Отзывы о "Идиотология"

Оценка редакции

Сколько бы Достоевского не ставили, все равно объять его произведения целиком и докопаться до самой сути практически невозможно. А потому любой спектакль, любые фантазии на темы Федора Михайловича я приветствую и стараюсь их не пропускать. Именно потому я и оказалась вчера в Малом зале Электротеатра Станиславский на "Идиотологии".
Думаю, не каждый и не сразу сообразит, прочитав название, что режиссер Клим Козинский в своем спектакле решил докопаться до глубин романа "Идиот". Правда, в аннотации значится, что спектакль основан не только на «Идиоте» Фёдора Достоевского, но и «Монадологии» философа Готфрида Лейбница.
По образованию я математик, а потому с Лейбницем знакома только через дифференциалы и интегралы, а с философией у меня никак. Но от этого на "Идиотологию" еще больше манило. Однако в спектакле от Лейбница-философа оказались только клочки, или я не опознала тончайшие интегрирующие аспекты. В результате к монадам я отнесла зеленого человечка (в программке он значится как Людоед), задушенного Лебедевым (Олег Бажанов), и паука, хотя, возможно, это был клещ на спине Радомского. Кстати: клещ тоже пытался Евгения Павловича задушить. Так что философия оказалась весьма душевной. А вот с Достоевским было все в порядке: текст звучал оригинальный, характеры сделаны интересно.
Спектакль как лоскутное одеяло соткан из отрывков "Идиота", причем лоскутки подбирались режиссером по его собственному вкусу, но получилось вполне ярко и гармонично.
Для меня "Идиотология" стала бенефисом двух актрис: Елены Морозовой в роли Настасьи Филипповны и Анны Даукаевой в образе Аглаи. Сначала нам были предложены их сольные выступления, а во втором действии они сошлись в жестком спарринге. Морозова в рыжем парике и Даукаева в черном, как шахматные королевы, вышли на бой, в котором ничья невозможна - только победа.
Настасья Филипповна у Морозовой получилась ни на кого не похожей. Она женственна, изящна и как будто отделена от остального мира прозрачным экраном. Она не рвет страсти на части, как предыдущие исполнительницы этой роли, а томно наблюдает за происходящим холодным взглядом исследователя. Создается впечатление, что собственная судьба ее давно не интересует, зато интересует происходящее вокруг, но так - мимоходом.
Аглая Дукаевой решительно выходит из юбки, как из детства, вступая в неравный бой с Настасьей Филипповной. Аглая умна, образована, но горяча, а в любом бою холодный разум - путь к победе. Хотя Барашкова и не стремится победить. Она забавляется с Аглаей как кошка с мышкой.
В этой схватке Мышкин (Павел Кравец), Рогожин (Денис Бургазлиев) и Радомский (Евгений Самарин) лишь рефери, оценивающие бой, но не бросающие полотенце на ринг. В общем - интересно.
Дизайн сцены и костюмов от Анастасии Нефёдовой – еще одно явное достоинство спектакля. Перед нами два действия - два мира. После антракта мягкая зеленая лужайка сменяется голой землей, залитой кровью. И телефонная будка из СССР. Через нее, как через временной портал, выходят к нам действующие лица спектакля.
Да! Еще же Магритт! Его фанаты будут довольны. В спектакле столько отсылок к его картинам. Но это и по фотографиям понятно.
Так что есть несколько причин, чтобы потратить два часа двадцать минут и посмотреть спектакль "Идиотология" в Электротеатре Станиславский.

grandirehna 24 октября 2020, 09:15

Клим Козинский Гений. Великолепная актёрский состав. Осталось желание вновь испытать этот взрыв эмоций и восторг который может вызвать только гениальная постановка.

grandirehna 24 октября 2020, 09:10

Впечатление незабываемое. Клим Козинский Гений. Хочу испытать ещё раз это врыв эмоций, этот восторг от спектакля, игры великолепных актёров и гениальной режиссерской работы.

Zharevna 16 марта 2019, 08:31

Количество действующих лиц было сокращено до четырех главных героев, образующих четырехугольник страсти, и еще второстепенных Радомского, символизирующего и олицетворяющего воплотителя общественного мнения и Лебедева, представляющего собой карающую руку правосудия.
Что сказать о спектакле? Если абстрагироваться от сумасшедшего и кровавого БДСМ перформанса, периодически демонстрируемого на сцене, и сконцентрироваться только на тексте и игре актеров, то это несомненно Достоевский. Та самая концентрации страсти, безумия и любви, которая присуща Ф.М. Накал эмоций и чувств, самопожертвования и благородства с одной стороны и безумства, и ординарности с другой. Каждый из четырех героев был достаточно убедителен: страдающий, но при этом по-детски рассудительный благородный князь (Павел Кравец), эпатажная красавица, не справившаяся со своим детским посттравматическим расстройством Настасья Филипповна (Елена Морозова), глупенькая и избалованная манипуляторша Аглая (Анна Даукаева) и неотесанный и брутальный, как дикий зверь Рогожин (приглашенный из МХТ им. А.П.Чехова Денис Бургазлиев).
Клим Козинский отнесся к тексту Достоевского довольно бережно, при этом его творчески переработал, выкинув второстепенное и оставив лишь то, что относится к трагедии высокоразвитых, но ограниченных рамками навязываемой ханжеских условностей индивидуумов. И князь, и Настасья Филипповна так и не были поняты великосветским обществом, Н.Ф. ввиду того, что явно опережала свое время, а князь из-за отсутствия желания плыть по течению, несущему его к безрадостному с браку Аглаей.
Продолжение: https://zharevna.livejournal.com/1250820.html

Мария 5 апреля 2018, 05:40

Спектакли Электротеатра надо смотреть! Они не меряются категориями нравится-не нравится. Просто расскажу, как было.
Начало. Зелёный газон, на нём лежит девичье хрупкое тело в зелёной пижаме кигуруми. Рядом нож. В глубине сцены – телефонная будка. Входит католический священник (Олег Бажанов), рассказывает про голод и монаха, который жрал людей, потом душит зелёную нечисть, которая в программке называется «людоед».
По сути, это «Идиот» Достоевского, которого режиссёр-дебютант Клим Козинский как бы перевёрнул с ног на голову. Доказывая, что и так тоже можно.
Князь Мышкин (Павел Кравец) – нервный хипстер. Настасья Филипповна (Елена Морозова) – взбалмошная сумасшедшая без боли. Аглая (Анна Даукаева) – эффектная гламурица, желающая в Париж и приключений. Рогожин (Денис Бургазлиев)- трогательно угрызается совестью в костюме паука. И почему-то Евгений Павлович Радомский, ботаник.
С текстом Достоевского тоже не церемонятся. Его разложили на монологи, диалоги и слова автора, причём всё это может произносить один герой, как будто читает книгу.
Ну, а в сценографии Анастасии Нефёдовой легко узнаётся сюрреалист Рене Магритт: его человек без лица, но в костюме и шляпе, кровавые пятна словно на картине «Память», дверь с картины «Победа» и т.д.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма