Спектакль Антонио и Амадей
Опыт мифологических изучений.
В каждом человеке живет ребенок, в каждом ребенке живет Моцарт. Мы боимся расстаться с детством так же сильно, как мы боимся потерять вдохновение. Что приносит большее страдание и от чего закрывается форточка творчества, зависит от того, насколько яростно мы готовы сражаться за это. Сохранить в себе ребенка должен не только каждый художник, но и человек. Мечтать и быть ребенком – часть божественного предназначения в этом мире. Не потерять связи с этим бесценным даром и есть великая радость существования.
Пьеса Алексея Левшина "Встреча за облаками, или еще раз о Моцарте и Сальери" представляет довольно классическую и все же гибкую модель, в которой обыгрывается известный со времен Пушкина в русском и европейском сознании миф о соперничестве Моцарта и Сальери. Здесь они предстают людьми вне времени и пространства, в котором встречаются две известных исторических личности, два антагониста драмы о гении и мире, играющие порой мифологические роли.
Их встреча попытка расставить все точки над «i», еще раз разыграть написанную Пушкиным «сцену отравления» и понять могла ли она
произойти на самом деле. Избавиться от зловещей мифологизации. Без исторических привязок и шаблонов искренно и светло попытаться стать настоящими друзьями.
Общение двух героев остается противостоянием и поединком, порой метафизическим, который преследует цель нравственного очищения как одного, так и другого. От болтовни к исповеди, от убийства к катарсису, от проблемы гения к проблеме человека – вот как колеблется маятник пьесы, основная идея которой несомненно в том, что при любых условиях игры человек, будь он гений или нет, должен оставаться человеком.
"Встреча за облаками" обретает в руках режиссера и сценографа Вячеслава Стародубцева полистилистический язык, пряный, лирический, звонкий – несомненно вдохновленный музыкой великого изобретателя, фокусника, паяца и праведника Вольфганга Амадея Моцарта. Точная сценография, то подчеркивает идею противостояния инфантильного, беззаботного счастья с предрассудками общества, то служит героям ширмой, то говорит о китче и современной индустриализации искусства, то дарит зрителю простые и вечные символы – символы детства и творчества.
Постмодернистские приемы, видеоинсталляция и световое оформление художника по свету Сергея Скорнецкого, помогают ярко обрамить
идею спектакля об опасности потери человеческого образа за ширмами цивилизации, и погружают нас в атмосферу сказочности, которой не
чуждо удивительное видение драматической фантазии на темы старого европейского мифа о гении и злодействе.
Через детство проложены самые важные дороги. Не теряйте этой драгоценной связи, соединяющей нас с чем-то очень важным, обретенному еще в утробе матери, но постепенно исчезающему уже с первым земным криком. Не забивайте форточек детства, проветривайте себя, вспоминая по-настоящему счастливое, улыбчивое время безгранично-божественного творчества. Творите как Моцарт, вытворяйте и не ленитесь шалить как дети.