Спектакль На дне
Режиссер Валерий Белякович привнес в постановку узнаваемы черты «юго-западного» стиля - музыкальность, современность, плакатную метафоричность.
Гениальная пьеса Горького наряду с неповторимыми пьесами Чехова составили мировую славу Художественного театра. Оглушительный успех пьесы «На дне» не имел аналогов в истории отечественного театра.Человек в поиске смысла жизни. Странно искать его, живя в грязной ночлежке, в нищете, в голоде. А есть ли оно – счастье? Есть, надо только поверить… Есть – человек сам его творец – говорят горьковские герои. Но где оно? Спектакль призывает к соразмышлению. Яркая, современная постановка создана талантливым режиссером Валерием Беляковичем. Скупые железные нары, белые одеяния героев на фоне черной огромной сцены, сильная музыка – все это только дополняет неповторимые образы, сыгранные лучшими актерами театра со всей отдачей и любовью к людям и великому Максиму Горькому.
Отзывы о «На дне»
На прошлой неделе я оказалась на дне, «На дне» театра «на Юго- Западе». И это дно - такая высота, скажу я вам..
Это спектакль-долгожитель, в следующем году ему исполнится 30 лет. Ставил его Беляков Валерий Романович, а его почерк я угадаю на любых «слепых дегустациях». Рука Мастера.
Во-первых, это красиво.. да! Это такой небанальный ход художника по костюмам, что в ночлежном доме все в светлых одеждах, а женщины вообще в белом кружеве и струящихся тканях. Это произвело на меня впечатление. Я будто их всех увидела глазами праведника Луки, который в каждом видел свет, возвращал веру, вселял надежду и все от большой любви. Больше века назад Максим Горький уже писал о том, о чем сейчас говорят в современной «позитивной психологии». Если все вокруг будут называть человека вором, шансы, что он не станет вором, бескомпромиссно стремятся к нулю.
Прекрасный образ странника Луки в исполнении заслуженного артиста Бакалова Евгения. Его диалоги и монологи цепляют. На дне, за гранью, теневая сторона человека дает больше возможностей на выживание и все за нее настолько держатся, что другая сторона вытесняется окончательно. «В темные времена особенно хорошо видно светлых людей». Но разглядеть в темном свет и позволить ему разгореться - это какая-то невероятная задача. Я помню, как еще в школе злилась на Горького за то, что он сделал такой финал. Подарив надежду, создав такую убедительную иллюзию потенциальной возможности другой жизни героям.. привел всех к такому концу. А сейчас я смотрела и всем сердцем понимала и Горького, и Луку.. И больше не вижу в этом жестокости и несправедливости этого мира. Даже если был хоть небольшой шанс, что спившийся актер (Лакомкин Максим), забывший даже свое имя сможет вернуть себе себя - это стоило делать. Да он повесился. Но ведь могло быть иначе и те дни трезвости, когда он поверил в себя, кажется того стоили. И проститутка Настя, которой важно было, чтобы поверили в ее любовь, обрела чистоту, пусть и на время. Настю играла Рыкова Анна. А в триумфально премьере МХТ ее кстати играла Ольга Книппер. А Сатина играл сам Станиславский. В театре на Юго-западе - Бородинов Сергей заслуженный артист и талантливый режиссер.
А Ваську Пепла обычно играет Матошин Алексей, а мне повезло увидеть Нагретдинова Дениса. Он кстати вообще не значится в программке в этой роли. Поэтому и считаю это большим редким везением. Он великолепен. На разрыв. А их короткая и полная драматизма история любви с Наташей в исполнении молодой актрисы театра Лазаревой Людмилы настолько меня тронула.. их сцена признания почти лишенная мелодраматичной сентиментальности.. а их танец, где они даже друг друга не касаются так красноречив.. трагедии поболе будет, чем в шекспировской «Ромео и Джульетта». Хотя, кто я такая чтобы мерить трагизм. Каждому свое. Но я немного сошла с сума вместе с Наташей.
Проведя 3 часа в подвале вместе с обитателями ночлежки, где из декораций только нары.. я вышла с ощущением невероятной красоты жизни.
Была на спектакле в сентябре 2018 г. На мой взгляд, достойная постановка и прекрасный актерский ансамбль, который справился с поставленной задачей. Набившая оскомину еще со школьной поры советская классика звучит со сцены МХАТа на удивление актуально и вовсе не занудно, чего я опасалась. Но опасения оказались напрасны: современная сценография и музыкальное оформление заметно освежают достаточно тяжелую по проблематике пьесу. Количество народных и заслуженных артистов на квадратный метр сцены зашкаливает, но ощущения советского "олдскула" нет и в помине. Все или почти все интонации уместны. Напрягала разве что хрипотца Сатина, но это мое индивидуальное восприятие. Хорош Лука в исполнении И. Криворучко, органичен М.Дахненко в роли Пепла.
В общем, всем, кто хотел бы освежить в памяти знакомую со школьных лет пьесу Горького "На дне", эту постановку рекомендую. Сложновато будет ее воспринимать разве что в конце тяжелой рабочей недели - содержание все-таки обязывает.