Сезон речных круизов в наших широтах открывается в мае. К этому времени судоходные компании обновляют суда, готовят премьеры маршрутов, придумывают новые развлекательные программы на борту. «Ваш досуг» решил выяснить, чем будут удивлять любителей отдыха на воде в этом году.

Куда отправиться по первой воде


Старинный Углич всегда рад гостям.

Сезон традиционно открывают маршруты выходного дня: в Углич, Мышкин, Плес, Ярославль, Тверь, Рязань, Константиново, Рыбинск. И это вполне понятно — погода в мае еще неустойчивая, планировать длительный отдых на воде сложно. А провести пару дней в дали от городского шума и суеты — это как раз то что надо. Все подобные путешествия рассчитаны на 3–4 дня, в тур включены пешеходные экскурсии (как правило, 1–2) в городах на маршруте, одна «зеленая стоянка» с пикником, возможны вариации с фольклорной программой или дегустацией в каком-нибудь местном музее. Цена путевок в такой круиз начинается от 6500 р. Раскупаются они очень быстро, поэтому если вас интересуют какие-то конкретные выходные, стоит позаботиться об этом заблаговременно.

Какой маршрут популярнее?


Закат на тихой реке — поэзия русской равнины.

Надо сказать, что непопулярных круизов просто нет. Спросом пользуются абсолютно все направления: и новые, и сохранившиеся с советских времен. Однако есть среди них признанные фавориты, которые, кстати, могут меняться от года к году. Последние несколько сезонов особый интерес вызывают «Московская кругосветка» (поездка по городам Золотого кольца, продолжительность — от 8 до 11 дней, стоимость — от 29 900 р.), «Маршрут пяти рек» (путешествие от Москвы до Уфы по рекам Москва, Ока, Волга, Кама, Белая, продолжительность — 15–18 дней, стоимость — от 37 000 р.), «Жемчужины русского Севера» (Кижи — Валаам — Соловки, продолжительность — от 8–14 дней, стоимость — 29 900 р.). Эти круизы проходят в течение всего сезона, при этом в разных компаниях программа может варьироваться: например, могут предлагаться разные стоянки на маршруте, организовываться дополнительные автобусные экскурсии в монастыри или усадьбы, расположенные неподалеку от основных городов. Но в любом случае, программа всех этих круизов насыщенная и адресована подготовленным и активным туристам. Если вы себя к таковым не относите, лучше поискать что-то более спокойное. Подобные предложения в последнее время стали появляться — упор в них делается не на количество увиденных достопримечательностей, а на размеренный и спокойный отдых на воде.


Что может быть лучше, чем увидеть Кижи с воздуха? Полюбоваться на них с воды.

Премьера нового сезона — серия круизов «Реки и притоки». Как понятно из названия, маршруты этих туров проходят не только по основным рекам европейской части страны, но и по их притокам, то есть по столь модной сейчас российской глубинке. Они рассчитаны на бывалых путешественников, которые хотят увидеть на своих любимых «трассах» что-то новое, а скорее — незаслуженно забытое старое. Ведь все эти места раньше были на карте водных круизов, но постепенно, с увеличением числа больших туристических судов стали использоваться реже, а потом и вовсе остались в стороне. Сейчас в подобные туры можно отправиться только на двухпалубном теплоходе с небольшой осадкой. Поэтому такие круизы проходят нечасто — всего несколько раз за сезон. Еще одна особенность, которую необходимо иметь в виду, — это односторонние круизы, то есть до места отправления или от места прибытия еще нужно добираться. Для тех, кого подобные сложности не останавливают, предлагается несколько вариаций на «провинциальную» тему.

Собрание заблуждений


Иначе, чем по воде, на легендарные Соловки не доберешься.

Те, кто хоть раз побывал в круизе, как правило, возвращаются к этому виду отдыха снова и снова. Однако есть люди, которые вообще не рассматривают подобные формы организации досуга. Почему? Причиной всему некоторые ошибочные представления, которые сейчас мы постараемся развеять.

