Театр на Малой Бронной запустил онлайн-трансляции БрON AIR

БрOn AIR, выпуск 1. Лекция Вадима Гаевского «Кто поставил «Короля Лира»?»

Театр на Бронной и Фонд развития и поддержки современного театра имени Соломона Михоэлса представляют БрON Air: лекция профессора РГГУ, историка и искусствоведа Вадима Гаевского «Кто поставил «Короля Лира»?». Вадим Моисеевич Гаевский расскажет о том, как создавалась знаменитая постановка, неразрывно связанная с именем актера, режиссера и общественного деятеля Соломона Михоэлса и зданием Театра на Малой Бронной.

БрON AIR, выпуск 2. Вадим Гаевский «Дом режиссера Эфроса»

Режиссер Анатолий Васильевич Эфрос работал в Театре на Малой Бронной с 1967 по 1984 год. С приходом Эфроса Театр на Малой Бронной обрел уникальное звучание. Первая же постановка режиссера – чеховские «Три сестры» - вызвала и восторги, и бурные споры. Вся Москва стремилась посмотреть спектакль, который прошел всего несколько раз – его закрыли, как чересчур радикальную трактовку чеховской пьесы. Но Эфроса это не остановило. Один за одним он выпустил спектакли, которые навсегда вошли в историю русского театра. Лекция Вадима Моисеевича Гаевского посвящена режиссерскому методу и творчеству Анатолия Эфроса.

БрON AIR, live с Константином Богомоловым

Константин Богомолов отвечает на вопросы подписчиков о планах Театра на Бронной и Фонда Михоэлса, о будущих премьерах и образовательных проектах, а также о своей дружбе с Владимиром Сорокиным, об отношении к современному театру и многом другом.

БрON AIR, live-лекция Павла Руднева «Театр как сновидение»

«Театр как сновидение: Флоренский, Волошин, Арто, психоанализ, сюрреализм и современная режиссура» У театрального искусства тысяча определений, энциклопедических формул. И одно из них - это воплощенное, материализованное сновидение. На лекции будет представлена теория театральности как сновидения, которая становится важным определением сценической практики сегодня. Лектор будет опираться на теоретические взгляды Антонена Арто, Максимилиана Волошина, о. Павла Флоренского, Кирилла Серебренникова и других.

БрON AIR, выпуск 5. Вадим Гаевский «О Сергее Дягилеве»

БрON AIR, выпуск 6. Ольга Федянина, «Актер в театре ХХI века: новая старая профессия»

На наших глазах то, что было «театром» превращается в «театры», - считает театральный критик Ольга Федянина. Не существует больше единой эстетики, на сцене может происходить любое перформативное событие, - да, собственно, и сцена-то не всегда присутствует. Суть профессии актера в «традиционном» театре понятна: он - последняя инстанция, доставляющая театр зрителю, в каком-то смысле, он и есть спектакль. Что изменилось за последние полвека? Откуда взялась мечта об универсальном актере и что с этой мечтой стало? Стало ли актера больше или меньше в современном театре? Есть ли сегодня "театр переживания" и "театр представления" - и были ли они когда-нибудь?

БрON AIR, выпуск 7. Live-лекция c Мариной Давыдовой

«Три важнейшие революции, случившиеся в современном театре»

История театра насчитывает больше двух с половиной тысяч лет. История современного театра значительно короче, и начинается она с появления в театре фигуры режиссера. Эта важнейшая революция была первой революцией в истории современной сцены. Почему театр до и после появления режиссера – это фактически два разных вида искусства, каковы были две другие революции современного театра и не ожидает ли нас в скором времени четвертая революция – обо всем этом в лекции Марины Давыдовой.

БрON AIR, выпуск 8. Лекция Алексея Бартошевича «Два Гамлета Питера Брука»

Лекция профессора РАТИ-ГИТИС, доктора искусствоведения Алексея Бартошевича «Два Гамлета Питера Брука».

21 марта 2020 года легендарному режиссеру Питеру Брука исполнилось 95 лет. Его постановки по праву признаны вершиной современного театра. Непререкаемый авторитет для многих поколений в театральном мире, разрушитель канонов, парадоксалист, провокатор и экспериментатор – все это о нем, о великом мастере театра.

БрON AIR, выпуск 9, live-лекция Алексея Парина

«Звук превращается в образ: оперные режиссеры»

Что слышит в партитуре режиссер? Как связана психология с музыкой? Откуда берутся оперные персонажи? Что делает театр — открывает или уничтожает музыку? Как красивая мелодия становится мощным сценическим образом? Об этом и о многом другом расскажет Алексей Парин.

Константин Богомолов и Игорь Миркурбанов, БрON AIR, выпуск 10

Режиссер Константин Богомолов и актер Игорь Миркурбанов обсуждали совместные работы в театре , а также будущие проекты.

БрON AIR, выпуск 11, live-лекция Аллы Шендеровой

Тема лекции: «Поэт, драматург и режиссер Евгений Харитонов (1941-1981). Как он перевернул литературу и что у него общего с Робертом Уилсоном».

Стихи и проза Евгения Харитонова не публиковались при жизни: книги вышли после его смерти и почти сразу стали библиографической редкостью. Но подпольно писавший Харитонов, которого сравнивают то с Веничкой Ерофеевым, то с Джойсом, повлиял не только на литературу, но и на театр. Режиссер и педагог-хореограф, он был одним из основателей российской инклюзии: разработал систему упражнений, с помощью которых лечил от заикания детей и взрослых.

