Отзывы о "Мастер и Маргарита"
Вот и я посмотрела легендарный спектакль «Мастер и Маргарита» — визитную карточку одного из самых мною любимых камерных театров Москвы – Театра на Юго-Западе. Спектакль был поставлен более 30 лет назад Валерием Романовичем Беляковичем. К сожалению, самого режиссера уже нет с нами, но его последователи бережно хранят традиции и дух его постановок. Последний показ спектакля в этом театральном сезоне прошел с аншлагом, и это неудивительно.
Мне очень нравится всеобъемлющая атмосфера, которую создает команда этого театра. В «Мастере и Маргарите» она темная, загадочная, пропитанная мистикой Булгакова – романа, где в сталинской Москве появляется сам дьявол (Воланд в блистательном исполнении Олега Леушина), чтобы устроить бал и раскрыть истинную природу людей.
Все актеры здесь на своем месте: каждый создает яркий, самостоятельный образ, вписанный в мощный ансамбль. В центре истории – трагическая любовь Мастера (Максим Лакомкин) и Маргариты (Карина Дымонт), а также его сожженный роман о Понтии Пилате. Вместе с Воландом действуют его свита: насмешливый Коровьев-Фагот (Игорь Михмель), устрашающий Азазелло (Михаил Белякович) и обаятельный кот Бегемот (Антон Белов). Не менее ярки и другие персонажи – поэт Иван Бездомный (Максим Метельников), литератор Берлиоз (Константин Курочкин), администратор Варенуха (Андрей Санников), Римский (Максим Гигенин) и Афраний (Андрей Кудзин).
Декораций здесь минимум – лишь металлические пласты, отделяющие сцену от закулисья. Актеры ударяют по ним, подчеркивая драматические моменты, и раздается резонирующий звук, напоминающий гонг. Мне, как человеку с чувствительным слухом, временами было громковато, но именно эта мощь звука помогала глубже погрузиться в действие.
Признаюсь, мне бывает сложно смотреть постановки, которые длятся более трех часов. Но это не про Театр на Юго-Западе. На показе «Мастера и Маргариты» я поймала себя на мысли, что не хочу, чтобы это волшебное погружение в булгаковский мир заканчивалось. А после финальных поклонов даже стало грустно – как будто прощаюсь с чем-то по-настоящему магическим. Такое послевкусие – редкость. И именно из-за этого хочется возвращаться в этот театр снова и снова.
Этот спектакль я просто не могла пропустить! Любимейший «Мастер и Маргарита»! И ни где-нибудь, а в театре на Юго-западе! Больше 30 лет переполненный зал – люди сидят на приставных стульчиках, ступеньках и даже стоя!
Мастер и Маргарита настолько многогранный, объёмный роман, что можно читать его десятки раз и каждый раз видеть что-то новое. И театральные постановки по нему очень разные.
В версии Валерия Беляковича для меня главным героем несомненно был Воланд в исполнении актёра, художественного руководителя театра Леушина Олега Николаевича. Это просто нечеловеческая энергетика! В один момент он медленно проходит вдоль всего первого ряда, испепеляя каждого своим огненным взглядом. Теперь понимаю, почему на первый ряд такие дорогие билеты – за острые ощущения. Там сразу почувствуешь и страх, и стыд , и желание перекреститься и в церковь сходить.
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
Может ли человек хоть что-то планировать, как-то управлять жизнью на земле, если не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И может ли на земле быть абсолютное добро, без зла? Может ли человек быть однозначно хорошим, или однозначно плохим? Как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Вечные вопросы о добре и зле, вере, борьбе Бога и Дьявола в сердце человеческом. Как и 100 лет назад, про людей всё так же можно сказать:
❝ Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… ❞
А вот история любви Мастера и Маргариты явно отходит на второй план. Маргариту играет Дымонт Карина Эдуардовна. Первые минуты мой мозг отчаянно сопротивлялся этому образу. Где же чёрные волосы, молодость, жёлтые цветы, в конце концов. Но сопротивление быстро прошло. Даже наоборот, образ стал казаться очень правильным. Бесспорно красивая, но с акцентом на внутреннюю красоту, стать, элегантность, свободная, сильная, с отпечатком страданий, от которых она постарела. Да и супружеская жизнь была достаточно долгая, несмотря на возраст – она рано вышла замуж. Всё-таки Маргарита – женщина. Это сейчас до 40 лет всё молодёжь.
А цветы? Каких-то вещей, реквизита в спектакле совершенно сознательно по минимуму. Можно сказать совсем нет.
Из всех декораций – листы жести по всему периметру сцены. Очень интересное, концептуальное решение! И они работают на протяжении всего спектакля по максимуму. С первых секунд у тебя замирает сердце – под мощные раскаты из-за этих железных листов появляется вся нечисть - свита Воланда и завоёвывает внимание зрителя. Неизгладимое первое впечатление произведено – ты вытягиваешься на стуле и всей кожей чувствуешь – спектакль будет мощный!
