Осень в Венеции выдалась урожайной по части искусства. Что ни дворец — то выставка, что ни театр — то премьера, остров Лидо был захвачен кинофестивалем. «ВД» побывал почти на всех событиях и составил список того, что еще можно и нужно увидеть в октябре—ноябре.

Шедевры архитектуры, кареты-оркестры, километровые фрески, русское палладианство и другие чудеса, которые осенью еще можно увидеть в Венеции. Билеты подешевели, туристы схлынули — срочно отправляемся на берега Лагуны.

Элементы архитектуры

Каждый год в Венеции проходит какой-то мировой смотр. В этом году слово за архитекторами. В принципе сегодня между художниками и архитекторами разницы почти нет. Они все занимаются проектированием и инсталляциями. Это доказывает и главная выставка биеннале — «Элементы», которую создал знаменитый американский архитектор Рем Колхас. Здесь история и теория в одном флаконе: можно увидеть, как за тысячи лет изменялись крыши домов, представление о лестнице, окнах и даже туалете. Ирония (в самом начале экспозиции идет нарезка из голливудских фильмов, где герои вступают в контакт с архитектурой) сочетается с деловым подходом (можно увидеть все немыслимые варианты фасадов, включая растительный). Интересно будет всем — от профессионалов до желающих совершить креативный ремонт.

До 23 ноября / Городские сады, павильон Италии


Искусство звука

Дворец Ка-Корнер-делла-Реджина на Гранд-канале уже не первый год — самое актуальное место Венеции. Фонд Прада устраивает здесь громкие выставки. Вплоть до ноября показывают музыкальные механизмы: шкатулки и шарманки, немыслимые лютни и трубы в виде змей, самоиграющие пианино и оркестрионы, то есть произведения художников, которые еще издают звуки. Из Эрмитажа, например, привезли карету-орган 1785 года — ее для матушки Екатерины Великой сделал гениальный умелец Егор Кузнецов. На этом чуде техники каталась по Павловску княжна Мария Федоровна, оживляя окрестности звуками менуэта. Периодически смотрители заводят один из механических аттракционов — радости посетителей нет предела.

До 3 ноября / Ка-Корнер-делла-Реджина / fondazioneprada.org


Михаил Рогинский. По ту сторону «Красной двери»

Недавно созданный русско-французский Фонд Михаила Рогинского (1931—2004) привез в Венецию картины из парижской мастерской художника. И произвел немалый фурор: один из мэтров андеграундного искусства, которого считают основателем «советского поп-арта», предстал многогранным живописцем. После того как в 1978 году художник эмигрировал во Францию, его искусство выпало из поля зрения московской тусовки. Теперь оно ворвалось свежим ветром в душную комнату. Изысканный дизайн выставки, три фильма, последние холсты с видами Москвы — Европа (а вместе с ней и российские гости) открыла классика ХХ века.

До конца октября / Палаццо-Ка’Фоскари


Год красоты Веронезе

Почему именно в этом году венецианцы и жители окрестных городов решили вспомнить одного из главных своих художников — большая загадка. Никакого юбилея у Паоло Веронезе сейчас нет. Но для прекрасного, как известно, повод не нужен. Виртуозный колорист, создатель многолюдных сцен, этот мастер позднего Ренессанса оставил километры росписей в церквях, дворцах и виллах. Каждая из веронезовских картин подобна симфонии в красках. В самой Венеции искусство художника насчитывает полтора десятка адресов. В эстафету со своими выставками включились также Верона, Падуя, Виченца.

Галерея Академии, Базилика Са́нти-Джова́нни э Па́оло, церковь Сан-Лука / discoververonese.com


Опера в Ла Фениче

Завороженные дворцами и каналами, гости Венеции забывают, что прибыли в музыкальную и театральную столицу Европы. И хотя по части классической музыки здесь постоянно предлагаются «Времена года» Вивальди в самом китчевом варианте, опера очень достойна внимания. Открытый в конце XVIII века театр Ла Фениче похож на драгоценную шкатулку. Если видите в афише «Травиату», смело берите билет — именно с этой оперы два года назад здание театра вновь открылось после реставрации. Впрочем, здесь любая постановка в плане музыки безупречна.

teatrolafenice.it


Русский Палладио

Самый изысканный венецианский архитектор XVI века, чьи виллы и храмы стали синонимом классики — Андреа Палладио. Однако выставка, недавно открывшаяся в Музее Коррер (прямо на знаменитой площади Сан-Марко), совсем не об Италии, а о России. О том, как со времен Екатерины II питерские и московские архитекторы строили изящные портики и возводили белоснежные колоннады. На берегах Венеции можно оценить прелесть русской усадьбы времен Пушкина и даже советские постройки в палладианском духе. Экспонаты из 25 музеев страны, размах колоссальный, успех немыслимый.

До 10 ноября / Музей Коррер / correr.visitmuve.it