Французский культурный центр и театр Наций всю весну заманивали москвичей в «Другой театр из Франции», представляя серию гастролей последователей знаменитого Филиппа Жанти. На десерт припасли спектакль самого мэтра.

Филипп Жанти – самый знаменитый кукольник мира. Причем куклой в его представлениях может быть отзывчивая на движения десятков нитей, почти живая марионетка или обыкновенный целлулоидный пупс, картонная коробка, портняжные ножницы, странные тени или настоящие живые актеры. Каждый новый спектакль совершенно непредсказуем. Фантазия его безмерна. Он может смешить, загадывать загадки, пугать, философствовать и любить. Однако есть во всех его произведениях одно общее ощущение – это чувство свободы. У вас на глазах Творец создает новый мир, он еще в самом начале, и еще все возможно.

Первой знаменитой миниатюрой Жанти был Пьеро – вдохновенный, печальный клоун, который вдруг обнаруживает, что каждое его движение, жест, взгляд управляется тонкими едва заметными, но крепкими нитями. Пьеро отказывается быть марионеткой, он борется, он обрывает нитку за ниткой и… умирает, потеряв последнюю связь с Кукловодом.

Проделки Зигмунда А вот целой стае неистовых горжеток из другого шоу Жанти было совершенно наплевать: марионетки они, по своей ли воле извиваются, словно молнии, или просто они - длинные тряпки в перьях. Главное для них было отдаться бешеному ритму и заставить весь зал пританцовывать в такт своим извивам. Однажды в спектакле Жанти из кокона вылупилась огромная прекрасная бабочка, дивными легкими крыльями которой, перекрывающими при взмахе всю сцену, «управляла» чуть ни вся труппа. В другой раз на сцену засыпанную песком на фоне целлофанового океана обрушилась армия голых пупсов на парашютах – настоящая атака клонов.

В этом июне на камерной сцене театра Наций развернутся гоголевские страсти в детективной истории «Проделки Зигмунда». Только непредвиденную самостоятельность проявит не Нос, а левая рука. Она обшарит все карманы хозяина без его ведома, сбежит, затеет интригу с правой рукой министра внутренних дел, перессорится с пальцами. Да то ли еще будет.

В Москве «Компани Филипп Жанти», созданная в 1967 году, гастролирует уже в четвертый раз, навещая нас примерно раз в десять лет. Проделки ЗигмундаПоэтому уже есть минимум четыре поколения его фанатов. Ходят слухи, что они уже раскупили все билеты на четыре представления «Проделок». Если вы не поторопитесь, вам придется ждать как минимум год, когда на Международный фестиваль им. Чехова привезут новое большое шоу Жанти, или гоняться за его театром, объехавшим более пятидесяти стран по всему миру с фестиваля на фестиваль. И то гарантии нет, что удастся перехватить лишний билетик.

Куклы для взрослых. История вопроса

Петрушка Петрушка
Кукольный театр родился вовсе не как детская забава. Наш Петрушка, как и множество его разноязыких родственников во всех театральных традициях, был первым политическим агитатором, площадным юмористом, провокатором, нарушителем сакральных границ. На сюжет своей трагедии «Фауст» Гете набрел, увидев на площади кукольное представление о сговоре доктора Фаустуса с чертом.

«Божественная комедия» Сергей Образцов
Почти всю советскую эпоху отразил в своих куклах Образцов. Главным хитом его театра долгие годы был спектакль «Необыкновенный концерт» – уморительная пародия на советское искусство. Косая ухмылка конферансье с обворожительным голосом Зиновия Гердта известна в 90 странах мира. Второй по популярности стала ерническая «Божественная комедия».

Резо Габриадзе
Самым пронзительным спектаклем о войне в наше время стала знаменитая «Песня о Волге» театра марионеток Резо Габриадзе. Ломовая Куклы Резо Габриадзелошадь Алеша, испросивший у ангела еще несколько мгновений жизни, чтобы найти на поле битвы свою возлюбленную. Муравьиха, оплакивающая своих и не своих детей. Крохотный грузовичок, едущий в беспредельной степи под мягкий мужской полушепот «Темная ночь»…

Илья Эпельбаум
Созданный им вместе с женой Майей Краснопольской театр «Тень» – постоянный участник самых серьезных и несерьезных фестивалей. Они открыли страну Лиликанию, научили всех понимать оперу. Осуществили тайные мечты знаменитых режиссеров Пера Фоменко и Анатолия Васильева. А в прошлом году с помощью обыкновенной коробки спичек представили настоящий «Апокалипсис».