Венеция

Посмотреть на чужую страну глазами ее главных художников можно не только в музеях. Отправиться в места, куда когда-то живописцы выезжали на пленэр, — один из варианто­в отличного п­утешествия.

Италия Тициана

Титан эпохи Возрождения Тициан Вечеллио прожил долгую жизнь, заслужил титул первого художника Венеции, создал немало монументальных полотен и, по легенде, даже умер с кистью в руке...

Александр Бенуа писал: «В венецианской живописи XVI века впервые появляется пейзаж как нечто самоценное. Тициан, воплотивший с небывалой яркостью все идеалы венецианцев, создал именно в пейзаже нечто особенно прекрасное. Принято даже видеть в нем отца «современного», то есть самоценного пейзажа». По мнению Бенуа, именно Тициан «дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее».

Недавно в Италии (в рамках перекрестного российско-итальянского Года туризма, который стартует в сентябре) был придуман проект «Земля Тициана». Для туристов разрабатываются культурно-познавательные маршруты по местам, где работал великий живописец и где теперь выставлены его произведения. Венеция, Рим, Феррара, Мантуя, Падуя — вот эти большие и маленькие города, и они ждут поклонников Тициана. 31 июля начал работу сайт Года туризма, где в помощь туристам выложены специальный буклет и карта с обозначенными достопримечательностями (см. www.ambmosca.esteri.it).

Прованс Ван Гога

Лавандовые поля Прованса. Источник фото: архив журнала

«Природа здесь невыразимо прекрасна», — так писал из Прованса Винсент Ван Гог своему брату Тео и сообщал, что каждый день уходит в поля и рисует по-иному.

«Старая мельница», «Поле пшеницы под грозовым небом», «Сеятель на закате солнца», «Оливковые деревья с желтым небом и солнцем», «Поле маков», «Красные виноградники в Арле» (эту картину, кстати, можно увидеть в Пушкинском музее) — эти яркие портреты Прованса выполнены трепетной кистью Ван Гога за неполные два года. И везде, как писал сам художник, «прозрачный воздух и радостные цвета».

Виноградники, оливковые рощи, фруктовые сады, стога сена, уходящие за горизонт поля лаванды и пшеницы, — все это оказалось запечатлено на его полотнах. А еще — городские улочки, отели и кафе. Даже сегодня, спустя много лет, его полотна могут служить путеводителями по Провансу. Посещение увековеченных Ван Гогом мест входит в обязательную программу тех, кто приезжает в его любимый Арль. Например, находящийся на окраине города мост Ланглуа или другой деревянный мост, что находится в 35 км, теперь он так и называется — Pont Van Gogh.

Норвегия Мунка

Осло-фьорд

Отмечать 150-летие Эдварда Мунка норвежцы начали еще в прошлом году, хотя все основные мероприятия проходят, конечно же, сейчас. И главная акция — самая масштабная в истории выставка работ одного из отцов экспрессионизма, открытая в Осло в июне. Ранние работы (он начинал как пейзажист, заслужил репутацию северного символиста) выставлены в Национальной галерее (nasjonalmuseet.no), а то, что было сделано художником за последние четыре десятилетия, — в Музее Мунка (munch.museum.no). Там же демонстрируется его знаменитый «Крик», одна из самых трагических и пронзительных картин в истории живописи.

Эксперты утверждают, что в фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Более того, первое название шедевра — «Крик природы».

В своем дневнике Мунк рассказал, что дало толчок его вдохновению: «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу…»

Каталония Дали

Замок Гала в Пуболе

Когда Сальвадор Дали заявил, что хотел бы создать собственный музей в разрушенном театре своего родного городка Фигерас, многие горожане отнеслись к этому скептически: знаменитый земляк был для них экстравагантным безумцем. Но Дали, утверждавший, что он «художник в высшей степени театральный», знал, что делает, и клоуна из себя разыгрывал только в качестве хобби. Дали хотел, чтобы его музей-театр стал полной противоположностью всем существующим музеям художников — этим чистеньким и упорядоченным, лишенным фантазии.

Музей Дали (salvador-dali.org) был открыт 23 сентября 1974 года и со временем стал настоящим магнитом для туристов. По воспоминаниям Аманды Лир, подруги художника, на торжественной церемонии мэтр разоделся в пух и прах, а толпа жаждущих посмотреть, что же он придумал, устроила страшную давку…

Чтобы понять Дали и его родную Каталонию (а он всегда поправлял, если его называли испанцем: «Я — не испанец, я — каталонец!»), нужно побывать по крайней мере в четырех местах. Кроме Фигераса, это еще и Барселона, и рыбацкая бухта Порт-Льигате, где почти сорок лет он жил со своей женой и музой Галой, и Пуболе — в этой деревушке находится средневековый замок, который х­удожник подарил своей супруге.

Австрия Климта

Озеро Аттерзее

«Тихий пруд», «Березовый лес», «Подсолнухи в деревенском саду», «Поле маков», «Высокие тополя» — названия этих полотен Густава Климта широкой публике известны не так хорошо, как «Поцелуй» или «Золотая Адель». Но тем не менее один из главных австрийских живописцев считался мастером орнаментально-красочных пейзажей, и в его наследии они занимают видное место. Климт обратился к этому жанру в 1900 году, начав работать в реалистической манере, его будущие монументальные пейзажи — симбиоз символизма и импрессионизма, их сравнивают с гобеленами.

Немало пейзажей он создал на берегах самого большого австрийского озера — Аттерзее. К примеру, не раз писал замок Каммер и его окрестности. Внимание художника к этому месту, где он отдыхал каждое лето, неслучайно — на озерном берегу на вилле Паулик жила его возлюбленная и муза, Эмилия Флёге, «дева озера А­ттерзее». Сейчас на вилле расположен отель (см. attersee.at), который притягивает любителей творчества Климта и… лав-стори.

Лазурный берег Пикассо

Антиб

На юге Франции, в разных его местах, Пабло Пикассо провел без малого тридцать лет, постоянно испытывая joie de vivre — «радость жизни». Чаще всего с его именем ассоциируется жемчужина Лазурного Берега — городок Антиб, где расположен музей знаменитого художника.

В 1946 году 65-летний Пикассо искал место под мастерскую. Власти Антиба предложили ему целый замок — шато Гримальди. Художник приглашение принял и переехал в историческое здание на площади Марьежоля. На вид это была настоящая феодальная крепость. Замок успел побывать не только жилищем аристократического семейства Гримальди, но и резиденцией епископа, казармой, госпиталем, скромным археологическим музеем...

Те несколько месяцев, что Пикассо провел в шато (он съехал оттуда лишь потому, что замок не отапливался), отмечены невероятно интенсивной работой. Все плоды своего труда — 23 картины и четыре десятка рисунков — художник подарил Антибу. Позднее к ним прибавились его скульптуры, керамика, литографии. Сейчас все это можно увидеть в музее (см. antibes-juanlespins.com).