У нее нет возраста, есть только юбилей, который она отпразднует вместе с главным театром своей жизни на фестивале «В честь Майи Плисецкой». Полвека она украшала собой его сцену, и за это время ее имя обросло легендами.

1. Плисецкая всегда была тщеславной.
Едва появившись на сцене Большого театра в партии Китри из «Дон Кихота», она сразу поняла, что балетная Москва смотрит только на нее. Одной краткой прыжковой вариацией юная нахалка с удовольствием затмевала заслуженных звезд той эпохи. А потом так неспешно купалась в аплодисментах, что дирижер Юрий Файер через оркестровую яму громко кричал: «Майка, уйди!»

Майя Плисецкая

2. Идеальная фигура Плисецкой – результат жесточайшей диеты (она же балерина!).
Вряд ли кто из непосвященных думает иначе. На самом деле, Майя Михайловна по жизни обладает богатырским аппетитом и, в отличие от ханжествующих коллег, нисколько этого не стесняется. Ее любимые блюда – домашние пирожки и селедка, которую она как человек талантливый из уважения именует «селедой».

3. Плисецкая – известная «везунья», которой все давалось чересчур легко.
В любом театре тяжело пробиться в звезды даже при очевидном таланте. В Большом театре времен победившего социализма - тем более. К тому же дочь репрессированных родителей, Майя находилась под неусыпным надзором КГБ и несколько лет вообще была «невыездной».

4. «Удобная» на первых порах и безотказная для нужд театра молодая Плисецкая имела от этого самого театра не только грамоты и благодарности.
На счету Плисецкой не одна сотня дежурных «Лебединых озер», которыми советская номенклатура ублажала зарубежных глав государств (лебедь с красивой шеей и красивыми ногами располагал к мягким диалогам). Дополнительных благ ей это не приносило.

5. Роскошная пара Майя Плисецкая Родион Щедрин сошлась исключительно на ниве искусства.
С одной стороны – да, Щедрин попал на ежедневный балетный тренаж в Большой театр, готовясь к написанию очередной партитуры. С другой – только на Плисецкой было уникальное в те годы трико с эластаном, идеально подчеркивающее формы. Майя уверена, что именно из-за него Щедрин сдался без боя.

6. Говорят, что балерину в обозримые времена одевали добрые родственники из-за границы.
Не было никаких родственников. Зато Майя помнит по именам московских фарцовщиц и их бездонные сумки со свитерами, пахнущими чужим потом. Так создавалась неповторимая стильность Плисецкой, в которой стильный танец всегда сочетался с умением стильно двигаться и стильно одеваться.

7. У балерины есть квартира на Тверской.
Но жить она предпочитает в Мюнхене, где работает Родион Щедрин, а отдыхать – в спокойной и экологически чистой Литве, которая к тому же предоставила Плисецкой почетное гражданство.

8. Майя Плисецкая – типичная представительница московской балетной школы.
Во-первых, очень важные для профессионального обучения средние классы она попросту пропустила – находилась в ссылке в Средней Азии как дочь изменников родины. Во-вторых, хронически страдала от того, что не получила хотя бы нескольких уроков от легендарной Агриппины Вагановой, лучшего русского педагога минувшего века из Кировского (Мариинского) театра.

9. В брежневский период Плисецкая была «придворной» балериной.
Едва ли она тогда позволила бы себе те высказывания, с которыми в одиночку выступила в конце 60-х в защиту балета Мориса Бежара «Опус №5» (в стране соцреализма постановка французского мэтра была изрядно оплевана целомудренной критикой за избыток секса на сцене). А когда много лет спустя президент Франции Франсуа Миттеран вручал ей орден Почетного легиона и один из советских чиновников выразил свое недоумение по поводу того, что этот орден дают только борцам Сопротивления, Плисецкая гордо ответила: «А я всю жизнь и сопротивляюсь».

10. Плисецкая - символ ушедшей эпохи.
Совсем недавно Москву потряс скандал: некий предприимчивый фонд от ее имени запустил удачную косметическую серию. Столичные поклонники просигналили в Мюнхен, и Майя попросила либо оформить отношения, либо не поминать ее имя всуе. Конец спору за бренд «Плисецкая» косвенно даст предстоящий Фестиваль Майи Плисецкой, который проводит ее родной Большой театр: все-таки имя великой балерины должно в первую очередь появляться на театральных афишах.