В лекции речь пойдет о Евгении Харитонове; о тех, кто его окружал. И о том, что общего у него с Робертом Уилсоном. Вернее, с легендарной Бёрд Хофман, избавившей Уилсона от заикания, чей метод повлиял на хореографию его спектаклей.

БрON AIR, выпуск 12, live-лекция Алексея Парина - «Кому нужен либретист - композитору или публике?»

В лекции пойдёт речь о том, что такое текст либретто и как его использует композитор. Как пьеса превращается в либретто. Как придумывали либретто в Италии XVII века, в Вене XVIII века, в Париже XIX века и в России в начале ХХ.

БрON AIR, выпуск 13, лекция Наташи Исаевой

«Антонен Арто: чёрная страсть чумного заражения. В поисках «двойника» театра».

В этом разговоре речь пойдет прежде всего о восточных корнях теории Арто. Как известно, сам он ссылался на идеи китайской философии, но на деле ещё более интересны и неожиданны те параллели, которые существуют между Арто и театральной эстетикой кашмирского шиваизма Абхинавагупты и Кшемараджи. Что это за «жестокость» которую так страстно проповедовал Арто, что за таинственный «двойник» театра, который мы призваны искать и создавать неким алхимическим, трансовым усилием? Ну и, наконец, как его концепция внутренней энергетики театрального представления позднее открыла дорогу для опытов Ежи Гротовского и Анатолия Васильева, для драматургии Жана Жене и Бернара-Мари Кольтеса...

БрON AIR, выпуск 14, лекция Владимира Колязина

«Несостоявшиеся московские постановки Эрвина Пискатора, первотворца политического театра».

В разговоре пойдет речь об одном из крупнейших немецких режиссеров ХХ века Эрвине Пискаторе, периоде его пребывания в СССР, и о сотрудничестве с руководителем Государственного еврейского театра в Москве Соломоном Михоэлсом.

БрON AIR, выпуск 15, live-лекция Ирины Кулик - «Театр как лаборатория внечеловеческого опыта»

Ирина Кулик— PhD литературоведения, искусствовед, куратор интернет-проекта «Современники» в ММСИ, преподаватель Школы дизайна РАНХиГС и Института современного искусства Иосифа Бакштейна.

В лекции пойдет речь о том, как появление абстрактной живописи – один из переломных моментов в истории искусства ХХ века, повлияло на сценические искусства, заставив постановщиков и перформеров исследовать опыт за пределами антропоцентрической картины мира и том, как эксперименты исторического авангарда повлияли на современное искусство, кино и массовую культуру. Среди героев лекции – основоположник Дада Хуго Балль, преподаватель Баухауса художник и хореограф Оскар Шлеммер, а также Дэвид Боуи, группа Kraftwerk и Бьорк.

БрON AIR, выпуск 16, лекция Катажины Осиньска, «Театр и театроведение в Польше - начало XXI века»

Катажина Осиньска, доктор гуманитарных наук, профессор в Институте славистики Польской академии наук в Варшаве, специалист в области русского театра ХХ и ХХI века.

​Театроведение в Польше принадлежит к активно развивающимся отраслям гуманитарных знаний. При этом, если на рубеже ХХ и ХХI века театроведы находили импульсы для своих исследований и теорий в самом театре, то сейчас театроведение идет бок о бок с театром, а в некоторых случаях, как кажется, дает импульсы театру, особенно в русле широко понимаемого критического театра. Темой лекции будет эволюция театроведения в Польше, источники его перемен, а также его отношение к польскому театру прошлого и нынешнего времени.

БрON AIR, выпуск 17, live-лекция Анны Броновицкой

«Архитектура театров: от античности до сегодняшнего дня»

БрON AIR — круглый стол. «Режиссеры или режиссерки?»

Первый выпуск будет посвящён женской режиссуре. В разговоре примут участие: Евгения Беркович,  Дарья Жук, Александра Денисова, Евгения Громова, Елена Ненашева. Модератором выступит Дмитрий Быков, шеф-редактор журналов GQ и Vogue.

БрON AIR, выпуск 18, live-лекция Ларисы Ломакиной

«Современная сценография как проводник спектакля».

26 апреля в 16:00 на нашем канале YouTube-канале состоится трансляция лекции сценографа, художника по костюмам, архитектора и преподавателя кафедры художественного оформления спектакля в Школе-студии МХАТ Ларисы Ломакиной.

В лекции зайдет речь об истоках и практиках сценографического искусства, начиная с Античной Греции и по наши дни. Как в разные эпохи использовались различные части сцены, как при помощи декораций передать задумку режиссера, отразить эмоциональное состояние актера и существование персонажа.

БрON AIR, live-лекция 19, Павел Руднев / «"Розовские мальчики" и западная культура 1960-х»

Для множества сегодняшних театральных зрителей и читателей пьесы Виктора Розова безнадежно устарели, остались в прошлом веке, в тисках советской культуры. Читать и смотреть Розова тяжело. В лекции пойдет разговор о том, как вписывается проблематика драматургии Виктора Розова в общеевропейский контекст 1960-х годов, как переживает мир послевоенное оцепенение и отчаяние, пытаясь найти очертания нового времени. Миры Розова вписываются в историософский опыт немецкого драматурга Хайнера Мюллера, в проблематику французской революции 1968 года. В Советском Союзе об этом знали мало, но железный занавес был все же с прорехами. И если вырвать Розова из исключительно советского быта и поместить в общеевропейский контекст, то его пьесы заиграют новыми свежими красками.