Парма не входит в число обязательных маршрутов по Италии, и туристы сюда заглядывают редко. А зря! Именно сейчас здесь широко празднуется 200-летний юбилей Джузеппе Верди.

Этот небольшой итальянский город был основан еще в 183 году до н. э. У большинства людей Парма ассоциируется со знаменитым романом Стендаля, необыкновенными по красоте пармскими фиалками или с одноименным футбольным клубом. Любители гастрономических удовольствий вспомнят о легендарном сыре «пармезан» и пармской ветчине, а также о знаменитом вине ламбруско. На самом деле Парма — город музыки. Именно здесь творили композитор Джузеппе Верди и дирижер Артуро Тосканини.

Под звуки музыки

Удивительно, но великий итальянский композитор Верди официально родился во Франции. В то время крошечная деревушка Ле Ронколе была частью Первой Французской империи. Согласно местной легенде 10 октября 1813 года, когда праздновали день покровителя Ронколе святого Доннина и повсюду раздавалась музыка, ребенок появился на свет под звуки местного оркестра.

Дом, где родился Верди, прекрасно сохранился. В более чем скромной каменной постройке XIX века, помимо жилых комнат, располагались и загон для скота, и гостевые комнаты, и конюшня: отец держал постоялый двор. Во времена Верди эта деревня была важным пунктом на пути между Пармой и Миланом, так что постоялый двор приносил пусть и небольшой, но стабильный доход. Рядом с домом — церковь Святого Архангела Михаила, где крестили Джузеппе. Вам покажут запись о его рождении в церковной книге, а также орган, на котором маленький мальчик упражнялся под руководством деревенского органиста.

«Медведь» из Буссето

В десятилетнем возрасте Верди переехал для учебы в Буссето: на одаренного мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и страстный любитель музыки. Барецци играл на нескольких духовых инструментах, возглавлял местное Филармоническое общество и в своем доме устраивал концерты симфонического оркестра. А юный Верди переписывал ноты, делал обработки, разучивал партии со слепым альтистом, играл на барабане и вскоре начал писать марши и танцы. Игре на духовых его обучал Барецци, композиции — Франческо Провези, композитор, поэт, церковный органист и дирижер симфонического оркестра Буссето, а фортепиано Джузеппе овладел по самоучителю.

На центральной площади, которая носит имя композитора, установлен памятник Верди. Здесь же высится монументальное здание городской крепости. Сегодня здесь муниципалитет и Оперный театр имени Верди. Маленький, всего на 200 мест, он распахнул свои двери в 1868 году постановкой «Риголетто». В честь маэстро женщины пришли на премьеру в зеленых платьях, а мужчины — в зеленых галстуках (verde — значит «зеленый»). Сам композитор в этот театр никогда не заходил. Да и вообще, человеком он был замкнутым, за что и получил прозвище «медведь из Буссето».

Любознательным туристам советуем заглянуть в капеллу Троицы, где в 1836 году Джузеппе Верди обвенчался cо своей первой женой Маргеритой Барецци, и Национальный музей Верди, который расположен в доме, некогда принадлежавшем отцу Маргериты Антонио Барецци. Помимо писем Верди императрице Марии-Луизе, афиш к операм, личных вещей и записок композитора, здесь сохранился старинный рояль, на котором юный Джузеппе давал уроки игры на фортепиано своей будущей супруге.

В Буссето стоит посетить также Палаццо Орланди, построенное в стиле неоклассицизма архитектором Джузеппе Кавалли, где маэстро жил со своей второй супругой — оперной дивой Джузеппиной Стреппони. Здесь он, в частности, написал оперы «Луиза Миллер», «Стиффелио» и «Риголетто». Наконец, всего в получасе езды находится вилла Сант’Агата (Вилланова-на-Арде, Пьяченца), которую Верди приобрел в 1848 году. Для посетителей открыто южное крыло, где можно посмотреть апартаменты семьи и кабинет композитора. На территории виллы прекрасно сохранились сад и винодельня: чтобы попасть сюда, нужна предварительная запись (дом и прилегающая территория находятся в частном владении).

Прекрасная Парма

Уникальный барочный деревянный театр Фарнезе.

Парму можно назвать пешеходным городом: в центре общественный и личный транспорт под запретом. Здесь находится множество памятников романской архитектуры, старинных замков, один из старейших университетов Италии. Одно из самых впечатляющих сооружений — грандиозный барочный деревянный театр Фарнезе. Построенный в 1628 году, он разместился между первым и третьим этажами Палаццо-делла-Пилотта. Проект театра, прототипом которого послужил театр «Олимпико» в Виченце, создал выдающийся архитектор Джованни-Баттиста Алеотти. Огромный зал, который единовременно мог разместить 4000 зрителей, необычные многоплановые кулисы, изящные пилястры и колонны, старинные скульптуры и балюстрады — театр восхищает своей красотой и неповторимой атмосферой. В 1944 году во время бомбардировки он был разрушен и сейчас полностью восстановлен, правда, с нарушением акустики. По проекту театра Фарнезе были построены Большой драматический театр в Берлине, а также «Муниципальный аудиториум» в американском Сент-Луисе.

