Тридцатишестилетний руководитель берлинского театра “Шаубюне” Томас Остермайер – одна из наиболее популярных театральных фигур современного мира. Его спектаклями московский фестиваль “NET” завершает свою программу.

В Авиньонском фестивале - 2004 Томас Остермайер участвовал как содиректор и показал сразу четыре свои постановки разных лет. Две из них — “Нора” Г. Ибсена и “Концерт по заявкам” Ф.К. Креца - приедут в Москву в рамках фестиваля “NET”. Главные роли в обоих спектаклях исполняет знаменитая актриса Анн Тисмер.

Действие пьесы Ибсена Остермайер перенес в день сегодняшний. На сцене – роскошный дом преуспевающего бизнесмена. С прекрасной стереосистемой, компьютерами, мобильными телефонами, внушительным баром и огромным аквариумом, где плавает гигантская золотая рыба. Нора, элегантная холеная женщина, предмет вожделения всех друзей дома, также лениво плавает в прекрасном и благоустроенном пространстве. Играет со своими тремя детьми, выпивает с подругой, наряжает елку, кокетничает с сослуживцами мужа. Анн Тисмер очень подробно, шаг за шагом показывает, как в ее героине нарастает отвращение к этой суррогатной жизни. Как медленно зреет гнев, страх, ненависть, отчаяние. Рука мужа, привычно проходящая по телу, вызывает судорожный спазм. Загнанная в угол Нора способна на все. Спектакль заканчивается револьверным выстрелом Норы, после которого она не торопясь выйдет из дома, прислонится к стене и глубоко, с облегчением вздохнет: все кончено.

В моноспектакле “Концерт по заявкам” Анн Тисмер играет одинокую старую деву мадемуазель Раш. Мышиный хвостик, сильные очки, строгая юбка, бесформенная сумка. Войдя в квартиру, она выложит продукты, кинет корм рыбке. Аккуратно снимет колготки и бросит их в корзину с грязным бельем. Наденет зеленую домашнюю кофту, а поверх – еще и розовую шерстяную полосу на поясницу - “от радикулита”. Закурит сигарету. За весь часовой спектакль героиня Тисмер не произнесет ни слова. Несколько раз мадемуазель Раш вздохнет, несколько раз всхлипнет от боли, когда врежется коленкой в острый угол кухонного стола. Удовлетворенно рыгнет, съев вкусный бутерброд. Издаст вздох облегчения, вставая с унитаза, на котором долго мучилась по большой нужде.

Анн Тисмер создает у зрителей ощущение, будто они наблюдают за ней в скрытую камеру. Актриса лепит свою героиню мельчайшими жестами, микроподробностями. Семенящая походка, суетливые движения. Постоянная внутренняя напряженность, словно сделала что-то не так. Манера делать бутерброд – почти роман. В финале спектакля героиня тщетно пытается заснуть. Читает книгу, пьет воду. Закрывает форточку в туалете. Проверяет краны. Потом достает снотворные таблетки. Аккуратно глотает одну и запивает водой. Затем высыпает на стол оставшиеся. Изучает их, поднеся вплотную к подслеповатым глазам. Глотает еще одну. Потом еще. За столом сидит одинокая фигурка, которая уже не может удержаться на стуле. Какая-то сила неуклонно тянет вниз хрупкое тело. Свет начинает расплываться и меркнуть...