Качка. Многие не хотят отправляться в речной круиз, опасаясь качки и ее последствия — морской болезни. Первое правило, позволяющее максимально обезопасить себя, — выбирайте каюты на средних палубах теплохода. Сильнее всего качка чувствуется на верхней палубе, а на нижней и в трюме может донимать вибрация. Также надо учитывать, что чем теплоход больше, тем меньше его «качает». На самом деле все не так страшно, ведь в европейской части России можно выделить лишь несколько мест, где может быть серьезное волнение: Ладожское и Онежское озера, Рыбинское и Куйбышевское водохранилища. Но путевой «километраж» по этим водоемам очень мал в сравнении с общей протяженностью маршрутов, исключение составляют только круизы Валаам — Кижи, которые большей частью проходят по неспокойным озерам. Кроме того, надо иметь в виду, что наибольшее количество штормов приходится на осень и весну.

Однообразие. Еще одна причина отказа от путешествий по воде, особенно длительных — боязнь скуки во время перемещения между стоянками на маршруте. Это в корне неверно: на борту теплохода жизнь бьет ключом с утра и до вечера. Конкурсы, викторины, киносеансы, дискотеки, детская анимация, капитанский ужин или обед — это минимальный набор развлечений, который есть во всех, даже самых коротких турах. На дальних маршрутах обычно устраивают День Нептуна, многодневные турниры по самым разным дисциплинам — от шашек до бальных танцев, регулярные фитнес-часы, приглашают концертные бригады. Помимо этого, на любом теплоходе есть пункт проката, где можно за небольшую плату арендовать бинокль, шахматы, книги и многие другие вещи, помогающие скрасить досуг. Наконец, на протяжении всего маршрута работает судовое радио, по которому передают концерты и радиоспектакли, как детские, так и взрослые. Хотя, конечно, чаще извещают о времени стоянок теплохода, расписании посещения ресторанов, анонсируют развлекательные программы на борту судна.

Для тех, кто предпочитает созерцательный отдых, на верхней палубе любого судна предусмотрен солярий, оборудованный лежаками, где можно принимать солнечные ванны и наслаждаться тишиной. Кстати, загорать на воде можно не только в разгар лета, но и весной.

Отсутствие выбора в еде. Этот пункт многим кажется и вовсе непреодолимым, ведь никаких альтернативных пунктов питания на борту нет, а на стоянках время, как правило, расписано очень жестко. Но волноваться не стоит. Во-первых, качество питания на речных круизных судах было отличным даже в советские времена и осталось таким и теперь. Особенно хорошо кормят на четырехпалубных теплоходах: здесь ресторанов, как правило, несколько, плюс два-три бара, есть собственные мясной и кондитерские цеха. Во-вторых, на большинстве теплоходов существует заказная система обслуживания, то есть каждый день приносят меню, в котором перечислены варианты блюд на завтрак, обед и ужин следующего дня. Обычно предлагается 2–3 варианта каждого блюда. В последнее время многие круизы предлагают на завтрак шведский стол. Большинство круизных компаний включает питание в ресторане в стоимость путевки. Есть варианты, когда можно оплатить просто трехразовое питание, а можно выбрать «все включено» (с напитками и закусками из баров). Впрочем, встречаются туры и вовсе без питания, но в последнее время все реже и реже. Кстати, такие путевки продаются только на двух- и трехпалубные теплоходы.


Круизы

Круиз «Притоки»
Москва-река, Ока, Волга, Кама, малые притоки Суры, Ветлуги и Вятки. Продолжительность — 12 дней, стоимость — от 26 000 р.

Круиз «Малые города Прикамья и Поволжья»
Стоянки в таких малоизвестных городках, как Хвалынск, Балаково, Сенгилей, Сызрань, Козловка, Мариинский Посад, Макарьев. Продолжительность — 15 дней, стоимость — от 27 700 р.

Круиз «Волжская провинция»
Юрьевец — Макарьев — Свияжск — Казань — Мариинский Посад — Городец — Чкаловск — Рыбинск. Продолжительность — 15 дней, стоимость — от 29 000 р.


Где купить

  • www.rpk-tours.ru
  • www.rivercruise.ru
  • www.vip-tours.ru