МОСТ. Новая сцена
Отзывы о «МОСТ. Новая сцена»
Театральный ноябрь я начала со спектакля “Фиктивный брак” режиссера Евгения Славутина по произведению В.********* в уже полюбившемся мне театре “Мост”. Перед спектаклем нас, зрителей, порадовала актриса этого Евгения Явтушенко живым исполнением всеми любимых песен советского периода, словно приглашая окунуться в эпоху СССР. Путешествие во времени продолжилось при взгляде на сцену: знакомый интерьер, характерный для советского же времени, вызывал массу ассоциаций, а появление героев только усилило эффект “назад в СССР”. Типичный советский инженер Отсебякин в исполнении Анатолия Сафронихина (примечательно, что на протяжении спектакля ни разу не упоминается его имя) - квинтэссенция советского труженика: залысины, костюм, манеры… Новоиспеченная же фиктивная супруга Отсебякина Надя ( Наталия Панферова) - также является воплощением советской труженицы. Несмотря ни на какие обстоятельства, Надя полна оптимизма и уверенно смотрит в будущее. Ей не свойственна рефлексия, все свои решительные действия она оправдывает одной фразой “Я женщина современная”. Фиктивный брак сразу же решает множество проблем пары: от командировки “мужа” в Анголу и до способа “жены” “доказать хахалю Витьке, что нужна еще кому-то, кроме него”.
Цели героев пьесы достигнуты. А что дальше? Задаваясь этим вопросом, наши герои обсуждают и другие вечные темы: для чего людям брак вообще, что дала людям советская власть, как жить дальше, и многие другие. В процессе беседы, стимулированной употреблением дефицитного алкогольного напитка, извлеченного из портфеля типа “дипломат” и шпрот из металлической консервной банки, Надя и Отсебякин наконец, знакомятся друг с другом, и неожиданно становятся ближе…И вот уже Отсебякин не хочет отпускать от себя Надю, засобиравшуюся домой, и в образовавшейся “ячейке общества” грядет первая семейная ссора. Она прерывается сердечным приступом Отсебякина. Надя, истинная добрая душа, бросается на помощь, проявляет сочувствие, и теплые чувства зарождаются в душах “супругов” И насколько фиктивен теперь этот фиктивный брак?
Cпектакль, полный исключительного юмора, иронии и доброты, поднимает целый пласт философских вопросов, приглашает взглянуть на себя со стороны с иронией, задуматься о будущем, переоценить свою жизнь, извлечь уроки из прожитого.
25 ноября я побывала на Новой сцене Театра МОСТ, что на Новинском бульваре и насладилась (без преувеличения) этим необычным пластическим спектаклем.
Перед началом, в ожидании опаздывающих зрителей, перед зрителями выступил режиссер Владимир Беляйкин и начал очень сложно говорить что-то про театр абсурда, про Достоевского...
А потом началось завораживающее зрителя с первых минут представление (позволю себе так его обозвать, ведь спектакль состоит из отдельных номеров) и я тут же напрочь забыла все, о чем говорил режиссер.
Ожидания меня не обманули - музыкальность, позитив и юмор постановки меня совершенно очаровали.
Два представленных в спектакле эпизода были просто высший класс и их смело можно показывать как отдельные номера в концертной программе («Дирижирование оркестром» и «Номер на раздевание» - условно назову их так).
Согласитесь, ведь не зря зрителям перед балетом в программке пишут либретто? Так вот, единственный минус этого спектакля, не сказывающийся, впрочем, на впечатлении от увиденного, заключался в отсутствии описания режиссерской задумки!
Я не думаю, что большой процент зрителей театра Мост знаком с творчеством ирландского писателя и драматурга, теоретика театра абсурда, Сэмюэля Беккета, вечно модного писателя-экзистенциалиста, гения мировой литературы.
Во время пандемии я с большим интересом посмотрела в сети спектакль Юрия Бутусова, поставленный по его пьесе «В ожидании Годо», но, признаюсь, мало что поняла.
«Записки из подполья» Ф.М. Достоевского мне тоже, к сожалению, не знакомы.
