Спектакль Мастер и Маргарита

Оценка редакции
Дата премьеры: 21 мая 1993

Очередная инсценировка культового романа Булгакова.

Огромные жестяные щиты то гудят, то шепчут, то гремят, то рассыпаются дробью, создавая тревожную атмосферу надвигающейся грозы, в которой и разворачивается действие «Мастера и Маргариты». Воланд и Маргарита, Иешуа и Берлиоз, Мастер и Гелла — все становятся участниками жестокого и прекрасного, мудрого и напряженного спектакля, разыгрываемого азартно и иронично. Режиссер Валерий Белякович схватывает в произведении Булгакова главное — это московский роман, изобилующий подробностями типично московского быта, атмосферы, красок и фантазий. Три темы романа, три его основных пласта — бытовой, фантастический и библейский — тесно связаны подлинно булгаковской мыслью — о неразрывности вечного зла и вечного блага. О тщете и вечности человеческих усилий по переустройству мира, о вечном поражении человека и его вечном величии.

Отзывы о «Мастер и Маргарита»

Ещё 8 отзывов
Евгения Евгения 15 июля, 08:41

Вот и я посмотрела легендарный спектакль «Мастер и Маргарита» — визитную карточку одного из самых мною любимых камерных театров Москвы – Театра на Юго-Западе. Спектакль был поставлен более 30 лет назад Валерием Романовичем Беляковичем. К сожалению, самого режиссера уже нет с нами, но его последователи бережно хранят традиции и дух его постановок. Последний показ спектакля в этом театральном сезоне прошел с аншлагом, и это неудивительно.

Мне очень нравится всеобъемлющая атмосфера, которую создает команда этого театра. В «Мастере и Маргарите» она темная, загадочная, пропитанная мистикой Булгакова – романа, где в сталинской Москве появляется сам дьявол (Воланд в блистательном исполнении Олега Леушина), чтобы устроить бал и раскрыть истинную природу людей.

Все актеры здесь на своем месте: каждый создает яркий, самостоятельный образ, вписанный в мощный ансамбль. В центре истории – трагическая любовь Мастера (Максим Лакомкин) и Маргариты (Карина Дымонт), а также его сожженный роман о Понтии Пилате. Вместе с Воландом действуют его свита: насмешливый Коровьев-Фагот (Игорь Михмель), устрашающий Азазелло (Михаил Белякович) и обаятельный кот Бегемот (Антон Белов). Не менее ярки и другие персонажи – поэт Иван Бездомный (Максим Метельников), литератор Берлиоз (Константин Курочкин), администратор Варенуха (Андрей Санников), Римский (Максим Гигенин) и Афраний (Андрей Кудзин).

Декораций здесь минимум – лишь металлические пласты, отделяющие сцену от закулисья. Актеры ударяют по ним, подчеркивая драматические моменты, и раздается резонирующий звук, напоминающий гонг. Мне, как человеку с чувствительным слухом, временами было громковато, но именно эта мощь звука помогала глубже погрузиться в действие.

Признаюсь, мне бывает сложно смотреть постановки, которые длятся более трех часов. Но это не про Театр на Юго-Западе. На показе «Мастера и Маргариты» я поймала себя на мысли, что не хочу, чтобы это волшебное погружение в булгаковский мир заканчивалось. А после финальных поклонов даже стало грустно – как будто прощаюсь с чем-то по-настоящему магическим. Такое послевкусие – редкость. И именно из-за этого хочется возвращаться в этот театр снова и снова.

Юлия Коврова 31 марта, 08:31

Этот спектакль я просто не могла пропустить! Любимейший «Мастер и Маргарита»! И ни где-нибудь, а в театре на Юго-западе! Больше 30 лет переполненный зал – люди сидят на приставных стульчиках, ступеньках и даже стоя!

Мастер и Маргарита настолько многогранный, объёмный роман, что можно читать его десятки раз и каждый раз видеть что-то новое. И театральные постановки по нему очень разные.
В версии Валерия Беляковича для меня главным героем несомненно был Воланд в исполнении актёра, художественного руководителя театра Леушина Олега Николаевича. Это просто нечеловеческая энергетика! В один момент он медленно проходит вдоль всего первого ряда, испепеляя каждого своим огненным взглядом. Теперь понимаю, почему на первый ряд такие дорогие билеты – за острые ощущения. Там сразу почувствуешь и страх, и стыд , и желание перекреститься и в церковь сходить.

«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
Может ли человек хоть что-то планировать, как-то управлять жизнью на земле, если не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И может ли на земле быть абсолютное добро, без зла? Может ли человек быть однозначно хорошим, или однозначно плохим? Как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Вечные вопросы о добре и зле, вере, борьбе Бога и Дьявола в сердце человеческом. Как и 100 лет назад, про людей всё так же можно сказать:
❝ Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… ❞

А вот история любви Мастера и Маргариты явно отходит на второй план. Маргариту играет Дымонт Карина Эдуардовна. Первые минуты мой мозг отчаянно сопротивлялся этому образу. Где же чёрные волосы, молодость, жёлтые цветы, в конце концов. Но сопротивление быстро прошло. Даже наоборот, образ стал казаться очень правильным. Бесспорно красивая, но с акцентом на внутреннюю красоту, стать, элегантность, свободная, сильная, с отпечатком страданий, от которых она постарела. Да и супружеская жизнь была достаточно долгая, несмотря на возраст – она рано вышла замуж. Всё-таки Маргарита – женщина. Это сейчас до 40 лет всё молодёжь.

А цветы? Каких-то вещей, реквизита в спектакле совершенно сознательно по минимуму. Можно сказать совсем нет.
Из всех декораций – листы жести по всему периметру сцены. Очень интересное, концептуальное решение! И они работают на протяжении всего спектакля по максимуму. С первых секунд у тебя замирает сердце – под мощные раскаты из-за этих железных листов появляется вся нечисть - свита Воланда и завоёвывает внимание зрителя. Неизгладимое первое впечатление произведено – ты вытягиваешься на стуле и всей кожей чувствуешь – спектакль будет мощный!

Кроме звучания, листы жести отражают свет, и всё происходящее на сцене окрашивается определенными эмоциями. Свет вообще тут тоже одно из главных средств художественной выразительности . Белый, синий, красный, колдовской зеленый – дают соответствующую окраску героям и происходящему. Иногда одновременно нескольких персонажей подсвечивают прожектора разного цвета, создавая контраст, подчёркивая их различия.

Очень хочется отметить ещё работу гримёра. Образы получились яркие и харАктерные. У Воланда мне даже показалось, что есть цветные линзы. Совершенно нечеловеческий взгляд. Возможно это световой эффект.

От Геллы - Ярлыкова Любовь Андреевна – совершенно невозможно было оторваться – дьявольски прекрасна! А какой широкий голосовой диапазон! Этот образ точно запомниться.
А Варенуха - Санников Андрей Александрович – добавил нотки юмора в эту казалось бы совсем несмешную постановку. Помню, как зал смеялся над его Плюшкиным в Мертвых душах. Похоже, если в программке значится фамилия Санников – значит «хорошие сапоги, надо брать». Как минимум улыбнётесь.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Актеры «Мастер и Маргарита»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма