей жизни повествуется как раз с позиции пса. Согласно поговорке, невозможно влезть в чужую шкуру. Однако фотожурналист Арбус уже в первых снимках для журналов 1960-х нашла выход – она решила, что для начала надо перестать натягивать свою шкуру на других. Лишившись «шкурного интереса», художник становится более восприимчивым к реальности. К слову сказать, создатели «Меха» остроумно обыграли этот эпизод с собакой. Они придумали некоего соседа госпожи Арбус, открывающего ей правду жизни. Сам сосед весь с головы до ног покрыт собачьей шерстью (благо, не прыгает на четвереньках как ). Впрочем, тяга Дианы к «уродцам» – отдельный сюжет.

Фрики-аристократы
«Фрики – те, кого я часто снимаю. Они были одними из первых моих моделей и остаются ими поныне. Я обожала их. Некоторых люблю и по сей день. Не могу сказать, что они мои лучшие друзья, но с ними я испытываю особые чувства – смесь стыда и благоговения. Людей с физическими отклонениями многие воспринимают как сказочных героев, которые заставляют тебя остановиться и требуют ответа на неразрешимую загадку. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения – аристократы».

В принципе, эта дневниковая запись, которая чаще всего цитируется во всех жизнеописаниях Арбус, вполне объясняет ее тягу к трансвеститам и гермафродитам, карликам или, наоборот, гигантам, к близнецам и клоунам. К людям, исключенным из обыденности с ее нормами для простых смертных.

Живописность фриков – в физической уязвимости и духовной стойкости. Их притягательность для всех художников ХХ века – в природной перверсии: травмы и комплексы, скрытые внутри всех нас, вышли на поверхность, оказались выраженными, обрели измерение. В этом плане Диана Арбус – прямая наследница европейских королей, державших при себе шутов-уродцев, чтобы показать относительность монаршего блеска.

Маски и лица
Одно из самых любимых словечек Дианы – почти непереводимое «scrutiny»: «изучение», «внимательное всматривание», «испытующий взгляд». С помощью этого взгляда она препарировала обыденность в мистический триллер. Снимала будни и нехитрые американские праздники таким образом, что они превращались в дьявольские ритуалы. Схватывала в облике портретируемых такой момент, когда вдруг проступала, по ее выражению, их «особость» (довольно часто, заметим, слишком неприглядная).

Она оказалась первым фотографом, фланирующим в трещинах и разрывах людских душ. Когда облик расползается по швам. Эту трещину – между видимым и скрытым – любой человек пытается завуалировать. «Каждый из нас хочет выглядеть одним способом, а получается совсем другой. На улицах как раз и бросаются в глаза эти изъяны. Ведь весь наш облик – это знак того, как мы хотим, чтобы о нас думали. Но всегда имеется разрыв между желанием и реальностью. В этом заключена горькая ирония – то, что ты внутренне желаешь, никогда не проявляется в полной мере».

Проще говоря, мы надеваем маску, но она в глазах Арбус не скрывает, а, наоборот, выдает наши тайны. Иной заметит: «И зачем раскапывать то, что человек пытается скрыть?» Собственно, за это Диана Арбус себя неоднократно упрекала. Называла свою профессию жестокой, ненавидела себя за извращенный взгляд.

Впрочем, в отличие от многих своих последователей, использовавших камеру наподобие отмычки или кувалды для взламывания чужих тайн, наша героиня обладала одним выдающимся качеством: она умела ждать. Диана Немеров (ее девичья фамилия) вспоминала, что в силу застенчивости постоянно медлила с решительным действием и предпочитала просто отсиживаться в стороне. В итоге она открыла древнюю китайскую максиму – скука ожидания всегда переходит в очарование. Камере оставалось только запечатлеть то, что после долгого томления ей выносили на блюдце.

Мир – это галлюцинация
По-настоящему знаменитой Диана Арбус стала после смерти. На следующий год после ее самоубийства в 1971 году прогремела выставка ее работ в нью-йоркском Музее современного искусства. Затем была Венецианская биеннале, немыслимые тиражи фотоальбомов и тысячи исследований.

Каждый из критиков замечал, что Арбус привила американскому искусству столь мощную вакцину против фотоглянца и гламура, что она действует по сей день. «В своих работах Диана Арбус выявила суть повседневной жизни», – не устают повторять рецензенты, спустя более четверти века. Как следствие, произведения художницы сегодня занимают первые строчки аукционных продаж. В 2004 году снимок близнецов был продан за $478 тыс., возглавив перечень самых дорогих фотографий в мире. Архивом художницы сейчас владеет ее дочь Дун.

По некоторым данным, Арбус сняла и свое самоубийство – с принятием барбитурата и перерезанными венами в доме в Гринвич-Виллидж. Однако этих снимков пока не найдено.

Последние серии работ Дианы Арбус, на которых запечатлены обитатели психиатрических лечебниц, больше всего напоминают болезненные галлюцинации. Художник, срывающий маски с реальности, не застрахован от того, что с ужасом обнаружит под ними депрессию, безысходный порок и чистое сумасшествие.

Сергей Соловьев