Центр Владимира Высоцкого
Музей, художественная галерея, библиотека.
ГКЦМ В.С.Высоцкого — научно-исследовательский и культурный центр, занимающийся сбором и хранением источников, отражающих жизнь и творчество В.С.Высоцкого, эпоху, в которую он жил. При музее работает постоянная экспозиция и галерея «Сэм Брук». Есть театрально-концертный зал и библиотека, книжная лавка.
Отзывы о «Центр Владимира Высоцкого»
Ещё 16 отзывовПроходят гастроли петербургского театра Vertumn в Москве в доме Высоцкого.
Сначала смотрели их спектакль «Воин и дева». История знакомства и брака А. Ахматовой и Н. Гумилёва, названная по строчке из стиха Ахматовой.
Времена легендарные. Декорации — пара стульев. Состав — два актера.
Иногда читаются стихи. И конечно, трудно было обойтись без гумилевского «Жирафа». Решение его подачи считаю очень удачным. Играет музыка из революционных песен, сначала тише, потом всё громче, и актер в образе Гумилева читает стихотворение также всё громче, соперничая с оркестром.
Спектакль совершенно гипнотический, хорошо это или плохо.
Моя спутница сказала, что больше не пойдет в театр, так как лучше ничего уже не увидит. Не знаю, почему оказалась такая экзальтированная особа.
Я же, скорее, удивился, что на таком специфическом спектакле был полный зал. Москва всё еще культурная столица, как представляется.
Спектакль петербургского театра Vertumn «Бродский. Пилигрим» снова показали в Москве. Это спектакль по поэзии Бродского под аккомпанемент живого джаза, который в нашем городе показывают редко.
Когда-то не помню в каком году артист Михаил Козаков читал Бродского под музыку джазмена Игоря Бутмана. Здесь использована аналогичная идея. Только еще добавлен видеоряд. А читают стихи Елена Бедрак и Михаил Каргапольцев. Кроме поэзии использованы документальные тексты: стенограмма суда над Бродским и его интервью в одном из нью-йоркских ресторанов о том, как КГБ заставило его уехать из родной страны. К моему сожалению, все документы и все стихотворения были мне ранее известны, а хотелось бы хоть немного редкостей.
Музыка, специально написанная для этого спектакля, к счастью оказалась деликатной. Из инструментов: клавишные, контрабас и барабаны (саксофона не было). Другое дело, что стихи «Прощай, позабудь и не обессудь. А письма сожги, как мост» или «Мне говорят, что надо уезжать, да-да, благодарю я собираюсь…» джазовой музыкой адекватно выразить нельзя, тут даже бардовская песня уместнее.
В общем зрелище дает некоторый литературно-музыкальный экстракт, очень концентрированный. А красота такого спектакля в глазах смотрящего. В глазах моей спутницы однажды я даже увидел слезы.
Завершает же спектакль фонограмма самого Бродского, и вот как раз это стихотворение я никогда не читал и не слышал.
Каким должен быть театр?
Лучше так: каким бывает театр?
Мне доводилось видеть очень красивые постановки, когда сидишь с "открытым ртом" и взираешь на всё это великолепие, удивляешься мудро выдуманным режиссером спецэффектам. А выходишь с пустотой в сердце...
А случалось, что на совершенно пустой сцене актёры расскажут так историю, что перевернут всё нутро. Ибо "душа с душою говорит"...
Именно такой спектакль я посмотрела на днях. В театральном зале Музея В.С. Высоцкого Петербургский негосударственный театр Vertumn рассказывал историю отношений Анны Ахматовой и Николая Гумилёва.
"ВОИН И ДЕВА". Это название спектакля, позаимствованное из стихотворения А. Ахматовой:
"Тот август, как жёлтое пламя,
Пробившееся сквозь дым,
Тот август поднялся над нами,
Как огненный серафим.
И в город печали и гнева
Из тихой Карельской земли
Мы двое — воин и дева —
Студёным утром вошли..."
Оно было написано в 1915 году и описывает события 1914 года, когда Николай Гумилёв, супруг Анны Ахматовой, уходил на *****:
"И серые пушки гремели
На Троицком гулком мосту,
А липы ещё зеленели
В таинственном Летнем саду..."
Немало исторических событий пришлось на судьбы поэтов Серебряного века: *****, революции, репрессии. Конечно, на жизни наших героев не могли не отразиться все эти страшные события, НО ... Причина их нелёгкой семейной жизни, как мне показалось, таилась в более личном!