Кроме звучания, листы жести отражают свет, и всё происходящее на сцене окрашивается определенными эмоциями. Свет вообще тут тоже одно из главных средств художественной выразительности . Белый, синий, красный, колдовской зеленый – дают соответствующую окраску героям и происходящему. Иногда одновременно нескольких персонажей подсвечивают прожектора разного цвета, создавая контраст, подчёркивая их различия.
Очень хочется отметить ещё работу гримёра. Образы получились яркие и харАктерные. У Воланда мне даже показалось, что есть цветные линзы. Совершенно нечеловеческий взгляд. Возможно это световой эффект.
От Геллы - Ярлыкова Любовь Андреевна – совершенно невозможно было оторваться – дьявольски прекрасна! А какой широкий голосовой диапазон! Этот образ точно запомниться.
А Варенуха - Санников Андрей Александрович – добавил нотки юмора в эту казалось бы совсем несмешную постановку. Помню, как зал смеялся над его Плюшкиным в Мертвых душах. Похоже, если в программке значится фамилия Санников – значит «хорошие сапоги, надо брать». Как минимум улыбнётесь.
“Все будет правильно, на этом построен мир”
© М.А. Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Посмотреть спектакль "Мастер и Маргарита" в Театр на Юго-Западе было давней моей мечтой. А что нужно делать с мечтами? Воплощать их! Правда, когда идешь на постановку по одной из любимых книг, всегда очень волнительно, ведь в голове уже есть устоявшиеся образы. Но если речь о любимом театре, то волнение сменяется предвкушением. Посмотреть на игру любимых актеров мне повезло на сцене театра "Русская песня". Кто был в Театре на Юго-западе, знает, что у них камерный театр и небольшая уютная сцена со зрительным залом всего в несколько рядов. Но постановка разрослась подобно дереву, чьим корням дали пространство для роста. Грандиозно!
Поставить на театральной сцене мистическое произведение сложно, но режиссеру-постановщику Валерию Беляковичу удивительным образом удалось переносить зрителей из Москвы годов 30-х годов в Ершалаим и обратно без нагромождения декораций. Художник по свету Вячеслав Климов создавал на сцене невероятные картины, будоражащие воображение и создающие впечатление мистических трансформаций пространства. Сцена то погружалась во мрак, который прорезал яркий белый луч, то заливалась кроваво-красным светом, то озарялась молниями, то мерцала бушующими вспышками в безумии сатанинской вакханалии. Звуковое сопровождение благодаря Михаилу Короткову буквально сливалось с картинкой. А с помощью семи металлических листов, развешенных по сцене, актеры в нужное время создавали шумовой эффект - объемным звуком разлетающиеся по всему залу раскаты грома, удары гонга, звуки барабанов.
Один эпизод плавно сменяется другим, не позволяя зрителю выдохнуть и держа его в напряжении на протяжении всего спектакля. Происходит полное погружение в происходящее на сцене, не замечаешь, как становишься не наблюдателем, а персонажем этой мистической истории. В том числе этому способствует и элемент иммерсива, присутствующий в спектакле. "Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…", - говорит Воланд, обращаясь к залу, где уже зажгли неяркий свет. Сеанс черной магии тоже был обращен к залу, да так искусно, что я практически поверила и готова была выйти на примерку нового образа. Но будьте осторожны, ведь это лишь изобличение человеческих пороков, и все переодевшиеся в модные наряды скоро лишаются их и вынуждены добираться до дома в неглиже. Я про постановку, конечно, но ощущение того, что реальность перемешалась с вымыслом, действительно ощущается.
Хорошо подобранные костюмы, над которыми работал Валерий Белякович, подчеркивают хара́ктерные образы героев спектакля, в то же время не превращая мистику в фантастику, а сам актерский состав великолепен. В роли Маргариты сыграла Карина Дымонт, нежная, сильная, чувственная, а в роли Воланда - Антон Багиров, опасный и притягательный, ох какой у него хищный взгляд! Александр Шатохин исполнил роль Коровьева, неподражаемый Михаил Белякович сыграл Азазелло, а бесподобный Андрей Санников - Варенуху, - они великолепны в любых постановках Театра. Очень понравился Максим Лакомкин в роли Мастера, очень тронул. Отдельно хочется отметить Алексея Матошина в роли Иешуа, до слез. А сыгравшей вампиршу Геллу красавице Любови Ярлыковой мне хочется посочувствовать - не представляю, как она перемещалась по сцене в такой обуви на протяжении нескольких часов, хотя образ, конечно, как сейчас выражаются - огонь! Да что говорить, все были великолепны, иначе и быть не могло.
Так спектакль, которому в этом году исполнится 31 год, продолжает оставаться одним из любимых у зрителей, а также одной из самых удачных постановок по "Мастеру и Маргарите", и я могу смело рекомендовать его к просмотру. Несмотря на немалую продолжительность, спектакль настолько вовлекает, что время проходит незаметно, да и произведение само по себе из тех, что невозможно сделать короче. Единственное чего не хватило - это микрофонов, ибо такой зал все же предполагает их использование. Театр на Юго-Западе восхищает меня каждой постановкой, и еще одной моей мечтой является их новый спектакль "Анна Каренина". И какой бы ни была сцена, этот театр имеет колоссальный размах, потому что там чудесный художественный руководитель и там играют удивительные актеры!