А Владимир Беляйкин - сценарист, режиссер и хореограф спектакля «В ожидании Беккета», соединил в своем детище в одно целое «философские и теологические идеи Самюэля Беккета и Федора Достоевского».
Благо, что умные люди за то короткое время, которое прошло с премьеры спектакля, делясь своими впечатлениями, уже хоть как-то описали и его содержание – на них и буду ориентироваться («с миру по нитке – голому рубаха», а вам – почти готовое либретто пластического спектакля).
Итак, о чем же эта постановка, где актеры говорят со зрителями на языке тела и лишь иногда вслух озвучивают те мысли, которые сложно выразить танцем?
Перед премьерным спектаклем режиссер так объяснил зрителям свою задумку:
«Мы люди при всем нашем бесспорном уме всю эту комедию (отношения между людьми) принимаем за трагедию. Умираем, гибнем, – хотя это абсурдно. Беккет был против слов. И чем он старше он становился, тем его слова сжимались. Он снял фильм с Чарли Чаплином и Бастером Китоном. Чем меньше слов, тем больше можно выразить, тело не врет в отличие от слов, которые можно обойти. Если тело болит – это тяжело скрыть. По этому же пути идем и мы, но на русской почве, связанной с Достоевским («Записки из подполья»). Сам Беккет, можно сказать, был из подполья и сторонился людей. Поэтому и его герои все были асоциальные, как, впрочем, и у Достоевского: проститутки, убийцы, одним словом, люди не вписывающиеся в общество. Главную пьесу Самюэля Беккета «В ожидании Годо», мы переработали и назвали «В ожидании Беккета».
Главным персонажем в своем спектакле Владимир Беляйкин делает самого Самюэля Беккета, с которым зрителям суждено будет за час с небольшим пройти весь его жизненный путь, параллельно узнавая мысли и чувства героя.
История берет начало с исповеди Самюэля Беккета, которого играет стажер Ростислав Василак, и в этой же точке приходит к своему логическому завершению.
А по ходу спектакля режиссер «собирает в единый паззл человеческой жизни все самое важное: материнскую заботу, романтические чувства между мужчиной и женщиной, любовь и доброту к ближним».
«С помощью танца персонажи признаются в любви, доказывают свое превосходство и дирижируют не только своей жизнью, но и окружающего оркестра».
Вот!!! Теперь хоть как-то понятно, почему в спектакле есть номер с Чарли Чаплиным (даже с двумя, причем, в роли великого комика здесь выступают юные актрисы), и откуда взялся совершенно потрясающий номер с дирижером (стажер Алексей Бафаев), который вызвал в зале овации.
Впрочем, театр абсурда, в жанре которого поставлен спектакль, всегда оставляет зрителю простор для фантазии и полета мыслей.
Очень интересно подобрано музыкальное сопровождение спектакля - от лиричного джаза до рэпа и немецкого поп-рока, от вальса Арама Хачатуряна из «Маскарада» до песенки «Smile», исполненной очаровательной Анной Максимовой (она тоже стажер) в стиле Мэрилин Монро.
Практически все роли в постановке играют талантливые ученики театральной студии «МОСТ». Их молодой задор передается и зрителям, сидящим на расстоянии вытянутой руки от сцены, за что я и люблю камерные пространства.
А после спектакля режиссер вместе с Анной Максимовой исполнили под гитару шуточную, еще довоенную песню «Шоферша», не вписавшуюся в саму постановку, чем предали этому вечеру дополнительный шарм.
Огромное спасибо театру МОСТ за такой чудесный спектакль, сладчайшее послевкусие от которого не оставляет меня вот уже который день!!!
А первое, что я сделала, когда села в метро и достала телефон – отправила всем своим подругам-театралкам сообщение, что этот спектакль обязателен к просмотру!!!
«В ожидании Беккета» пластический спектакль в театре МОСТ режиссера Владимира Беляйкина.
Философия на кончиках пальцев, настоящая пантомима в поисках смысла жизни. А режиссер еще не ограничился Беккетом, он смешал его с русскими классиками, чтобы зрителю было еще интересней. Поэтому тут будут куски «Записок из подполья» М.Ф. Достоевского и «Крыжовника» А.П. Чехова.