Кем был Николай Гумилёв? Воином или завоевателем? Любил он Анну Ахматову или завоёвывал? Именно эти вопросы я задавала себе после спектакля и убеждалась, что слишком романтизировала их союз ранее.
"В этом мире меня интересует только то, что имеет отношение к Вам", - так говорил Николай, добиваясь руки Анны. А делал он это на протяжении 7 лет и все эти годы получал отказ.
Невозможно читать стихи, оторванные от происходящих с автором в момент их написания событий. Так, в 1907 году, будучи влюблённым в юную Анну Ахматову, но ещё не добившись взаимности, Николай Гумилёв писал:
"Царица — иль, может быть, только печальный ребенок, —
Она наклонялась над сонно-вздыхающим морем,
И стан ее стройный и гибкий казался так тонок,
Он тайно стремился навстречу серебряным зорям..."
А вот что пишет Анна Ахматова в 1911 году, через год после свадьбы с Николаем Гумилёвым:
"Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь — уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
Не целуй меня, усталую, —
Смерть придёт поцеловать..."
Их семейная жизнь продлилась 8 лет...
Возвращаясь к постановке, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что спектакль "Воин и дева" из тех, где на сцене в качестве декораций два стула. А всю историю любви или нелюбви, это каждый решит для себя сам, рассказывают два актёра: Женя Анисимов и Ангелина Селезнёва. Рассказывают словами, стихами и пластикой. Для себя я охарактеризовала его тремя эпитетами: волшебный, прекрасный и трепетный! Спасибо огромное режиссеру Елене Бедрак, Жене и Ангелине за глубину и за их талант!
Vertumn довольно часто приезжает на гастроли в Москву, обязательно посмотрите их постановки, вы не пожалеете!
"Воин и дева" 11 июля и 24 сентября снова в Музее Высоцкого!
А я себе загадываю "Бродский. Пилигрим", его привозят в сентябре и в ноябре! Пусть сложится у меня и у вас! 🙂
В холодный вечер понедельника на сцене Дома Высоцкого произошла моя встреча с легендарными поэтами Серебряного века, супругами Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой в спектакле "Воин и Дева" Петербургского негосударственного театра Vertumn, приехавшего на гастроли.
На сцене два актера, из декораций только два стула. Повествование ведется от третьего лица и чередуется с монологами и декламацией прекрасных стихов главных героев.
И вот мы наблюдаем историю знакомства,
развитие любовной истории от восхищения и многочисленных предложений "руки и сердца" Анне, которая просто позволяла себя любить, их встреч и путешествий
до брака, рождения сына, периода охлаждения, измен и трагической гибели Гумилева.
Плодом этих жизненных перепетий и эмоций стали бессмертные поэтические сборники - «Чужое небо», «Вечер», «Жемчуга» и великий русский ученый Лев Гумилев.
Артисты прожили целую жи3нь за эти 1,15 и вовлекли нас в пучину личных переживаний и событий. Помимо великолепной актерской игры, хочется отметить прекрасную пластику, мимику, хореографию и взаимодействие на сцене героев.
Для меня особенно точное попадание в образ Ангелины Селезневой: высокая, тоненькая, бледная, несломленная Анна. Спасибо за прикосновение к жизни и творчеству этих великих поэтов поэзии Серебряного века.
В холодный вечер понедельника на сцене Дома Высоцкого произошла моя встреча с легендарными поэтами Серебряного века, супругами Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой в спектакле "Воин и Дева" Петербургского негосударственного театра Vertumn, приехавшего на гастроли.
На сцене два актера, из декораций только два стула. Повествование ведется от третьего лица и чередуется с монологами и декламацией прекрасных стихов главных героев.
И вот мы наблюдаем историю знакомства,
развитие любовной истории от восхищения и многочисленных предложений "руки и сердца" Анне, которая просто позволяла себя любить, их встреч и путешествий
до брака, рождения сына, периода охлаждения, измен и трагической гибели Гумилева.
Плодом этих жизненных перепетий и эмоций стали бессмертные поэтические сборники - «Чужое небо», «Вечер», «Жемчуга» и великий русский ученый Лев Гумилев.
Артисты прожили целую жи3нь за эти 1,15 и вовлекли нас в пучину личных переживаний и событий. Помимо великолепной актерской игры, хочется отметить прекрасную пластику, мимику, хореографию и взаимодействие на сцене героев.
Для меня особенно точное попадание в образ Ангелины Селезневой: высокая, тоненькая, бледная, несломленная Анна. Спасибо за прикосновение к жизни и творчеству этих великих поэтов поэзии Серебряного века.