Палаццо-делла-Пилотта — превосходный образец ренессансной дворцовой архитектуры — был возведен во время правления герцога Фарнезе. Причудливая планировка сооружения напоминает хитрый лабиринт из комнат, переходов, внутренних двориков. Свое название дворец получил в честь баскской игры «пелота». Этой старинной забаве пармская знать предавалась в специальном дворике резиденции. Во дворце Пилотта герцог Фарнезе устроил нечто вроде культурного центра: здесь располагались частная коллекция картин, библиотека и театр. Сейчас в залах дворца открыты Археологический музей и Национальная галерея. В первом можно увидеть коллекции монет и артефакты из древнеримских раскопок, а во второй — работы Пармиджанино, Тинторетто и Леонардо да Винчи.

На Пьяцца дель Дуомо находятся главный собор города, Баптистерий и Епископский дворец. Кафедральный собор — чудесный образец падуанского романского стиля — был построен на месте языческого храма еще в IV или V веке, однако был уничтожен сильнейшим пожаром. Нынешнее здание собора было возведено в 1074 году, и до сих пор на его стенах и на фасаде баптистерия сохранились барельефы византийской эпохи. Главное сокровище внутри собора — потрясающая фреска Антонио да Корреджо «Вознесение Девы Марии», которая занимает весь центральный купол храма. Сохранилось в соборе и несколько скульптур работы Бенедетто Ангелами, а в подземном помещении можно увидеть раннехристианские мозаики IV–V веков. Пармский Баптистерий (XII век) — символ города. За свою долгую историю он подвергался многочисленным переделкам, нетронутой осталась лишь его восьмиугольная форма. При строительстве использовался мрамор с романтическим названием «Веронская роза»: его поверхность меняет свой цвет в зависимости от освещения. Внутри Баптистерий также богато украшен: на нижних ярусах — резьба по камню и барельефы со знаками Зодиака, выше — фрески на библейские темы. В центральной части — купель XIII века. Лучшим архитектурным образцом эпохи Возрождения считается церковь Сан-Джованни Еванджелиста, фасады и залы которой покрыты росписью Корреджо и Пармиджанино XV века. Кстати, аптека на территории аббатства работает с 1201 года. До недавнего времени ею управляло семейство потомственных фармацевтов Гардони, но теперь ее выкупило государство и устроило тематический музей.

Скульптуры колумбийца Фернандо Ботеро на улицах Пармы поражают воображение.

Одна из главных музыкальных сцен города — городской театр Реджио, или Королевский оперный театр Пармы. Многие певцы считают, что иметь успех в «Парме», значительно труднее, чем даже в легендарной Ла Скала. Интересно, что вначале театр назывался Teatro Ducale, то есть Герцогский театр. Он был сооружен по желанию Герцогини Пармской Марии-Луизы (проект архитектора Никола Беттоли) в 1821 году, на месте бывшего монастыря Святого Алессандро. Торжественное открытие нового театра состоялось в 1829-м оперой Беллини «Заира». Вся история этого оперного дворца тесно связана с именами Верди и Тосканини, уроженца Пармы. Начиная с 2004 года, в театре ежегодно проводится фестиваль Верди, хотя при жизни Верди Парма недолюбливала композитора (вероятно, с подачи Марии-Луизы) и зачастую отказывала ему в постановках на этой сцене. Зато после смерти маэстро был создан мемориал Верди (архитектор Ламберто Кюзани), он находится в саду перед дворцом Пилотта. В память о богатых театральных традициях в Парме открыт Музей музыки. Тут хранятся и письма Верди, и портреты солистов; гостям демонстрируют макеты декораций, театральные машины, воспроизводившие звуки дождя и грома, старинные музыкальные инструменты и оригинальные афиши спектаклей. Еще одно обязательное место для любителей классической музыки — дом-музей выдающегося дирижера Артуро Тосканини, где сохранилась вся прижизненная обстановка.

Редакция благодарит Организационный комитет Года туризма Италии в России 2013–2014 и лично Дарью Клименко за организацию поездки.


Парма, Италия

  • Авиаперелет — 3 часа;
  • Разница во времени: - 3 часа;
  • Оформление визы: от 5 рабочих дней;
  • Стоимость: ночь в отеле 3* — от 60 на двоих;
  • Валюта: евро (EUR), 1€ = 43,8 руб.

Что еще посмотреть

Монастырь Парадинья (Certosa di Paradigna, его еще называют Аббатство Вальсерена) в 7 км к северу от Пармы, предполагаемый прототип Пармской обители, описанной в романе Стендаля.


Что попробовать

В Парме находится Академия Барилла — самая престижная кулинарная школа в Италии. После обучения (300€ в день) выдается сертификат.


Виза

В рамках Года туризма Италии в России для получения бесплатной визы вместе со стандартными документами и заявлением нужно предоставить билет на одно из планируемых культурных мероприятий (см. ru.italiagodturisma.com).


Как добраться

Самолетом до Болоньи, далее по железной дороге до Пармы. Время в пути — 1 час (поезда ходят каждые 20 минут), стоимость билета — 5€.