В общем, на мой вкус, идея не совсем полно доходит до зрителя и приходится догадываться, что иногда хотел сказать автор. Но тем интереснее, мы потом полчаса еще обсуждали оригинальную художественную задумку. Например, используется отрывок великолепной музыкальной темы, вальс А.И.Хачатуряна «Маскарад», но многие ли из нас его могут по памяти узнать? Вернее, узнать, наверное, каждый сможет, но название вспомнить не каждый. А ведь эта аллегория к маскам в нашей жизни, очень важна для понимания всего спектакля в целом. Музыкальное меню постановки разнообразно: от «Рамштайна» до классики. Плюс в конце нас порадовали пением в стиле бардов, дуэт режиссера с актрисой Анной Максимовой под гитару исполнил душевную песню «Шофёрша». Этим спектакль похож на приятное семейное застолье, где и патриархам слово дадут и молодежь спляшет и детское прочтение стиха на табуретке тоже будет.
А еще здесь с потрясающим азартом играют артисты. Не знаю почему на сайте было заявлено всего три участника спектакля: Бафаев Алексей, Василак Ростислав, Анна Максимова, программок тоже не было, в спектакле участвуют семь актеров. И хочу поблагодарить всю труппу за доставленное удовольствие. Как они движутся с каким азартом, не передать словами. Мы сидели в первом ряду, и артист так вращал стулом в танце, что в какой-то момент мы боялись, но напрасно, он держал красную табуретку цепко. Потом вышел дирижёр и стал так же яростно махать пюпитром, но мы уже наученные не так боялись и верили в артиста, хотя какое-то колесико все-таки отлетело в процессе. Никто не пострадал, когда энергетика на спектакле зашкаливает и не такое случается. А у меня приключилась истерика от смеха, т.к. я представила, как бы объясняла, что получила в лоб в театре (конечно, это только мое живое воображение, мы благополучно досмотрели все). Главное режиссер сидел с нами рядом, заряжал своей уверенностью и позитивом, похохатывая над шутками в спектакле.
Атмосфера была непринужденная, энергия била ключом, и хотя спектакль по объему небольшой, немногим больше часа, тут нашлось место и флирту, и рождению детей, и философскому анализу жизни. И к мысли об абсурдности пребывания в человеческом мире Беккета была добавлена наша любимая мысль русского классика, что творить добро – наивысшая цель и благо в этом мире. Т.е. не личное счастье должно быть поставлено во главу угла и собственное блаженство, но доброта, проявленная к окружающим людям, наполняет жизнь настоящим смыслом на фоне веков, дарит человеку умиротворение, покой и место в вечности.
Но это все было донесено без излишнего морализаторства, интересно, необычно. Кусочек этого спектакля я видела на квартирнике в театре, и с тех пор очень хотела на него попасть. Ожидания сбылись, он меня очаровал, несмотря на мелкие нюансы, мне не хватило декораций и пояснительного текста, хоть иногда в любом виде, может быть даже в программке, но постановку хочется посмотреть его еще. Чтобы опять окунуться в это постмодернистское чудо.
Ходили в театр Мост, Новая сцена на детский спектакль «Кот в сапогах»
Очень люблю классический театр, больше только неклассический!
Чтобы ты пришёл и попал в спектакль!
Именно это приключение происходит с маленькими зрителями на спектакле Кот в сапогах театра МОСТ, в который мы недавно ходили!
У меня такое чувство сорадости от того, когда вижу восторг детей и дочкин восторг, от того, что артисты их видят, с ними взаимодействуют, играют. Дети изображают то, что просят актёры, дети участвуют, оживлённо обсуждают с родителями после спектакля.
Я немного переживала за возраст, все таки сказка такая слишком известная, слишком детская, а дочке и племяшке по 9 лет. Но, зашло даже мне, настолько все ярко, с оригинальными авторскими находками, на пример, с музыкой французских слов! Опять же можно и пораньше 6 ( на мой взгляд)
БравО, бравО, о ревуар!