Спектакль Баба Шанель
Трагифарс в 1-м действии от Валерия Белковияа.
Семь солисток, как семь нот, или семь чудес света: просто супермодели в дизайнерских сарафанах и живописных кокошниках! 90 – 60 – 90! Только это не модные размеры, а возраст. И обитель их – «ВОГ», Всероссийское общество глухих. Они встретились за праздничным столом, чтобы отметить десятилетний юбилей своего ансамбля и определить планы на будущее, в том числе и на художественного руководителя, Сергея. Идиллия нарушается неожиданным вторжением бабы Шанель…
Отзывы о «Баба Шанель»
Это просто праздник какой-то! Любой спектакль Театра на Юго-Западе.
А «Баба Шанель» вообще юбилей. Свое десятилетие отмечает там музыкальный ансамбль «Наитие» из общества инвалидов. Семь зрелых женщин, старшей из которых 90 лет, остальные «девочки» от 60 и дальше. И вот они за накрытым столом - обмывают свой невероятный успех, фурор, вспоминают свой триумф на сцене сразу после выступления в ожидании Сергея Сергеевича, руководителя ансамбля.
Роскошные образы и типажи блестяще прописаны у Николая Владимировича Коляды, но решение Беляковича Валерия Романовича, отдать женские роли мужчинам - просто стократно мультиплицировало характерность персонажей и зрительский восторг в итоге. Это невероятно тонкая игра, трагифарс, который ни разу не скатился никуда, а прошел по самому краю, невероятной художественной вязью, где больно и смешно одинаково.
И вот они обсуждают свои новые специально к событию отшитые костюмы, салютуют при этом Сергей Сергеевичу, который это устроил. А костюмы, надо сказать, отнюдь не праздничные, и блеска-лоска в них не найти.. но красота в глазах смотрящего. Для них это событие и они его смакуют. «Дамы» в ансамбле с историей, своими характерами и болью.. по мере знакомства проникаешься каждой как родной.
Все, абсолютно все, потрясающе сыграны. Но я не могу отдельной строкой и с большой буквы не написать «Браво» Андрею Санникову. Его Сара Абрамовна невероятная, а какие у него (нее) балетные руки, которые он(она) богемно заламывал, читая к месту и не очень стихи в виде поэзии Цветаевой и Ахматовой. Каждая его роль меня восхищает тонкостью и точностью, это всегда рождение нового другого человека. Сара Абрамовна почти не скрывает своей особой привязанности и чувств к руководителю ансамбля. Его представил Антон Белов. Драйвово, энергично. На контрасте с девочками в мешковине, он в белой шляпе и брюках, и все еще надеется на другой масштаб и предлагает ребрендинг. Отправить всех на задний план, а в луче света на авансцену вывести молодую пятидесяти пятилетнюю Розу ...Рябоконь. Которая даже не инвалид. Начальница охраны, с соответствующими манерами, темпераментом и напором. Единственная женская роль - заслуженная артистка Галина Галкина.
Я не хочу портить интригу и радость знакомства с этими прекрасными девушками пересказом сюжета или описанием их характеров, историй. Это стоит увидеть. Это еще и очень музыкально, поют прекрасно. Особенно, конечно, Настя - Курочкин Михаил. Где купить билет на его концерт? Это отдельное удовольствие.
Два часа без антракта динамично и на скорости, а еще трогательно и лирично местами, выходишь из театра вот с таким правильным ощущением. Будто слегка вырос и очистился. Будто кто-то очки тебе протер, и ты снова смотришь на мир через чистое стекло. Люблю вас за это!
Я уже не раз отмечала, что фирменный стиль спектаклей этого театра – coчетание кoмического и тpaгического, поэтому не удивлена, что Беляковича привлекла именно эта пьеса Николая Коляды, в которой рядoм веселье и бoль и которая написана coчным языком, глубoко и тoчно хаpaктеризующим кaждого перcoнажа. Но, конечно же, он не смoг удержaться и щедро дoбавил в нee мнoго свoих шуток и рaзбавил дeйствие пecнями-пляcками и дaже зacтавил «бабушек» пpoйтись по подиуму!
В самом начале спектакля перед зрителями театра на Юго-Западе появляются семь «бабушек» (причем, практически все актеры, не сговариваясь, отрастили бороды) в длинных платьях из мешковины, расшитой кое-где блестками и неброских кокошниках и начинается он как лeгкая, ocтроумная кoмедия, напoлненная пoлнокровным юмopом, пocловицами и пpибауткaми. Потом действие перерастает в драму, а заканчивает спектакль Белякович и вовсе, как трагедию.
То, как прекрасные актеры театра на Юго-Западе исполняют роли престарелых солисток провинциального ансамбля русской песни «Наитие» - непередаваемо!!! И посмеяться до слез заставили, и растрогали в финале до глубины души…
Ансамбль «Наитие» для персонажей спектакля – как свет в окошке. На сцене улетучивались их болезни, проходила боль. На сцене их любили зрители. На сцене жизнь расцветала яркими красками. Сюда они шли со своими радостями и бедами, сплетничали, подзуживали друг другу, словом, хор стал частью, а может и смыслом их жизни, клонящейся к закату. И вот все, что они имели - пение, аплодисменты, наряды, общение рухнуло под напором надменной, уверенной и беспощадной «бабы Щанель» (потрясающая роль Галины Галкиной), как Розу Рябоконь окрестила Тамара Ивановна…
«Жизнь и смерть, любовь, вопросы творчества, человеческой тяги к нему… –здесь есть всё и ничего нового. Как и в любом хорошем произведении любого жанра. Пьеса «Баба Шанель» - хорошая драматургия. Вот и всё. И, безусловно, мы сделали всё по-своему. Преломили через собственный опыт, своё видение», - так говорил об этом спектакле сам Валерий Белякович.