Когда в Москве сплошь и рядом ставят одни и те же пьесы, начинаешь уставать от однообразия на сценах. Хочется увидеть что-то оригинальное и необычное. И такое есть – спектакль петербургского театра Vertumn под названием «Воин и дева». Эту постановку я несколько раз пыталась «поймать» в Москве, но все как-то не складывалось с датами. И вот наконец-то звезды сошлись, театр снова приехал в столицу, и я поспешила в Дом-музей Высоцкого, на сцене которого происходило действо.
Этот спектакль - большая творческая удача режиссера Елены Бедрак. Она трепетно передала историю непростых взаимоотношений двух видных поэтов Серебряного века - Николая Гумилева и Анны Ахматовой, на основе их дневников, воспоминаний, литературного наследия.
Была ли любовь у этих людей? Способны ли были они вообще на такое глубокое чувство? И что вкладывал в это понятие каждый из них? Я знала их историю еще со времен учебы на филфаке. Анализировала жизнь Ахматовой, ее материнство, отношения с многочисленными возлюбленными. Жалела бедного «Лёвушку Гумилёвушку», ибо этот ребенок не был нужен ни отцу, ни матери. Восхищалась бабушкой - Анной Ивановной Гумилевой, самоотверженно посвятившей свою жизнь внуку. Наслаждалась стихами двух поэтов, которые – увы! - не смогли смотреть в одном направлении. Ибо каждый из них обладал чрезвычайно сильной харизмой и не был способен на жертвенность ради другого.
В постановке потрясающе показан пульсирующий нерв этих мучительных отношений. Полное отсутствие декораций позволило сконцентрироваться на актерской игре. Чувствовалось, что Евгений Анисимов и Ангелина Селезнева буквально пропустили через себя своих героев. Удивительно, артисты даже внешне довольно похожи на Гумилева и Ахматову! Спектакль вместил в себя множество пластики, мимики, жестов, стихов и музыки. А еще - свет, как полноценный участник событий: то нерешительно-робкий, то пронзительно-жесткий. Великолепные в своей простоте костюмы! И этот символичный воротничок платья Анны Андреевны – то белый, то черный, в зависимости от исторического и личного контекста. В этом спектакле ничего лишнего, и все имеет смысл!
По словам Елены Бедрак, с Ахматовой у нее давняя связь, ещё с периода учебы в театральной академии в Петербурге. И поэтому было важным рассказать историю живых людей в своем спектакле.
Искренне рекомендую спектакль к просмотру!
БРОДСКИЙ. ПИЛИГРИМ. Театр VERTUMN в Центре Высоцкого
Как невозможно в одну и ту же реку войти дважды, так и невозможно дважды увидеть один и тот же спектакль. Театр похож на живой поток - можно сидеть на берегу и смотреть как мимо проплывают сцены, а можно окунуться в действие, погрузиться в звуки, интонации и слова. Первый способ более безопасен, но тогда мимо пронесутся тончайшие ощущения, недоступными станут единение и безграничный восторг. Особенно важно погружение в музыку и не менее важно в поэзию. А когда вы приходите на литературно джазовый спектакль, то сидеть на бережке абсолютно бессмысленно - надо бросаться в пучину с головой.
Ах, какое прекрасное название выбрали для своего детища создатели театра VERTUMN, выбрали имя языческого божества, бога перемен, будь то времена года, течение рек, настроения людей или созревание плодов. Спектакли петербургского театра VERTUMN нельзя смотреть с холодным носом, оценивая действие трезвым умом стороннего обозревателя. Зато их можно смотреть множество раз и повторения не будет.
На сцене Театрального зала Музея Владимира Высоцкого два актера и три музыканта, поэзия Иосифа Бродского и джазовые вариации. Раньше я не задумывалась, на сколько поэмам Бродского присущ джазовый характер. В его строках слышатся синкопы, смещение фраз, секвенции и модуляции, придающие мелодической линии упругость и пластичность, вносящие джазовый дух и создающие динамичную атмосферу, которой славится джазовая музыка.
На сцене Театрального зала Музея Владимира Высоцкого на Таганке петербургский театр VERTUMN показывает спектакль "Бродский. Пилигрим", который поставила Елена Бедрак - факты биографии, музыка, слово и видеоряд на заднике. Картины Рене Магритта сменяются космическими далями, добавляя дополнительное измерение спектаклю.
Елена Бедрак и Михаил Каргапольцев читают поэзию Бродского, Юрий Бедрак (клавишные), Антон Нетёсов (контрабас) и Дмитрий Сабуров (барабаны) играют музыку Юрия Бедрака, написанную для этого спектакля.
