Гастроли театра Льва Додина завершили юбилейную программу «Золотой Маски» и столичный театральный сезон. Подходя к его итогам, попытаемся поразмыслить о феномене под названием «фестивализация театральной жизни». Весь 2003 год и первая половина 2004-го – время не прекращающихся фестивалей, которые, перетекая один в другой, всякий раз порождали бурную рекламную кампанию и необыкновенное зрительское возбуждение.

Так и должно быть в Москве, коль скоро она дорожит титулом столицы мирового театра. Каждый фестиваль приносил массу невероятных удач: будь то спектакли Александра Лыкова в «Новой драме», «Психоз 4.48» на N.E.T. или «Времена года» Някрошюса в «Балтийском доме». Не говоря уже об объемной выставке российских шедевров, которую устроила «Золотая Маска» в год своего 10-летия.

Все это, казалось бы, дает повод к зрительскому счастью и гражданской радости, ибо фестивальный бум – свидетельство стабилизации культурной жизни. Личные фестивальные ощущения могу приравнять только к своему же детскому восторгу при посещении старой ВДНХ. Достижение на достижении, блеск довольства и глянец изобилия. Но... не может ресторанная еда заменить домашние обеды. Возвращаясь в спальный район, понимаешь, что прилавки местных гастрономов даже сегодня не повторяют витрины ВДНХ.

Наш обычный репертуарный театр не выдерживает никакой конкуренции с фестивальным размахом, инвестициями и информационной поддержкой. Фестивализация столичной жизни приводит к оскудению внимания к рядовой, будничной деятельности московских трупп. Им сегодня остро не хватает рекламного блеска, растяжек на Тверской, путинских и лужковских приветствий.

Ситуация напоминает коллизию незабвенной пьесы Александра Галина «Звезды на утреннем небе». В год московской Олимпиады столичных проституток выселили за 100-й километр, в подмосковный совхоз. Со слезами на глазах девушки разглядывают парящего в небе олимпийского Мишку, тоскуя при виде пролетающего мимо них символа чужой славы и чужого праздника.

Но спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Самая невыгодная сегодня для театра позиция – это демагогия: «Мы скромные, мы тихо творим свой культурный подвиг, не зависим от зрителя и не говорим громких слов». Современные ритмы мегаполиса, где театр не единственная форма досуга, заставляют за зрителя бороться. Клыками шоу-бизнеса: активной и навязчивой саморекламой, грамотным пиаром, новейшими технологиями общения с публикой. И это под силу любому театру. Стоит только захотеть.