Не знаю у кого как, а у меня погружение в стихию спектакля оказалось полным. Знакомые строки ложились на музыку, достигая абсолютного совершенства, слияния звуков и смыслов. Возникало ощущение полета над бездонной поэтической бездной. Поэзия выплескивалась из предначертанных для нее берегов в театральный зал, превращая зрителей в сообщников.
Спектакль можно рекомендовать поклонникам джаза для вхождения в поэтику Бродского и поклонникам поэзии Бродского для знакомства с джазовой музыкой. А если вы уже любите и то, и другое, то можете просто восхищаться переплетением поэзии и джаза.
Посмотрела спектакль "Незнакомый господин Чехов" от Товарищества артистов МХАТ в Театрально-концертном зале Дома Высоцкого. Отлично провела время. Зал маленький и уютный. Такое впечатление, что актеры играют лично для тебя. Игра была прекрасная. Настоящие артисты помогли прочувствовать чеховское время и "рассмотреть Чехова с разных сторон" посредством его рассказов.
Посмотрели в доме Высокого спектакль "Воин и дева" петербургского театра Вертумн и надо признать, что это шедевр, в течение полутора часов два актёра на сцене без каких-либо декораций кроме пары стульев рассказывают нам две жизни Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. У актеров богатая палитра мастерства: помимо текста используются пластика и мимика. Как результат - представление, от которого сложно оторвать взгляд: вот мы видим Ахматову молодой девочкой еще в гимназии, где ее настигает юношеская любовь Гумилева, причем с её стороны и почти полное отсутствие интереса. Гумилев добивался её много лет, делал бесконечные предложения и вот наконец Ахматова становится женой Гумилёва. Судьба этой пары очень непростая возможно одна из самых трагических в России: через три года после свадьбы по ложному доносу Николая расстреливают, Ахматова остается с единственным сыном Лёвушкой, которого четыре раза арестовывают, и он проводит в лагерях долгие пятнадцать лет.
Возвращаясь к спектаклю, хочу сказать между актёрами, которые внешне очень похожи на своих персонажей происходит настоящий магнетизм. Это очень хорошо ощущается в маленьком зале, и ты веришь каждому слову и каждому жесту.
Интересно как используется текст - спектакль сочетает рассказ от третьего лица о событиях, которые происходили в жизни Анны и Николая и текст от первого лица когда ты как бы погружаешься в это событие оно расцветает расцвечивается для тебя красками. Вся история этой пары проходят перед глазами: вот юность в Царском Селе, вот поездки в любимый Крым и Севастополь, визиты за границу когда Ахматова навещала Гумилёва во Франции, поездки Гумилёва в Африку с экспедицией. Вот уже из богемной жизни в Петербурге и уединение в уездном Бежецке. Вот, несмотря на огромную любовь, начинается период остывания к друг другу и многочисленные измены. Все это очень ранит героев: от очень яркой любви они приходят к равнодушию и это сыграно очень глубоко и тонко. "Воин и дева" спектакль, который надо увидеть!
Как зарождается глубокое чувство? Может быть, с лёгкого жонглирования ироничными фразами, игры? История любви, рассказанная санкт-петербургским театром Vertuum - это богатая, многослойная и многоплановая история любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, это больше, чем просто описание любовного романа, это описание периода жизни двух поэтов, прожитого в любви…
На сцене - минимализм, всего два стула с высокими спинками, сидеть на них неудобно, но они идеально подходят для исповеди, исповеди любовной, предельно откровенной, пронзительной и трогательной одновременно. В минималистическом стиле представлены и сценические костюмы героев: строгое чёрное платье Анны с белым воротничком, и чёрный костюм Николая помогают зрителю полностью сосредоточиться на сути повествования. На сцене мы видим настоящих Воина и Деву.
Спектакль идёт всего один час двадцать минут, но сколько всего нам успевают рассказать и показать за это время! На сцене происходит действие, полное чувств, широчайшей гаммы эмоций героев от их детства до зрелости. Актёрам веришь. Благодаря мастерскому исполнению, владению пластикой и голосом, актёрам (Ангелина Селезнёва и Женя Анисимов) удаётся погрузить нас, зрителей, то в глубину нарастающей страсти, то в грусть разлуки…
Красивая, эстетичная постановка с элементами балета заставляет забыть обо всём и наслаждаться действием, ловить каждую секунду, переживать и радоваться за героев. “Я понял: в мире меня интересует только то, что касается Вас” - слова Николая Гумилёва очень точно передают лейтмотив спектакля - любовь порождает всё лучшее, на что способен человек!